Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 31 июля 2017 г.
Резолютивная часть объявлена 31 июля 2017 года Изготовлено в полном объеме 03 августа 2017 года |
г. Курск |
|
Состав Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии, |
... |
член Комиссии, |
|
... |
член Комиссии, |
|
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - ООО "Профит-плюс", Общество, заявитель) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя не поступало) |
|
Заказчик |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области (далее - МБОУ "Ушаковская СОШ" Курского района Курской области, заказчик) |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
... (по доверенности), представлен документ, удостоверяющий личность |
|
Уполномоченный орган |
Администрация Курского района Курской области |
|
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей уполномоченного органа |
..., ... (по доверенности), представлены документы, удостоверяющие личность |
|
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
|
Закупка N |
0144300040617000064 |
|
Объект закупки |
выполнение работ по капитальному ремонту МБОУ "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области |
|
Начальная (максимальная) цена контракта |
34 500 000 руб. 00 коп. |
Доводы жалобы:
по мнению заявителя, в нарушение требований ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ "О контрактной системе..."), техническое задание аукционной документации заказчика содержит требования к характеристикам используемых при выполнении работ товаров (материалов), точное значение которых могут быть известны только после проведения определенных испытаний, что нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок и лишает потенциального участника закупки возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В частности, по мнению подателя жалобы, к таким требованиям относятся требования к характеристикам товаров "картон строительный", "краска", "олифа", "ветошь", "грунтовка для внутренних работ", "электроды".
При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0144300040617000064, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС):
- дата размещения изменения извещения о проведении электронного аукциона - 10.07.2017 г.;
- дата окончания подачи заявок - 26.07.2017 г.;
- согласно протоколу рассмотрения заявок от 28.07.2017 г., единой комиссией заказчика было принято решение о соответствии участников закупки с порядковыми номерами заявки 3, 4, 6, 9 требованиям аукционной документации и ФЗ "О контрактной системе_", участникам закупки с порядковыми номерами заявок 2, 5, 7, 8 отказано в допуске к участию в электронном аукционе.
В соответствии с п.1, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе..." документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч.3-6 ст.66 ФЗ "О контрактной системе..." и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе..." установлены правила описания объекта закупки.
Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональные характеристики (потребительские свойства) товара, работы, услуги и качественные характеристики объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Вместе с тем, согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с п.п."б" п.3 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное п.2 ч.3 ст.66 ФЗ "О контрактной системе...", а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование установлено заказчиком в п.8.2 раздела II "Общие положения проведения электронного аукциона" аукционной документации. Кроме того, в п.8.5 указанного раздела аукционной документации заказчиком размещена инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно указанной инструкции, требования к товарам, используемым при выполнении работ, с показателями, имеющими максимальные и (или) минимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться, указаны в разделе "ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации.
Как пояснили представители заказчика, уполномоченного органа в ходе рассмотрения дела, следует из содержания технического задания аукционной документации и подтверждается материалами дела, заказчиком, уполномоченным органом при описании характеристик товаров, перечисленных в техническом задании, использованы показатели, предусмотренные положениями действующих государственных стандартов.
В соответствии с содержанием ГОСТов, указанных заказчиком в техническом задании аукционной документации, конкретные значения характеристик товаров, указанных заказчиком в описании объекта закупки с сопровождением словами "не более", "не менее", ... становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.
Как пояснили представители заказчика, уполномоченного органа, а также подтверждено материалами дела, в техническом задании аукционной документации такие требования выделены заказчиком шрифтом "курсив".
Таким образом, в аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в аукционе, помимо конкретных показателей товара, сведений о конкретных показателях характеристик товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром.
Пунктом 8.5 "инструкция по заполнению заявки" раздела II "Общие положения проведения электронного аукциона" аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом предоставлена возможность участнику закупки в случае наличия товара указать конкретное значение или значение технического паспорта (сертификата и т.п.) или в отсутствие товара - диапазон, как указано в техническом задании документации об электронном аукционе и ГОСТах:
"Показатели товаров, предлагаемых участником электронного аукциона к использованию при выполнении работ, должны соответствовать техническим регламентам, принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемым и применяемым в национальной системе стандартизации, в т.ч. ГОСТ указанным в Техническом задании настоящей документации об аукционе. Использование других показателей, требований, условных обозначений и терминологии в аукционной документации означает необходимость Заказчика в данных показателях для определения соответствия используемого при выполнении работ товара требованиям, установленным проектно-сметной документацией для качественного, не нарушающего технологический процесс выполнения работ по объекту.
При описании участником закупки предлагаемых для использования при выполнении работ товаров (материалов) не допускается применение слов "эквивалент", "аналог", "типа", "или", "должно быть", "требуется", "необходимо", "могут" "в зависимости", "допускается" и других слов, не позволяющих однозначно трактовать сведения, указанные в первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Конкретный показатель товара в первой части заявки на участие в электронном аукционе должен представляться в виде конкретного значения величины (без предлогов, слов и знаков: "от", "до", "не более", "не менее", "более", "менее", "не ниже", "не выше", "свыше", "ниже", "выше", "", "
", "<", ">"). Исключение из данного правила составляют: 1) показатели товаров, выделенные в Техническом задании настоящей документации об аукционе курсивом: по таким показателям участник закупки представляет в первой части заявки сведения о конкретном показателе товара в виде конкретного значения (при наличии соответствующих сертификатов и (или) иных документов на товар) либо указывает диапазон возможных значений (при отсутствии соответствующих сертификатов и (или) иных документов на товар или при отсутствии возможности получить конкретное значение по результатам испытаний)".
