Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 4 августа 2017 г. N 193/2017
Резолютивная часть объявлена 04 августа 2017 г. Изготовлено в полном объеме 09 августа 2017 г. |
г. Курск |
||||
Состав Комиссии Курского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия): |
... |
председатель Комиссии, |
|||
... |
член Комиссии, |
||||
... |
член Комиссии, |
||||
Заявитель |
Общество с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - ООО "Профит-плюс", заявитель) |
||||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заявителя |
Отсутствуют (надлежаще уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, ходатайства о рассмотрении жалобы в отсутствие представителей заявителя не поступало) |
||||
Заказчик |
Администрация Пристенского района Курской области (далее - заказчик) |
||||
Ф.И.О. присутствующих на заседании представителей заказчика |
..., ... (по доверенности), представлены документы, удостоверяющие личность |
||||
Способ определения поставщика |
Электронный аукцион |
||||
Закупка N |
0144300002617000023 |
||||
Объект закупки |
ремонт дорожного покрытия по ул. Речная - Луговая в с. Бобрышово Пристенского района, ул. Октябрьская в п. Пристень, ул. Ватутина в п. Пристень, ул. Дзержинского в п. Пристень |
||||
Начальная (максимальная) цена контракта |
6 537 292 руб. 00 коп. |
||||
Доводы жалобы: |
|
|
|
|
|
1. по мнению заявителя, в нарушение требований ч.1 ст.31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ (далее - ФЗ "О контрактной системе...") заказчиком в аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии свидетельства СРО, содержащего допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, в то время как с 01.07.2017 г. заказчиком в аукционной документации должно быть установлено требование о том, что участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства. 2. в нарушение требований ч.1, ч.3 ст.33, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе...", техническое задание аукционной документации заказчика содержит требования к характеристикам используемых при выполнении работ товаров (материалов), точное значение которых могут быть известны только после проведения определенных испытаний, что нарушает законодательство о контрактной системе в сфере закупок и лишает потенциального участника закупки возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок. В частности, по мнению подателя жалобы, к таким требованиям относятся требования к характеристикам товаров "горячие плотные асфальтобетонные смеси", "щебень из горных пород", "битум нефтяной дорожный". 3. в нарушение требований ч.5, ч.8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", Постановления Правительства Российской Федерации N1063 от 25.11.2013 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г.) в разделе 8 "Ответственность Сторон" проекта муниципального контракта аукционной документации заказчиком не установлены все возможные значения размеров штрафа, предусмотренные Правилами, установленными в соответствии с Постановлением Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г., для каждого порогового значения цены контракта.
Представителем заказчика в ходе рассмотрения настоящего дела устно заявлено ходатайство об объявлении перерыва в заседании Комиссии для ознакомления с информационной картой аукционной документации, представленной заказчиком в материалы дела N193/2017. Комиссией принято решение об удовлетворении заявленного ходатайства, для чего по настоящему делу объявлялся перерыв. При проведении проверки указанных в жалобе фактов и по результатам проведенной на основании ч.15 ст.99, ст.106 ФЗ "О контрактной системе_" внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), Комиссия
УСТАНОВИЛА: В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, документацией об электронном аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) N0144300002617000023, размещенными на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: - дата размещения извещения о проведении электронного аукциона - 13.07.2017 г.; - дата и время окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 30.07.2017 г.; - согласно протоколу рассмотрения единственной заявки от 31.07.2017 г., на участие в электронном аукционе была подана 1 заявка, признанная единой комиссией заказчика соответствующей требованиям аукционной документации и ФЗ "О контрактной системе_". Электронный аукцион признан единой комиссией заказчика несостоявшимся на основании ч.16 ст.66 ФЗ "О контрактной системе_". 1. Согласно ч.1, ч.3 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_" документация об электронном аукционе должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч.1, ч.ч.1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1, ч.ч.2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст.31 ФЗ "О контрактной системе_". Как следует из содержания п.6 ч.5 ст.63, ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", в случае отсутствия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, требование, предусмотренное п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", а также требование о представлении документов, подтверждающих соответствие участника требованию п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_", не устанавливаются. В случае наличия требований, установленных законодательством РФ к лицам, осуществляющим оказание услуг, предусмотренных предметом закупки, в извещении, аукционной документации заказчиком должно быть указано конкретное требование и установлен исчерпывающий перечень документов, требующихся для подтверждения соответствия участника данному требованию. В извещении о проведении электронного аукциона для закупки N0144300002617000023 установлено: "Единые требования к участникам (в соответствии с частью 1 Статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ) В соответствии с приложением N1 к настоящему извещению", при этом в приложении N1 к извещению заказчиком указано: "Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки". Таким образом, в указанном приложении N1 