Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26 июля 2017 г. N 179/2017
Резолютивная часть объявлена 26 июля 2017 года Изготовлено в полном объеме 31 июля 2017 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии, |
... |
член Комиссии, |
|
... |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", Общество, заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя не поступало) |
|
Заказчик |
Администрация Коммунаровского сельсовета Беловского района Курской области (далее - заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя не поступало) |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144300006517000004 |
|
Объект закупки |
строительство объекта: "Водоснабжение центральной усадьбы пос. Коммунар, Беловского района, Курской области" |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
10 455 243 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
1. в нарушение требований ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), в позициях 2 "Кислород технический газообразный", 4 "Ацетилен газообразный технический", 16 "Флюсы", 27 "Очес", 37 "Известь", 49 "Пропан бутан", 50 "Растворитель", 73 "Смазка", 74 "Парафины", 75 "Бензин", 77 "Цемент" раздела 5.2 "Характеристики материалов" аукционной документации заказчика содержатся требования к характеристикам используемых при выполнении работ товаров (материалов), которые могут быть известны только после проведения определенных испытаний, что приводит к ограничению количества участников закупки.
2. в нарушение требований ч.6 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_" заказчиком сокращен срок подачи заявок на участие в электронном аукционе.
3. в нарушение требований ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.) заказчиком в аукционной документации не установлена группа работ строительных, на выполнение которых требуется подтверждение участниками закупки соответствия требованиям п.2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0144300006517000004, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет:
- дата размещения изменения извещения о проведении электронного аукциона - 05.07.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок - 20.07.2017 г.;
- согласно протоколу рассмотрения заявок от 24.07.2017 г., на участие в электронном аукционе было подано две заявки с порядковыми номерами 1 и 2. Аукционной комиссией заказчика было принято решение о допуске к участию в электронном аукционе указанных участников закупки и признании их участниками электронного аукциона.
1. В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки.
Пунктом 1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." определено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с п.п."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование к содержанию первой части аукционной заявки и инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе установлено заказчиком в п.2.2 "Содержание заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по её заполнению" раздела "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ" аукционной документации.
Согласно указанной инструкции, требования к товарам, используемым при выполнении работ, с показателями, имеющими максимальные и (или) минимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, указаны в п.5.2 раздела 5 "ОПИСАНИЕ ОБЪЕКТА ЗАКУПКИ" документации об электронном аукционе.
Как подтверждается материалами настоящего дела, заказчиком при описании характеристик товаров (материалов), перечисленных в п.5.2. раздела 5 аукционной документации, использованы показатели, предусмотренные положениями действующих государственных стандартов.
В соответствии с содержанием ГОСТов, указанных заказчиком в описании объекта закупки аукционной документации, конкретные значения характеристик товаров, указанных заказчиком в описании объекта закупки с сопровождением словами "не более", "не менее" становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
Пунктом п.2 раздела "ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ, СОСТАВУ ЗАЯВКИ НА УЧАСТИЕ В АУКЦИОНЕ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕЕ ЗАПОЛНЕНИЮ" аукционной документации (стр.75) заказчиком установлено: "_В случае, если участник закупки не располагает конкретным значением показателя, соответствующего требованиям, установленным документацией об аукционе ввиду того, что не имеет требуемый товар (материал) в наличии, либо конкретное значение такого показателя не может быть обеспечено технологией производства с предусмотренной действующими стандартами точностью и в соответствии с действующими стандартами определяется производителем по результатам испытания готовой продукции, участник закупки вправе указать в первой части своей заявки неконкретное значение такого показателя, в пределах которого производителем гарантировано конкретное значение. При этом указываемое участником в первой части заявки неконкретное значение показателя должно удовлетворять требованиям, установленным в отношении такого показателя документацией об аукционе_".
Таким образом, в инструкции по заполнению первой части аукционной заявки заказчиком учтено то обстоятельство, что ФЗ "О контрактной системе..." не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, и не установлено императивного требования об указании конкретных значений таких характеристик.
При таких обстоятельствах, данный довод жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" не нашел своего подтверждения материалами дела.
2. В силу ч.6 ст.65 ФЗ "О контрактной системе..." заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.
