Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 28 июля 2017 г. N 184/2017
Резолютивная часть объявлена 28 июля 2017 года Изготовлено в полном объеме 02 августа 2017 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии, |
... |
член Комиссии, |
|
... |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее - ООО "Перспектива", Общество, заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя не поступало) |
|
Заказчик |
муниципальное казенное учреждение "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" города Железногорска (далее - МКУ "Дирекция по строительству", заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
..., представлен документ, удостоверяющий личность |
|
Ф.И.О. представителя единственного участника закупки (ООО "СтройМастерЛюкс") |
... (по доверенности) представлен документ, удостоверяющий личность |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0844300000417000005 |
|
Объект закупки |
выполнение работ по ремонту автодорог улиц города Железногорска Курской области |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
94 800 000 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
1. в нарушение требований п.6 ч.5 ст.63 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона не установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) (далее - свидетельство СРО), что вводит в заблуждение участников закупки.
2. в нарушение требований ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - постановление Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.) заказчиком в аукционной документации не установлены дополнительные требования к участникам закупки, предусмотренные ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", постановлением Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.
3. в нарушение ст.70 ФЗ "О контрактной системе_" в п.13.6 проекта контракта заказчиком установлено требование о подписании контракта в письменной форме.
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0844300000417000005, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС):
- дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 07.07.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок - 24.07.2017 г.;
- согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 25.07.2017 г., единой комиссией заказчика было принято решение о соответствии участника закупки с порядковым номером заявки 1 требованиям аукционной документации и ФЗ "О контрактной системе_". На основании ч.16 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_" единой комиссией заказчика было принято решение о признании электронного аукциона N0844300000417000005 несостоявшимся.
1. Довод жалобы ООО "Перспектива" N1 Комиссия признает необоснованным ввиду того, что в п.1 раздела "Требования к участникам" извещения о проведении электронного аукциона, сформированного с использованием интерфейса электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", заказчиком установлено: "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ)
Наличие свидетельства о допуске к данному виду работ".
Кроме того, в п.19 "Единые требования к участникам закупки (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона)" аукционной документации заказчиком также установлено: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствие с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ от 29.12.2004 N190-ФЗ, Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 N624 лицо, выполняющее работы, являющиеся объектом закупки, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, а именно:
33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком):
33.2. Транспортное строительство
33.2.1 Автомобильные дороги и объекты инфраструктуры автомобильного транспорта;
При этом в Свидетельстве СРО должно быть разрешено члену саморегулируемой организации осуществлять организацию работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства, стоимость которых по одному договору не менее, чем стоимость работ по контракту, заключаемому по результатам настоящего аукциона.
Свидетельство, должно быть действительно на протяжении периода исполнения контракта".
Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
К таким требованиям относится, в частности, требование к участнику закупки о наличии разрешительных документов (например, выписка из реестра членов саморегулируемой организации, выданная саморегулируемой организацией).
В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей.
Таким образом, участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, подтверждением чего, в соответствии с нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, является действующая в течении одного месяца с даты выдачи саморегулируемой организацией выписка из реестра членов саморегулируемой организации.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, размещенного в ЕИС 07.07.2017 г., аукционной документации, объектом закупки N0844300000417000005 является выполнение работ по ремонту автодорог улиц города Железногорска Курской области.
Следует отметить, что с 01.07.2017 г. вступили в силу изменения, внесенные Федеральными законами от 03.07.2016 г. N372-ФЗ, N373-ФЗ, согласно которым участники закупок в подтверждение требования п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" представляют в составе вторых частей аукционных заявок действующую выписку из реестра членов саморегулируемой организации, при начальной (максимальной) цене контракта свыше трех миллионов рублей.
Как подтверждается материалами дела, требование к участникам закупки о предоставлении в составе аукционной заявки действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации заказчиком в аукционной документации, проекте контракта не установлено, что является нарушением п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...".
Так, в п.4.1.3 проекта контракта заказчиком установлено требование к подрядчику: "До начала работ Подрядчик обязан предъявить Заказчику свидетельство о допуске (при необходимости) на выполнение работ".
Из содержания представленной второй части заявки N1 следует, что единственный участник закупки (ООО "СтройМастерЛюкс") представил в составе второй части заявки выписку из реестра членов саморегулируемой организации, чем подтвердил соответствие п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, нарушение заказчиком требований п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" не повлияло на порядок отбора участников электронного аукциона.
2. В соответствии с ч.4 ст.31 ФЗ "О контрактной системе...", в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В силу ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе..." Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг устанавливаются в соответствии с п.2 приложения N1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.
Согласно п.2 приложения N1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., к участникам закупки на выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Согласно примечанию требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).
При этом, согласно п.2 приложения N1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г., установлен перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, а именно:
- копия исполненного контракта (договора);
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные ч.2 ст.9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Согласно извещения о проведении электронного аукциона, аукционной документации, объектом закупки является выполнение работ по ремонту автодорог улиц города Железногорска Курской области.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что работы, предусмотренные проектом контракта, относятся к работам по текущему ремонту, в связи с чем, дополнительные требования в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" и постановлением Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г. заказчиком не устанавливались.