к извещению отсутствует требование по п.1 ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" о наличии у участника закупки допуска СРО. В то же время, заказчиком в п.1.5 "Требования к участникам закупки" части I аукционной документации, размещенной на официальном сайте ЕИС, установлено требование о наличии у участника закупки свидетельства участников СРО, содержащие допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта. Вместе с тем, в п.1.5 "Требования к участникам закупки" части I аукционной документации, представленной заказчиком 02.08.2017 г. (вх. N3305) в материалы дела по запросу Курского УФАС России, требование заказчика о наличии свидетельства участников СРО, содержащие допуск на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, отсутствует. При таких обстоятельствах, имеются расхождения представленных заказчиком материалов и материалов, размещенных заказчиком на официальном сайте ЕИС. Таким образом, заказчиком представлены недостоверные сведения. Кроме того, в п.24 информационной карты аукционной документации заказчиком указано: "Предъявляемые к участникам требования и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками электронного аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частями 2 и 2.1 статьи 31 Федерального закона N44-ФЗ: а) Документы, представляемые участниками, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ: требованиями документации не установлены_". При таких обстоятельствах, имеются разночтения в аукционной документации требований к участникам закупки, что может ввести в заблуждение потенциальных участников электронного аукциона относительно наличия (отсутствия) требований к участникам закупки. Согласно извещению о проведении электронного аукциона, размещенному в ЕИС 13.07.2017 г., аукционной документации, объектом закупки N0144300002617000023 является ремонт дорожного покрытия по ул. Речная - Луговая в с. Бобрышово Пристенского района, ул. Октябрьская в п. Пристень, ул. Ватутина в п. Пристень, ул. Дзержинского в п. Пристень. На заседании Комиссии представители заказчика пояснили, что работы, предусмотренные проектом контракта, относятся к работам по текущему ремонту, в связи с чем, наличия каких-либо разрешительных документов (в том числе допуска СРО) на выполнение работ, предусмотренных предметом контракта, не требовалось. В силу ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ "О контрактной системе_". Установив требование в аукционной документации к участникам закупки о наличии у них допуска СРО на работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта, заказчик нарушил требования ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_". Таким образом, довод жалобы заявителя обоснован.
2. Согласно п.1 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_", документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 ФЗ "О контрактной системе_". В соответствии с требованиями п.1 и п.2 ч.1 ст.33 ФЗ "О контрактной системе...", описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При этом необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. В разделе III "Техническое задание" аукционной документации заказчиком указаны функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, а также указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. При этом заказчиком указаны максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Как пояснили представители заказчика в ходе рассмотрения дела, следует из содержания технического задания аукционной документации и подтверждается материалами дела, заказчиком при описании характеристик товаров, перечисленных в техническом задании, использованы показатели, предусмотренные положениями действующих государственных стандартов. В разделе 2.2 "Инструкция по заполнению заявки на участие в электронном аукционе" аукционной документации заказчиком размещена инструкция по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе. В соответствии с содержанием ГОСТов, указанных заказчиком в техническом задании аукционной документации, конкретные значения характеристик товаров, указанных заказчиком в описании объекта закупки с сопровождением словами "не более", "не менее", ... становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства. Как установлено Комиссией, подтверждается материалами дела и пояснениями в ходе рассмотрения дела представителей заказчика, в аукционной документации заказчиком не установлено требование к описанию участниками закупки в составе первых частей заявок на участие в аукционе помимо конкретных показателей товара, сведений о конкретных показателях характеристик товара, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства. Вместе с тем, результаты испытаний партии товаров указываются в документах, которые передаются вместе с товаром. Комиссией установлено, что требования заказчика к температуре горячей смеси при отгрузке потребителю, а также к выдерживанию асфальтобетонной смесью испытания на сцепление битумов с поверхностью минеральной части, установленные заказчиком в соответствии с требованиями ГОСТ 9128-2013, являются требованиями к составляющим компонентам применяемого товара (горячих плотных асфальтобетонных смесей), результатам испытаний, что нарушает нормы ч.1 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_". Учитывая, что ФЗ "О контрактной системе_" не обязывает участника закупки при заполнении первой части заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о результате испытаний, требования заказчика об указании участниками конкретных значений характеристик товара, которые становятся известными только после испытания товара, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке (письмо ФАС России NИА/44563/16 от 01.07.2016 г.). Действия заказчика, не установившего в аукционной документации надлежащие требования к содержанию инструкции по заполнению первых частей заявок на участие в электронном аукционе, являются несоответствующими требованиям п.1, п.2 ч.1 ст.33, п.2 ч.1 ст.64 ФЗ "О контрактной системе_". Довод жалобы Общества обоснован.