Таким образом, в инструкции по заполнению аукционной заявки заказчиком, уполномоченным органом учтено то обстоятельство, что ФЗ "О контрактной системе..." не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, и не установлено императивного требования об указании конкретных значений таких характеристик.
При таких обстоятельствах, довод жалобы ООО "Профит-плюс" необоснован.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией установлено следующее.
1. Согласно п.8 ст.42, ч.5 ст.63, ч.1 ст.64, ч.1 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_", извещение, аукционная документация должны содержать требования к предоставлению обеспечения исполнения контракта, предусмотренные ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
Частью 1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_" установлено:
- если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно извещения о проведении электронного аукциона N0144300040617000064, начальная (максимальная) цена контракта составляет более пятнадцати миллионов рублей - 34 500 000 руб. 00 коп. (тридцать четыре миллиона пятьсот тысяч) рублей 00 копеек. Таким образом, заказчик, уполномоченный орган обязаны указать в извещении, аукционной документации условия предоставления обеспечения исполнения контракта по ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_", как механизм защиты от недобросовестных участников.
Как подтверждается сведениями ЕИС, заказчиком, уполномоченным органом в извещении о проведении электронного аукциона N0144300040617000064, сформированном с использованием интерфейса официального сайта ЕИС, указано: "В соответствии с частью 1 статьи 37 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" если участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса)".
Вместе с тем, в соответствии с п.17.1 раздела II "Общие положения проведения электронного аукциона" аукционной документации заказчиком, уполномоченным органом предусмотрена возможность предоставления обеспечения исполнения контракта в случае, если при проведении аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, установленном в п.1 статьи 37 Закона, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с п.17.2. настоящей статьи.
Условие о предоставлении обеспечения исполнения контракта по выбору участника, установленное заказчиком, уполномоченным органом в п.17.1 раздела II "Общие положения проведения электронного аукциона" аукционной документации, нарушает ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_".
Вместе с тем, согласно протокола проведения электронного аукциона от 31.07.2017 г., в торгах приняли участие участники закупки с порядковыми номерами заявок 3, 6, 4, процент снижения поступивших предложений о цене контракта которых составил 2,00%, 2,00%, 1,50%. При таких обстоятельствах, положения ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_" не применяются для данной закупки.
Таким образом, нарушение требований ч.1 ст.37 ФЗ "О контрактной системе_" не повлекло нарушения законных прав и интересов участника электронного аукциона.
2. В силу ч.6 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_" размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает пятьдесят миллионов рублей, заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от десяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). В случае, если аванс превышает тридцать процентов начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса. В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона.
Заказчиком, уполномоченным органом в п.7.13 проекта контракта указано: "В случае, если предложенная в заявке участника закупки цена снижена на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, предоставляет обеспечение исполнения контракта с учетом положений статьи 37 настоящего Федерального закона".
В то же время, в нарушение требований ч.6 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_", заказчик, уполномоченный орган в п.7.1 проекта контракта указали конкретную сумму размера обеспечения исполнения контракта без возможного случая снижения предложенной в заявке участника закупки цены на двадцать пять и более процентов по отношению к начальной (максимальной) цене контракта: "Обеспечение исполнения настоящего Контракта устанавливается в размере 20% начальной (максимальной) цены контракта и составляет 6 900 000 рублей 00 копеек (шесть миллионов девятьсот тысяч рублей 00 копеек) и предоставляется Подрядчиком до подписания настоящего Контракта".
Вместе с тем, согласно протокола проведения электронного аукциона от 31.07.2017 г., в торгах приняли участие участники закупки с порядковыми номерами заявок 3, 6, 4, процент снижения поступивших предложений о цене контракта которых составил 2,00%, 2,00%, 1,50%. При таких обстоятельствах, требования ч.6 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_" не применяются для закупки N0144300040617000064.
Учитывая, что допущенные заказчиком, уполномоченным органом нарушения требований ч.6 ст.96 ФЗ "О контрактной системе_" не повлияли на законные права и интересы участников закупки, а результаты торгов по цене не требуют внесения изменений в содержание п.7.1 проекта контракта, Комиссией принято решение предписание об устранении допущенных нарушений не выдавать.
На основании результатов рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" на действия заказчика - муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области, уполномоченного органа - Администрации Курского района Курской области необоснованной.
2. Признать заказчика - муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ушаковская средняя общеобразовательная школа" Курского района Курской области, уполномоченный орган - Администрацию Курского района Курской области нарушившими требования ч.1 ст.37, ч.6 ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. В связи с тем, что допущенные заказчиком, уполномоченным органом нарушения требований ч.1 ст.37, ч.6 ст.96 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" не повлекли нарушения законных прав и интересов участников электронного аукциона, предписание об устранении допущенных нарушений заказчику, уполномоченному органу не выдавать.
4. Передать материалы дела N186/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
5. Передать материалы дела N186/2017 в прокуратуру Курской области, УМВД России по Курской области.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии _
Члены Комиссии _
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 31 июля 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2017