Как установлено Комиссией и подтверждается материалами настоящего дела, изменения документации об электронном аукционе N0144300006517000004 размещены заказчиком в ЕИС 05.07.2017 г.
Начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей. При этом, согласно измененного извещения о проведении электронного аукциона для закупки N0144300006517000004 заказчиком установлена дата окончания подачи заявок - 20.07.2017 г. Указанный срок установлен заказчиком с отступлением от требований ч.6 ст.65 ФЗ "О контрактной системе...", согласно которым, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, изменения, внесенные в аукционную документацию заказчик размещает в ЕИС не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Как установлено ст.191 Гражданского кодекса РФ, начало срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Исходя из вышеуказанных положений, пятнадцатидневный срок отсчитывается, начиная со следующего дня с момента размещения заказчиком измененной аукционной документации в ЕИС. В указанный срок также не включается установленный день истечения срока предоставления заявок на участие в аукционе.
Фактически, изменение извещения о проведении электронного аукциона размещено заказчиком в ЕИС за четырнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе, а не за пятнадцать дней, как определено законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок. Исходя из чего, заказчиком сокращены сроки подачи заявок, определенные ч.6 ст.65 ФЗ "О контрактной системе_".
3. Согласно ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.ч.2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Как установлено ч.5 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Как подтверждается материалами дела, заказчиком в аукционной документации установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с постановлением Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.
Пункт 2 приложения N1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г. содержит дополнительные требования к участникам закупки о "наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно примечанию <*> к списку дополнительных требований, установленных в п.2 приложения N1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., "Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)".
В разделе "ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ УЧАСТНИКАМ АУКЦИОНА ТРЕБОВАНИЯ И ИСЧЕРПЫВАЮЩИЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ, КОТОРЫЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕНЫ УЧАСТНИКАМИ АУКЦИОНА В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ 2 СТАТЬИ 31 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 05 АПРЕЛЯ 2013 ГОДА N 44-ФЗ "О КОНТРАКТНОЙ СИСТЕМЕ В СФЕРЕ ЗАКУПОК ТОВАРОВ, РАБОТ, УСЛУГ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД" аукционной документации заказчиком указано: "При осуществлении данной закупки заказчик устанавливает следующие дополнительные требования к участникам закупки: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих (работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства; работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки)) работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке".
При таких обстоятельствах, перечисление заказчиком в аукционной документации дополнительных требований к участникам закупки по постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г. без указания конкретной группы работ строительных может ввести в заблуждение потенциальных участников закупки относительно данного требования, носит неоднозначный характер, противоречит ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" и постановлению Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено следующее.
Согласно ч.2 ст.110.2 ФЗ "О контрактной системе_", Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
В соответствии с пунктом "а" ч.2 постановления Правительства РФ от 15.05.2017 г. N570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - постановление Правительства РФ N570 от 15.05.2017 г.), возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных указанным постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке.
Из аукционной документации следует, что объектом закупки N0144300006517000004 является строительство объекта: "Водоснабжение центральной усадьбы пос. Коммунар, Беловского района, Курской области" (стр. 2, 36, 41, 42, 87 аукционной документации).
Вместе с тем, требования к участникам закупки, предусмотренные постановлением Правительства РФ N570 от 15.05.2017 г., в аукционной документации заказчиком не установлены, что является нарушением требований ч.2 ст.110.2 ФЗ "О контрактной системе...", постановления Правительства РФ N570 от 15.05.2017 г.
На основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика - Администрации Коммунаровского сельсовета Беловского района Курской области обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.2 ст.31, ч.6 ст.65 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.
2. Признать заказчика - Администрацию Коммунаровского сельсовета Беловского района Курской области нарушившим требования ч.2 ст.31, ч.6 ст.65, ч.2 ст.110.2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., постановления Правительства N570 от 15.05.2017 г.
3. Выдать заказчику - Администрации Коммунаровского сельсовета Беловского района Курской области предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ...
5. Передать материалы дела N179/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Передать материалы дела N179/2017 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 26 июля 2017 г. N 179/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2017