Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 августа 2017 г. N 44-3152/17
Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в присутствии представителей:
Комитета по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
ООО "Нью Медиа Групп" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 18329/17 от 27.07.2017) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении поставщика путем проведения конкурса с ограниченным участием на оказание услуг по организации и проведению ежегодной Рождественской ярмарки в Санкт-Петербурге (извещение номер 0172200006817000038) (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 26.06.2017 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200006817000038. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 897 700,00 рублей.
В жалобе ООО "Нью Медиа Групп" указывает на неправомерные действия конкурсной комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в нарушении порядка оценки заявок при рассмотрении и оценке его конкурсной заявки.
Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает их необоснованными.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки (а равно соответствия установленного порядка требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок), а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.ч. 5 и 7 ст. 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
На основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается первый номер. В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, содержащих такие же условия.
Пунктом 4 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе установлено, что конкурсная документация должна содержать предусмотренные ст. 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Исходя из совокупности положений п.п. 4 и 9 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе, а также пункта 3 Правил конкурсная документация должна содержать порядок оценки заявок, который объективно позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены. Порядок оценки должен позволять выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта с учетом зависимости между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по соответствующему показателю.
В целях выявления лучшего условия исполнения контракта, порядок оценки заявок, устанавливаемый заказчиком в документации о закупке, должен содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией заказчика и соответственно подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по нестоимостным критериям;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки комиссией заказчика по осуществлению закупок;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям;
- зависимость (формула расчета количества баллов, предусмотренная Правилами, или шкала оценки, предусматривающая пропорциональное выставление баллов между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по установленным документацией критериям.
Таким образом, отсутствие в конкурсной документации надлежащего порядка оценки заявок не позволяет установить те условия исполнения контракта, которые для заказчика будут являться наилучшими, что может привести к злоупотреблениям со стороны заказчика или организатора торгов, в частности, к излишнему субъективизму при оценке заявок участников конкурса.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Конкурсной документацией установлены следующие положения:
"11.8. При оценке заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием "Квалификация участника" комиссия оценивает опыт оказания услуг, аналогичных предмету конкурса, за период с 01.01.2014 по 31.12.2016.
Под услугами, аналогичными предмету конкурса, понимаются услуги
по организации общегородских, районных или муниципальных мероприятий, включающих
в себя привлечение организаций - производителей продовольственных товаров, предприятий, оказывающих услуги общественного питания, представителей народных художественных промыслов, с организацией культурно-развлекательных программ, с ценой соответствующего государственного контракта и/или договора не менее 10 000 000 (десять миллионов) рублей 00 копеек, исполненные надлежащим образом в полном объеме и в срок.
Опыт оказания услуг, аналогичных предмету конкурса, оценивается комиссией, исходя из заявленных участником сведений, указанных в форме "Квалификация участника"
и представленных копий государственных контрактов с приложениями и изменениями
и/или договоров и актов сдачи-приемки к государственным контрактам и/или договорам.
Рейтинг, присуждаемых по критерию "Квалификация участника" ( ), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- количество государственных контрактов и/или договоров на оказание услуг, аналогичных предмету конкурса, заключенных и исполненных участником за период
с 01.01.2014 по 31.12.2016, по i-той заявке, штук;
- максимальное количество государственных контрактов и/или договоров
на оказание услуг, аналогичных предмету конкурса, заключенных и исполненных участником за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, по заявкам, поступившим на конкурс, штук.
Значение критерия "Квалификация участника конкурса" определяется исходя
из заявленных участником сведений о количестве государственных контрактов
и/или договоров на оказание услуг, аналогичных предмету конкурса, заключенных
и исполненных участником за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, представленных по форме "Квалификация участника".
Сведения, указанные в форме "Квалификация участника", должны быть подтверждены участником, представленными в составе заявки копиями государственных контрактов и/или договоров на оказание услуг, аналогичных предмету конкурса, заключенных и исполненных участником за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 с приложениями и изменениями, а также копиями актов сдачи-приемки услуг.
Непредставление участником копий государственных контрактов и/или договоров
на оказание услуг, аналогичных предмету конкурса, заключенных и исполненных участником за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 с приложениями и изменениями, а также копий актов сдачи-приемки услуг, не заполнение формы "Квалификация участника"
не является основанием для отказа в допуске к участию в конкурсе, однако в этом случае,
по критерию "Квалификация участника", заявке участника присваивается 0 баллов.
В случае отсутствия в составе заявки участника копий государственных контрактов и/или договоров на оказание услуг, аналогичных предмету конкурса, заключенных
и исполненных участником за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 с приложениями
и изменениями, а также копий актов сдачи-приемки услуг, заявленные участником сведения по соответствующему показателю, указанные в форме "Квалификация участника", учтены не будут.
В случае противоречия между формой "Квалификация участника" и представленными копиями государственных контрактов и/или договоров, квалификация участника определяется по представленным участником копиям государственных контрактов и/или договоров, актов сдачи-приемки услуг к государственным контрактам и/или договорам.
При оценке заявок по критерию "Квалификация участника" наибольшее количество баллов присваивается заявке с лучшим предложением по квалификации участника.
По результатам расчета итогового рейтинга, каждой заявке присваивается порядковый номер по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта.
Победителем конкурса признается участник конкурса, заявка которого набрала наибольший итоговый рейтинг, и которой присвоен первый порядковый номер".
Результаты рассмотрения и оценки заявок отражены в протоколе рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием от 24.07.2017 NПРО1.
Согласно п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должен содержаться порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
Данный протокол содержит следующие сведения о результате оценки заявки Заявителя:
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня
Значимость критерия оценки: 40.00%
Оценка заявки по критерию: 0".
Вместе с тем, протокол рассмотрения и оценки заявок не содержит какую-либо информацию о том, по каким причинам участнику не были зачтены документы, представленные для оценки.
Таким образом, не представляется возможным установить наличие либо отсутствие в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушения порядка оценки конкурсных заявок, следовательно, доводы жалобы не находят своего подтверждения.
В результате проведения внеплановой проверки закупки (на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе) были установлены следующие обстоятельства.
Согласно п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должен содержаться порядок оценки заявок на участие в конкурсе.
Данный протокол содержит следующие сведения о результате оценки заявки Заявителя:
"Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня
Значимость критерия оценки: 40.00%
Оценка заявки по критерию: 0".
Вместе с тем, протокол рассмотрения и оценки заявок не содержит какую-либо информацию о том, по каким причинам участнику не были зачтены документы, представленные для оценки.
Учитывая изложенное, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях конкурсной комиссии Заказчика усматривается нарушение п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе.
Выявленное в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение является существенным, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания о его устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 32, 50, 53, 56, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Нью Медиа Групп" необоснованной.
2. Признать в действия конкурсной комиссии Заказчика нарушение п. 5 ч. 10 ст. 53 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его конкурсной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов конкурсной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 3 августа 2017 г. N 44-3152/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2017