Учитывая, что объект закупки не относится к работам по капитальному ремонту, Комиссия приходит к выводу, что в аукционной документации заказчиком правомерно не установлены дополнительные требования к участникам закупки для подтверждения соответствия ч.2 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", п.2 приложения N1 постановления Правительства РФ N99 от 04.02.2015 г.
При таких обстоятельствах, довод жалобы Общества не нашел своего подтверждения материалами дела.
3. Статьей 70 ФЗ "О контрактной системе_" установлен порядок заключения контракта по результатам электронного аукциона.
Согласно ч.3 ст.70 ФЗ "О контрактной системе_", в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с ч.7 ст.70 ФЗ "О контрактной системе_", в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
Согласно ч.8 ст.70 ФЗ "О контрактной системе_", с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного ч.7 ст.70 ФЗ "О контрактной системе_" и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Таким образом, согласно положениям ФЗ "О контрактной системе_" не предусмотрено заключение контракта в письменной форме на бумажном носителе.
На заседании Комиссии представитель заказчика пояснил, что в установленном в п.13.6 проекта контракта требовании заказчик действительно предполагал наличие контракта в бумажном виде в дополнение к заключенному контракту в электронной форме по результатам электронного аукциона.
В п.13.6 проекта контракта заказчиком указано: "Настоящий контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон".
Данная формулировка определяет наличие контракта как у заказчика, так и у подрядчика, и предполагает наличие двух экземпляров контракта. Пункт 13.6 проекта контракта, по мнению Комиссии, изложен заказчиком некорректно, так как по результатам электронного аукциона ч.7 ст.70 ФЗ "О контрактной системе_" предусмотрено заключение контракта исключительно в электронной форме.
Довод жалобы заявителя обоснован.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено следующее.
1. Согласно п.8 ст.42, ч.5 ст.63, ч.1 ст.64, ч.1 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_", извещение, аукционная документация должны содержать требования к предоставлению обеспечения исполнения контракта, предусмотренные ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
Частью 1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_" установлено:
- если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N0844300000417000005, начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей - 94 800 000 руб. 00 коп. (девяноста четыре миллиона восемьсот тысяч) рублей 00 копеек. Таким образом, заказчик обязан указать в извещении, аукционной документации условия предоставления обеспечения исполнения контракта по ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", как механизм защиты от недобросовестных участников.
Как подтверждается сведениями официального сайта ЕИС, заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона N0844300000417000005, сформированном с использованием интерфейса официального сайта ЕИС, указано: "В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)".
Вместе с тем, в соответствии с требованиями п.30 "Антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона" аукционной документации, заказчиком предусмотрена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в случае, "если при проведении электронного аукциона участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на 25 и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в пункте 25 документации об электронном аукционе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки_ К информации, подтверждающей добросовестность участника закупки, относится информация, содержащаяся в реестре контрактов_", что не соответствует начальной (максимальной) цене контракта и ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
При таких обстоятельствах, заказчиком нарушены требования ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
2. Согласно ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
Частью 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе_" установлены единые требования к участникам закупки.
В силу ч.5 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", информация об установленных требованиях в соответствии с ч.ч.1, 1.1, 2 и 2.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В п.19 "Единые требования к участникам закупки (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона)" аукционной документации заказчиком установлены требования к участникам закупки, не соответствующие п.7 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", а также отсутствует требование, предусмотренное п.7.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" (не учтены изменения и дополнения, внесенные Федеральным законом от 28.12.2016 г. N489-ФЗ в ФЗ "О контрактной системе_"). Так, ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" (редакция от 07.06.2017 г.) содержит следующие требования к участникам закупки:
7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные ст.ст.289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации;
7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, установив в аукционной документации требования к участникам закупки по п.7 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" в старой редакции, а также не установив требование п.7.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", заказчик нарушил ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_". Следовательно, довод жалобы заявителя обоснован.
В то же время, единственный участник закупки задекларировал соответствие требованиям п.7, п.7.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" с учетом внесенных изменений в ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
При таких обстоятельствах, допущенные заказчиком нарушения требований ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" не повлияли на порядок отбора участников закупки.
3. Согласно п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе_".
В соответствии с требованиями п.1 и п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В приложении N1 "Техническое задание" аукционной документации заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. При этом заказчиком указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Как пояснил представитель заказчика в ходе рассмотрения дела, следует из содержания технического задания аукционной документации и подтверждается материалами дела, заказчиком при описании характеристик товаров, перечисленных в техническом задании, использованы показатели, предусмотренные положениями действующих государственных стандартов.
В соответствии с содержанием ГОСТов, указанных заказчиком в техническом задании аукционной документации, конкретные значения характеристик товаров, указанных заказчиком в описании объекта закупки с сопровождением словами "не более", "не менее", ... становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
Как установлено Комиссией, подтверждается материалами дела и пояснениями в ходе рассмотрения дела представителя заказчика, в аукционной документации заказчиком не установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в электронном аукционе помимо конкретных показателей товара, сведений о конкретных показателях характеристик товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром.
