Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ЗАО "Системные проекты" (далее - Заявитель) на действия конкурсной комиссии Государственного учреждения Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Конкурсная комиссия), Государственного учреждения Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по созданию единой государственной информационной системы социального обеспечения (номер извещения 0273100000117000093) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Конкурсной комиссии при проведении Заказчиком, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Конкурсной Комиссии:
1. Конкурсной комиссией ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя на участие в Конкурсе по показателю "Высококвалифицированные специалисты с ученой степенью (кандидат, доктор) в области экономических наук, технических наук и физико-математических наук".
2. Конкурсная комиссия неправомерно признала заявки ООО "МП" и ООО "Магелан" соответствующими требованиям Конкурсной документации.
3. Конкурсной комиссией ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки Заявителя на участие по показателю "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, которые прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематикам в области технического проектирования автоматизированных информационных систем".
4. Конкурсной комиссией ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки ООО "Магелан" по показателю "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, которые прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематикам в области технического проектирования автоматизированных информационных систем".
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом жалобы Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Конкурсная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 19.05.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 159 500 000 рублей;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
4) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Конкурсе допущено 3 участника закупки;
6) дата вскрытия конвертов на участие в Конкурсе - 09.06.2017;
7) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 25.07.2017;
8) победителем Конкурса признан Заявитель с предложением о цене контракта 157 916 300 рублей.
1. В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Решением Комиссии от 27.06.2017 по делу N К-784/17 (далее - Решение) в действиях Конкурсной Комиссии выявлены нарушения частей 3, 5 статьи 53 Закона о контрактной системе, выразившиеся в принятии неправомерного решения о несоответствии заявки участника закупки ООО "Системные проекты" требованиям Конкурсной документации и Закону о контрактной системе, а также оценившей заявку победителя конкурса ООО "Магелан" не в соответствии с порядком оценки, установленным Конкурсной документацией
Комиссией ФАС России по контролю в сфере закупок на основании решения от 27.06.2017 по делу N К-784/17 выдано предписание (далее - Предписание), согласно которому, в том числе, Заказчику, Конкурсной комиссии необходимо:
- отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 14.06.2017 N ПРО1 и назначить новую дату рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, а также разместить в ЕИС информацию об отмене Протокола. При этом дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе должна быть назначена не ранее чем через 6 рабочих дней со дня отмены Протокола.
- в срок, установленный в соответствии с пунктом 1 Предписания, осуществить рассмотрение и оценку заявок, поданных участниками закупки до окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе и в отношении которых участниками закупки внесено обеспечение, в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения Комиссии по делу от 27.06.2017 по делу N-784/17.
На заседании Комиссии установлено, что Заказчиком, Конкурсной комиссией Предписание не исполнено надлежащим образом, поскольку оценка заявки участника закупки ООО "Системные проекты" по показателю N 1 Конкурсной документации "Высококвалифицированные специалисты с ученой степенью (кандидат, доктор) в области экономических наук, технических наук и физико-математических наук" осуществлена не в соответствии с Решением и Предписанием.
Таким образом, действия Заказчика, Конкурсной комиссии, не исполнивших предписание от 27.06.2017 по делу N К-784/17 надлежащим образом, нарушают пункт 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по иным показателям, предусмотренным критерием "Квалификация участника закупки" Конкурсной документации, заявке участника закупки ООО "Системные проекты" присвоено 0 баллов.
Учитывая, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении указанного нарушения Закона о контрактной системе не выдано.
2. В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации. При этом, согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3.1 статьи 53 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником конкурса в соответствии с частью 2 статьи 51 Закона о контрактной системе, конкурсная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в конкурсе на любом этапе его проведения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе Конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, в том числе должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно инструкции по заполнению на участие заявок на участие в Конкурсе (далее - Инструкция), установлено, в том числе следующее: "В случае перечисления показателей характеристики через "точку с запятой", при сопровождении символа "/" (за исключением использования символа "/" в значениях "Gb/s", "Mb/s", "об/мин", "мм/с", "г/мл", "м
/ч" а также в любых иных стандартных значениях символа "/" используемых производителем, какого либо товара (пример "Лампа компактная люминесцентная 18w/840"), а также при сопровождении союза "или" участник конкурса должен указать конкретное значение по своему выбору. Перечисление показателей характеристики через "запятую (",")" означает, что используются характеристики со всеми перечисленными показателями (характеристиками)".
Изучив Инструкцию, Комиссия приходит к выводу, что положениями Инструкции установлены требования к характеристикам товаров.
Вместе с тем, согласно Конкурсной документации, объектом закупки является создание единой государственной информационной системы социального обеспечения.
При этом, в техническом задании Конкурсной документации отсутствует перечень товаров, характеристики которых необходимо указывать в соответствии с Инструкцией.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего в Конкурсной документации ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок на участие в Конкурсе, нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по данному основанию ни одна из заявок на участие в Конкурсе не была отклонена.
