Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" (далее - Заявитель) на действия Арбитражного суда Тульской области (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на выполнение работ по выборочному капитальному ремонту помещений (номер извещения 0166100004317000022) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В проекте государственного контракта не указано условие о том, что цена является твердой;
2. В Конкурсной документации неправомерно установлено требование о наличии и предоставлении участниками закупки в составе заявки свидетельства, выдаваемого саморегулируемой организацией;
3. В Конкурсной документации установлены противоречивые сроки действия обеспечения исполнения контракта.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 30 613 240 рубль;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 27.07.2017;
5) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника закупки;
6) дата предквалификационного отбора заявок на участие в Конкурсе - 01.08.2017;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 03.08.2017.
1. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьями 34 и 95 Закона о контрактной системе.
Пунктом "б" части 1 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в случае если по предложению заказчика увеличиваются предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги не более чем на десять процентов или уменьшаются предусмотренные контрактом количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги не более чем на десять процентов. При этом по соглашению сторон допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации цены контракта пропорционально дополнительному количеству товара, дополнительному объему работы или услуги исходя из установленной в контракте цены единицы товара, работы или услуги, но не более чем на десять процентов цены контракта. При уменьшении предусмотренных контрактом количества товара, объема работы или услуги стороны контракта обязаны уменьшить цену контракта исходя из цены единицы товара, работы или услуги. Цена единицы дополнительно поставляемого товара или цена единицы товара при уменьшении предусмотренного контрактом количества поставляемого товара должна определяться как частное от деления первоначальной цены контракта на предусмотренное в контракте количество такого товар.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что цена контракта определяется на основании предложений участников Конкурса, которая указывается при заключении контракта и не подлежит изменению, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе, что в свою очередь указано в пункте 2 проекта государственного контракта, пункте 32 информационной карты Конкурсной документации.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
По мнению Заявителя, в Градостроительный кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые вступили в силу 01.07.2017 в связи с чем требование о наличии и предоставлении исполнителем, участниками закупки в составе заявок на участие в Конкурсе свидетельства саморегулируемой организации является неправомерным.
Согласно пункту 14 информационной карты Конкурсной документации установлены, в том числе следующее требование к участникам закупки: наличие свидетельства саморегулируемой организацией.
Согласно части 3 статьи 55 Закона о контрактной системе заказчик размещает извещение о проведении повторного конкурса в единой информационной системе не менее чем за десять дней до даты вскрытия конвертов с заявками на участие в этом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в этом конкурсе. При этом объект закупки, количество товара, объем работы или услуги, требования, предъявляемые к участникам закупки, объекту закупки, условия контракта, содержащиеся в конкурсной документации и проекте контракта, должны соответствовать требованиям и условиям, которые содержались в конкурсной документации конкурса, признанного несостоявшимся, за исключением срока исполнения контракта, который должен быть продлен на срок не менее чем срок, необходимый для проведения повторного конкурса, и начальной (максимальной) цены контракта, которая может быть увеличена не более чем на десять процентов начальной (максимальной) цены контракта, предусмотренной конкурсной документацией конкурса, признанного несостоявшимся.
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что извещение о проведении Конкурса, который признан несостоявшимся, размещено 13.06.2017, то есть до внесения изменений в законодательство о градостроительной деятельности. Кроме того, Конкурсная документация, размещенная в рамках проводимой закупки (повторный конкурс), содержит положения документации несостоявшегося конкурса согласно части 3 статьи 55 Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно пункту 11 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать размер и условия обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктами 5.1-5.2, 5.6 проекта государственного контракта установлены следующие положения в отношении обеспечения исполнения контракта:
"Исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе, или внесением денежных средств на депозитный счет Заказчика. Способ обеспечения исполнения контракта определяется поставщиком самостоятельно. Оригинал безотзывной банковской гарантии перед началом оказания услуг передаётся Заказчику и возвращается подрядчику по истечении срока действия контракта. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия Контракта не менее чем на один месяц. Срок возврата заказчиком подрядчику денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется) составляет не более 2 (двух) месяцев после исполнения подрядчиком всех обязательств по контракту по его письменному заявлению".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения Конкурсной документации не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, Конкурсная документация наряду с предусмотренной пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Согласно пункту 1 Приложения N 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнении работ, в том числе, по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования с необходимостью предоставления документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно: - наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение соответствующих предмету закупки работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка; - наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Согласно положениям технического задания Конкурсной документации предметом закупки является выборочный капитальный ремонт помещений здания Арбитражного суда Тульской области, расположенных в объекте культурного наследия "Здание бывшего реального училища, где в октябре-ноябре 1919 г. Находился Военсовет Тульского Укрепленного района, являвшийся высшей гражданской и военной властью в губернии во время борьбы с Деникиным" по адресу: г. Тула, Красноармейский проспект, 5".
Пунктом 15 информационной карты документации об Аукционе установлены, в том числе следующие дополнительные требования к участникам закупки: "Наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в конкурсе на выполнение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, в том числе: - ремонт деревянных перекрытий зданий; - монтаж окон из ПВХ; - монтаж систем кондиционирования и вентиляции; - монтаж внутренних систем энергоснабжения; - слаботочных систем; - монтаж систем отопления, водоснабжения и канализации".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком ненадлежащим образом установлены дополнительные требования к участникам Конкурса в отношении излишнего указания видов работ, опыт по выполнению которых требуется от участника закупки.
Таким образом, действия Заказчика, ненадлежащим образом установившего в документации об Аукционе дополнительные требования к участникам закупки, не соответствуют части 2 статьи 31, части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, нарушают часть 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 01.08.2017 по делу N К - 973/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 1 августа 2017 г. N К-973-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017