Комиссией установлено, что требования заказчика к значениям характеристик товаров "смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон", "бордюрный камень", "адгезионная дорожная присадка", установленные заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 6665-91, ГОСТ Р 52129-2003, являются требованиями к составляющим компонентам применяемого товара (асфальтобетонной смеси, бордюрного камня), результатам испытаний, что нарушает нормы ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе_".
Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе_" не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, требования заказчика об указании участниками конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (письмо ФАС России NИА/44563/16 от 01.07.2016 г.).
Кроме того, в силу требований п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3 - 6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно ч.3 ст.7 ФЗ "О контрактной системе..." информация, предусмотренная ФЗ "О контрактной системе_" и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Так, раздел 39 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе и инструкция по ее заполнению" аукционной документации содержит следующее: "Инструкция по заполнению заявки: Для участия в электронном аукционе участник закупки, получивший аккредитацию на электронной площадке, подает заявку на участие в электронном аукционе в соответствии с регламентом, установленным оператором электронной площадки.
Заявка на участие в электронном аукционе, подготовленная участником размещения заказа, должна быть cоставлена на русском языке. Входящие в заявку на участие в электронном аукционе документы, оригиналы которых выданы участнику закупки третьими лицами на ином языке, могут быть представлены на этом языке при условии, что к ним будет прилагаться перевод на русский язык. В случае противоречия оригинала и перевода преимущество будет иметь перевод.
Все документы, входящие в состав заявки на участие в электронном аукционе, должны иметь четко читаемый текст.
Сведения, содержащиеся в заявке на участие в электронном аукционе, не должны допускать двусмысленных толкований.
При осуществлении закупки на право заключения контракта на поставку товара, на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар, участник закупки в составе первой части заявки должен предоставить сведения в соответствии с теми данными о поставляемом товаре или используемом при выполнении работы, оказании услуги товаре (материалах), которые указаны в Техническом задании (Приложение N 1 к документации об электронном аукционе). При описании характеристик товара (используемых материалов при выполнении работы, оказании услуги) участник электронного аукциона должен применять общепринятые обозначения и наименования (единицы измерения, наименования показателей, технических, функциональных параметров) в соответствии с требованиями действующих нормативных документов и обозначениями, установленными в Техническом задании.
При указании в первой части заявки на участие в электронном аукционе информации о наименовании страны происхождения товара участник закупки должен руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.
Ответственность за достоверность сведений о конкретных показателях предлагаемого к поставке или используемого при выполнении работы, оказании услуги товара, о товарном знаке (его словесном обозначении) (при наличии), знаке обслуживания (при наличии), фирменном наименовании (при наличии), патентах (при наличии), полезных моделях (при наличии), промышленных образцах (при наличии), наименовании страны происхождения товара, указанных в первой части заявки, несет участник электронного аукциона.
Документы в составе второй части заявки, предусмотренные подпунктами 6, 7 (см. выше), предоставляются в случае установления соответствующих преимуществ, условий, запретов и ограничений в соответствии с действующим законодательством и документацией об электронном аукционе.
Несоблюдение указанных требований является основанием для принятия комиссией по осуществлению закупок решения о признании заявки участника не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе".
Таким образом, несмотря на то, что инструкция по заполнению заявки присутствует в аукционной документации, ее наличие носит формальный характер, так как содержание инструкции является прямой цитатой норм ст.63 и ст.66 ФЗ "О контрактной системе...".
В соответствии с ч.2 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В п.5 "Наименование, описание и объем (количество) объекта закупки" аукционной документации заказчик указал: "Подробное описание работ, объем выполняемых работ и требование к материалам, используемых при выполнении работ находится в приложении N 1 "Техническое задание", приложении N 2 "Обоснование начальной (максимальной) цены" и приложении N 6 "Дефектные ведомости" к документации об электронном аукционе)".
Следовательно, устанавливая в п.39 аукционной документации в данном виде инструкцию по заполнению заявок на участие в электронном аукционе, заказчик затрудняет возможность участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые заказчику показатели товаров (материалов).
Установление заказчиком ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.
Действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к содержанию инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, являются несоответствующими требованиям п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_".
Учитывая, что за разъяснениями положений документации об электронном аукционе потенциальные участники закупки в адрес заказчика не обращались, а также то, что на участие в электронном аукционе была подана одна заявка, признанная единой комиссией заказчика соответствующей требованиям аукционной документации и ФЗ "О контрактной системе...", нарушение требований п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" не повлекло нарушения законных прав и интересов участника электронного аукциона.
На основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" на действия заказчика - муниципального казенного учреждения "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" города Железногорска обоснованной в части нарушения заказчиком требований ч.7 ст.70 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
2. Признать заказчика - муниципальное казенное учреждение "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" города Железногорска нарушившим требования п.1 ч.1 ст.31, ч.1 ст.33, ч.1 ст.37, ч.7 ст.70, ч.1, ч.3 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику - муниципальному казенному учреждению "Дирекция по организации строительства и реконструкции объектов муниципальной собственности" города Железногорска предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ...
5. Передать материалы дела N184/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
6. Передать материалы дела N184/2017 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 28 июля 2017 г. N 184/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2017