3. В соответствии с ч.5 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации Как установлено п.5 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила) Постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г., за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей. В соответствии с ч.8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Как установлено п.4 Правил Постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г., за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке: а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей; б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей; в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей; г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей. Заказчиком в пункте 8.4.1 проекта муниципального контракта аукционной документации установлен размер штрафа "2,5 процентов от цены Контракта, что составляет _____________________ (_____________________________) рублей __ копеек". Кроме того, в пункте 8.4.2 проекта муниципального контракта аукционной документации заказчиком установлен размер штрафа "10 процентов от цены Контракта, что составляет _____________________ (_____________________________) рублей __ копеек". Таким образом, не установив в проекте контракта за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размеры штрафа 2% и 5% от цены контракта, заказчик нарушил требования ч.5, ч.8 ст.34 ФЗ "О контрактной системе_", постановления Правительства РФ N1063 от 25.11.2013 г. Таким образом, данный довод жалобы ООО "Профит-плюс" является обоснованным.
В ходе проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссией также установлено: Федеральным законом от 04.06.2014 г. N140-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в Федеральный закон от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", в результате которых пункт 2 части 1 статьи 31 ФЗ "О контрактной системе_", предусматривающий в качестве единого требования к участникам закупки требование о правомочности участника закупки заключать контракт, утратил силу. Как установлено Комиссией и подтверждается материалами дела, п.п.8 п.24 информационной карты аукционной документации необоснованно содержит требование заказчика о правомочности участников закупки заключать контракт. Перечень требований, предъявляемых к участникам закупки, установлен статьей 31 ФЗ "О контрактной системе_" и является исчерпывающим. Требование о правомочности участника закупки заключать контракт не входит в указанный перечень. В соответствии с ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_" заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований ФЗ "О контрактной системе_". Таким образом, установив в п.п.8 п.24 информационной карты аукционной документации требование о правомочности участников закупки заключать контракт, заказчик нарушил положение ч.6 ст.31 ФЗ "О контрактной системе_".
На основании изложенного, результатов проведения внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя), материалов, имеющихся в деле, руководствуясь ст.99, ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия | |||||
РЕШИЛА: | |||||
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" на действия заказчика - Администрации Пристенского района Курской области обоснованной. 2. Признать заказчика - Администрацию Пристенского района Курской области нарушившим требования ч.6 ст.31, ч.1 ст.33, ч.1 ст.64 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 г. N44-ФЗ, постановления Правительства N1063 от 25.11.2013 г. "Об утверждении правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом". 3. Выдать заказчику - Администрации Пристенского района Курской области предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. 4. Контроль за исполнением предписания возложить на члена Комиссии - ... 5. Передать материалы дела N193/2017 уполномоченному должностному лицу Курского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по установленным фактам нарушения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". | |||||
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия. | |||||
| |||||
Председатель Комиссии |
_ |
||||
Члены Комиссии |
_. |
||||
|
_ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курской области от 4 августа 2017 г. N 193/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2017