На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Академия защиты прав потребителей" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федеральной службы по аккредитации (далее - Заказчик) при проведении Единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия), Заказчиком открытого конкурса на право заключения государственного контракта на выполнение работ по модернизации и оказание услуг по поддержанию работоспособности ФГИС Росаккредитации (номер извещения 0195100000117000010) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, установившего в Конкурсной документации порядок оценки заявок на участие в Конкурсе не соответствующий требованиям Закона о контрактной системе в отношении показателей "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг", "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами".
Представители Заказчика сообщили, что Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Конкурсной документации, Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 30.06.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 174 906 660,23 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 24.07.2017;
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям Конкурсной документации, Закона о контрактной системе;
6) минимальное предложение о цене контракта, предложенное участниками закупки - 145 000 000 рублей ЗАО "Системные Проекты".
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 27.07.2017.
8) победителем Конкурса признано ООО "ИБС ЭКСПЕРТИЗА" с предложением о цене контракта 174 400 400 рублей.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий), с соответствующими значениями значимости 30%, 70%, а также коэффициентами значимостей 0,3; 0,7.
Критерий содержит следующие показатели:
"Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 1), "Обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами" (далее - Показатель N 2), с соответствующими значениями значимости 50%, 20%.
По Показателю N 1 предметом оценки является "выполнение штатными специалистами участника закупки контрольного примера в соответствии с положениями "Требования к контрольному примеру" приложения N 1.1 к информационной карте конкурса. При определении баллов по требованиям, требование считается реализованным, если в предоставленной участником инструкции приведено описание проверки оценки соответствия требования и проверка оценки соответствия требования была пройдена по инструкции Участника и в ходе проверки не возникло ошибок программного обеспечения контрольного примера". Участник должен предоставить в составе конкурсной заявки настроенное программное обеспечение (далее - ПО) контрольного примера и сопроводительную документацию. Согласно приложению N 1.1 к информационной карте конкурса установлены следующие положения (пункт 1.2) "Настроенное ПО контрольного примера может предоставляться в виде дистрибутива ПО или образа виртуальной машины в формате vmware esxi 5.5 GA с настроенным программным обеспечением. Состав предоставляемого ПО должен содержать все необходимые материалы для развертывания контрольного примера на тестовом стенде заказчика (описание стенда приведено в Разделе 3).
Предметом оценки по показателю N 2 является "обеспеченность участника открытого конкурса трудовыми ресурсами, а именно: наличие штатных сертифицированных специалистов, имеющих сертификаты следующего уровня:
1. Специалисты в области управления проектами уровня "Специалисты по управлению проектами уровня не ниже Сертифицированный Управляющий Проектами (IPMA Level B)" или сертифицированный профессионал в управлении портфелями (PMI PfMP) - не менее 1 (одного) специалиста;
2. Специалисты по методологиям, языкам и CASE-средствам моделирования бизнес-процессов (ARIS или UML, или ArchiMate) - не менее 1 (одного) специалиста;
3. Специалисты по управлению информационными технологиями уровня CGEIT (Certified in Governance of Enterprise IT) - не менее 1 (одного) специалиста;
4. Специалисты в области аудита информационных технологий уровня CISA (Certified Information Systems Auditor) - не менее 1 (одного) специалиста;
5. Специалисты в области построения архитектуры информационных технологий уровня TOGAF 9 Certified - не менее 1 (одного) специалиста;
6. Специалисты в области управления ИТ-услугами и ИТ-процессами уровня ITIL V3 Foundation Certificate in IT Service Management - не менее 1 (одного) специалиста;
7. Специалисты в области управления ИТ-услугами и ИТ-процессами уровня Manager's Certificate in IT Service Management - не менее 1 (одного) специалиста;
8. Специалисты в области проектирования и разработки баз данных - не менее 3 (трех) специалистов;
9. Специалисты в области больших данных и/или в области машинного обучения - не менее 2 (двух) специалистов.
Оценке подлежит подтвержденное количество направлений, обеспеченных трудовыми ресурсами, с учетом наличия требуемого количества специалистов по каждому из указанных направлений.
При этом направление считается подтвержденным, если участник конкурса в составе заявки подтвердил наличие необходимого указанного количества специалистов. Учитываются только штатные специалисты, квалификация которых подтверждена представленными в составе заявки копиями соответствующих сертификатов (в случае наличия сертификатов на иностранном языке, копия сертификата должна сопровождаться переводом на русский язык) и копиями документов, подтверждающих наличие данного специалиста в штате компании участника закупки (приказы о приёме на работу специалистов или копии трудовых договоров или копии трудовых книжек). Предельно необходимое максимальное значение - 9 направлений".
На заседании Комиссии представители Заказчика сообщили, что порядок оценки по вышеуказанным показателям установлен в соответствии с потребностью Заказчика с учетом особенностей и специфики предмета закупки на выполнение работ по модернизации и оказанию услуг по поддержанию работоспособности ФГИС Росаккредитации.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком неправомерно установлен в Конкурсной документации порядок оценки заявок по Показателю N 2, в рамках которого оценке подлежат специалисты, находящиеся исключительно в штате участника Конкурса, что нарушает пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия, считает, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в связи с тем, что итоговый рейтинг участников Конкурса, ранжированный в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся условий исполнения контракта, не изменился.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 07.08.2017 по делу N К - 1003/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы по указанным нарушениям для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 7 августа 2017 г. N ВП-414-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2017