На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ИП Завьялова А.И. (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по труду и занятости (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на оказание услуг по эксплуатационно-техническому обслуживанию здания центрального аппарата Федеральной службы по труду и занятости (номер извещения 0173100008517000026) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно установившего в документации об Аукционе требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, конкретных показателей результатов испытаний, а также компонентного состава товаров.
Представитель Заказчика частично согласился с доводом Заявителя.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 11.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 10 346 949,45 рублей;
3) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся.
1. Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при выполнении работ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с Приложением N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены, в том числе, например, следующие показатели:
- п.7 "Чистящее средство для санитарных зон N 1: коэффициент преломления 6,2-6,6° Brix";
- п.10 "Моющее средство N 6: Коэффициент преломления 11,0-11,5° Brix";
- п.22 "Средство для дезинфекции N 2: Содержание гидроокиси натрия 3-10%; Содержание этилендиаминте трауксусная кислота, соль тетранатрия менее 5%; Содержание катионных тензидов менее 5%";
- п.26 "Средство для удаления жевательной резинки: Содержание
1,1-дифторэтан должно быть более 81%; Температура вспышки 20-25° С";
- п.27 "Моющее средство N16: Содержание неионных тензидов 5-15%; Содержание органической щелочи 5-15%; Содержание анионных тензидов менее 5%";
- п.31 "Моющее средство N 18: Коэффициент преломления 11,5-12,0° Brix";
- п.32 "Средство для дезинфекции N 3: Содержание глутарового альдегида не менее 0,7; Содержание алкилдиметилбе нзиламмоний хлорида не менее 0,8";
- п.45 "Чистящее средство для санитарных зон N 6: расход - Предполагаемый расход моющего средства на один м. кв. пятьдесят/семьдесят мл.";
- п.46 "Средство для устранения неприятных запахов: Точка вспышки от 25 до 30°С; Точка кипения от 80 до 90°С" и другие.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление вышеуказанных требований в Приложении N1 к техническому заданию документации об Аукционе является технической ошибкой.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в п.17 Приложения N1 к техническому заданию документации об Аукционе установлено требование "Моющее средство N 11: должно быть щелочное. Показатель ph должен быть менее 7,5". При этом Заказчиком не установлено требование о соответствии нормативному документу, согласно которому участнику Аукциона необходимо предоставить конкретный показатель по вышеуказанному параметру, что может ввести участника закупки в заблуждение.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава товара, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе ненадлежащие требования к описанию участниками закупки товаров, используемых при оказании услуг, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. Кроме того, на заседании Комиссии при проведении внеплановой проверки было выявлено следующее нарушение.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с Приложением N1 к техническому заданию документации об Аукционе в п. 99 "Моющее средство N 49", п.100 "Моющее средство N 50", п.101 "Моющее средство N 51", п.103 "Моющее средство N 53" установлено требование "товарного знака не имеет, страна происхождения Российская Федерация".
Кроме того, В соответствии с Приложением N1 к техническому заданию документации об Аукционе в п.102 "Моющее средство N 52" установлено требование "страна происхождения Германия, товарный знак PUDOL Chemie GmbH & Co. KG, PUDOL".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что установление вышеуказанных требований в Приложении N1 к техническому заданию документации об Аукционе является технической ошибкой.
На основании вышеизложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика, установившего требования к стране происхождения товара, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку на участие в Аукционе подана одна заявка, которая признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
3. Передать материалы дела от 03.08.2017 N ВП - 408/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 августа 2017 г. N ВП-408-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2017