Вместе с тем, статьей 53 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев, в которых заявка на участие в открытом конкурсе подлежит отклонению.
Изучив заявки участников конкурса ООО "Магелан" и ООО "МП", Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные заявки участников Конкурса не противоречат требованиям Инструкции и Конкурсной документации.
Таким образом, Комиссии не представляется возможным прийти к однозначному выводу, что действия Конкурсной Комиссии, признавшей участников Конкурса ООО "МП" и ООО "Магелан" соответствующими требованиям Конкурсной документации, противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
3. В соответствии с пунктом 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Согласно пункту 8 Правил, в документации о закупке заказчик обязан указать используемые для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии оценки и величины значимости критериев оценки. При этом количество используемых для определения поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев оценки при осуществлении закупки должно быть не менее двух, одним из которых должен быть критерий оценки "цена контракта", а в случаях, предусмотренных пунктом 5 Правил, - критерий оценки "стоимость жизненного цикла".
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
1) Цена контракта - значимость критерия: 30 %.
2) "Квалификация участников закупки" - значимость критерия: 70% (далее Критерий N 2)
В соответствии с пунктом 30 Конкурсной документации в рамках Критерия N 2 по показателю N 2 "Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематикам в области технического проектирования автоматизированных информационных систем" (подтверждается копиями сертификатов)", участнику Конкурса необходимо в составе заявки представить копии сертификатов о прохождении курсов обучения и сдачи экзамена по тематикам в области технического проектирования автоматизированных информационных систем (Sparx Enterprise Architect, IBM Rational Software Architect, Microsoft Visual Studio Team System, Eclipse Power Designer).
Вместе с тем, пунктом 3.1.2 части 2 Конкурсной документации установлено, что все документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе, должны быть составлены на русском языке. Документы на иностранном языке, входящие в состав заявки должны иметь надлежащим образом заверенный перевод на русский язык.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 25.07.2017 N ПРО2 (далее - Протокол), в составе заявки Заявителя по показателю N 2 представлено 122 специалиста, при это в составе заявки Заявителя представлены документы (сертификаты специалистов) на иностранном языке, которые не содержат надлежащим образом заверенный перевод на русский язык, в связи с чем, заявке Заявителя по вышеуказанному показателю присвоено 0 баллов.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что в соответствии с требованиями Конкурсной документации, переводу на русский язык подлежит все содержимое документа, представляемого в составе заявки на участие в Конкурсе.
Дополнительно представители Заказчика пояснили, что в сертификатах на иностранном языке, представленных в составе заявки Заявителя на участие в Конкурсе в качестве подтверждения квалификации участника по показателю N 2, отсутствует надлежащий перевод, в соответствии с требованиями Конкурсной документации.
Изучив заявку Заявителя, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Конкурсной комиссии не противоречат требованиям Закона о контрактной системе, при этом иного на заседании Комиссии Заявителем не доказано.
4. По мнению Заявителя, Конкурсной комиссией ненадлежащим образом осуществлена оценка заявки ООО "Магелан" по показателю N 2 Специалисты участника конкурса, привлекаемые для выполнения работ по данному конкурсу, прошли курсы обучения и сдали экзамен по тематикам в области технического проектирования автоматизированных информационных систем" (подтверждается копиями сертификатов)", а именно сертификаты, представленные в составе заявки ООО "Магелан" не соответствует тематике работ, установленных Конкурсной документацией.
Согласно показателю N 2 в рамках Критерия N 2 участнику Конкурса необходимо представить сертификаты, подтверждающие квалификацию специалистов участника конкурса, привлекаемых для выполнения работ по данному конкурсу, подтверждается копиями сертификатов о прохождении курсов обучения и сдачи экзамена по тематикам в области технического проектирования автоматизированных информационных систем (Sparx Enterprise Architect, IBM Rational Software Architect, Microsoft Visual Studio Team System, Eclipse Power Designer).
Согласно Протоколу, Конкурсной Комиссией принято к оценке 24 специалиста, сведения в отношении которых представлены в заявке ООО "Магелан".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что сертификат подлежит оценке, в случае подтверждения квалификации участника по техническому проектированию одной из автоматизированных информационных систем (Sparx Enterprise Architect, IBM Rational Software Architect, Microsoft Visual Studio Team System, Eclipse Power Designer).
Изучив заявку ООО "Магелан", Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Конкурсной комиссии не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Заявителем на заседании Комиссии иного не доказано.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ЗАО "Системные проекты" обоснованной в части ненадлежащей оценки Конкурсной комиссией заявки на участие Конкурсе ЗАО "Системные проекты".
2. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать материалы от 04.08.2017 по делу N К-995/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 4 августа 2017 г. N К-995-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2017