Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 1 августа 2017 г. N Г 743-04/2017
Резолютивная часть решения оглашена 01.08.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" (далее - заявитель, Общество) на положения документации об электронном аукционе на закупку лекарственного препарата (Омепразол) из перечня ЖНВЛП (N закупки 0128200000117007144).
31.07.2017 в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 01.08.2017.
31.07.2017 на заседании Комиссии присутствовали представители уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области, заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница".
Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя не обеспечил.
В ходе рассмотрения дела, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на положения документации об электронном аукционе на закупку лекарственного препарата (Омепразол) из перечня ЖНВЛП (N закупки 0128200000117007144).
Заявитель считает, что в нарушение статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок заказчик, установив следующие требования к лекарственному препарату МНН Омепразол: лекарственная форма - лиофилизат для приготовления раствора для инфузий, срок хранения готового раствора не менее 5 часов, возможность использования для профилактики аспирации кислого содержимого желудка в дыхательные пути во время общей анестезии (синдром Мендельсона), ограничил число потенциальных участников закупки, поскольку данным требованиям соответствует единственный производитель.
В обоснование правомерности действий заказчика представители заказчика пояснили следующее.
Согласно приложению к информационной карте, заказчиком указано, что взаимозаменяемыми лекарственными формами препарата являются: порошок, концентрат, лиофилизат, раствор, суспензия.
У заказчика существует объективная обоснованная потребность в закупке именно Омепразол лиофилизат 40 мг для лечения пациентов с гастродуоденальными кровотечениями, которые находятся в реанимации и для лечения пациентов, которые находятся в условиях стационара, где необходима стабильность приготовленного инфузионного раствора на 5 % декстрозе и физиологического раствора не менее 5 часов.
Заказчиком установлены минимально необходимые характеристики препарата, для осуществления терапии, проводимой в стационаре медицинского учреждения.
При формировании характеристик препарата, с учетом требований, поступивших от клинических фармакологов и практикующих хирургов учреждения, заказчиком были учтены жизненно важные потребности пациентов стационара заказчика в лекарственном препарате Омепразол с установленными характеристиками, которые обусловлены потребностью проведения профилактических мероприятий пациентам по недопущению аспирации кислого содержимого желудка в дыхательные пути во время общей анестезии (так называемый синдром Мендельсона - это жизненно-опасное состояние пациента, для купирования которого, пациенту при определенном физиологическом состоянии, необходимо введение лекарственного препарата Омепразол только единственным способом-посредством инфузий.
Отсутствие в совокупности установленных характеристик препарата может привести к ухудшению качества предоставления медицинской услуги пациентам учреждения и стать причиной неблагоприятного или летального исхода пациентов.
Заказчик руководствовался законодательством Российской Федерации, стандартами лечения, критериями оценки качества оказания медицинской помощи, утвержденных Приказом Минздрав РФ от 15 июля 2016 года N520-Н, национальными рекомендациями (в том числе: "Национальными клиническими рекомендациями Российского общества хирургов: Язвенные гастродуоденальные кровотечения", протоколами лечений: "Клинический протокол кесарево сечение", "Клинический протокол диагностики и лечения язвенных гастродуоденальных кровотечений в Самарской области" и другими требованиями законодательства, в том числе клиническими рекомендациями (протоколы лечения) по вопросам оказания медицинской помощи, разработанными медицинскими профессиональными некоммерческие организации с учетом результатов клинической апробации.
Таким образом, у заказчика существует обоснованная потребность в препарате с установленными им характеристиками.
По совокупности характеристик, указанных заказчиком в аукционной документации, соответствуют также препараты с наименованием "Улкозол" и "Ультоп" (инструкции по медицинскому применению прилагаются). Следовательно, заказчик обеспечивает необходимую конкуренцию при осуществлении указанной закупки.
Производство препарата даже единственным производителем не свидетельствует о том, что включение рассматриваемого требования в документацию об электронном аукционе влечет ограничение количества участников закупки, поскольку товар одного производителя может быть предложен заказчику различными участниками размещения заказа, так как предметом закупки является поставка, а не производство (изготовление) товара, и таким образом в закупке может участвовать неограниченное количество поставщиков, готовых поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющую потребности заказчика, и способных предложить требуемый к поставке препарат по разной цене в зависимости от условий их договорных отношений со своими контрагентами, в том числе, с производителем. Рассматриваемый препарат свободно обращается на товарном рынке. Таким образом, отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также ограничении заказчиком числа участников торгов. Следовательно, принципы расширения возможностей для участия физических и юридических лиц в размещении заказов и развития добросовестной конкуренции, не должны толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на размещение заказа на поставку товара с такими качественными (функциональными) характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика, но не могут быть заказаны по причине того, что требуемым характеристикам соответствует товар только одного производителя.
Учитывая нормы законодательства о контрактной системе в сфере закупок, основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных законодательства о контрактной системе в сфере закупок ограничений.
Следовательно, принцип эффективного использования бюджетных средств должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок предусмотрено, что заказчик при составлении описания объекта закупки использует, если это возможно, показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 6 пункта 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается государственный контракт в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона.
Из смысла статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения законодательства о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Таким образом, при формировании технического задания заказчику в рамках законодательства о контрактной системе в сфере закупок предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности.
Как следует из пояснений заказчика, установленные им характеристики к лекарственному средству обусловлены объективными потребностями, которые основываются спецификой лечения пациентов с гастродуоденальными кровотечениями, находящихся в реанимации, в стационаре, проведением профилактических мероприятий пациентам по недопущению аспирации кислого содержимого желудка вдыхательные пути во время общей анестезии (синдром Мендельсона).
Комиссия определила, что при описании функциональных, технических и качественных характеристик товара заказчиком использовались показатели и требования, как того требуют положения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Комиссия установила факт отсутствия ограничения количества участников рассматриваемой закупки, принимая во внимание обстоятельство, что было подано 3 заявки от участников закупки.
Таким образом, с учетом изложенного, а также исследовав доводы заявителя, Комиссия не усматривает в положениях документации об электронном аукционе нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, статьей 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Торговый дом "ВИАЛ" на положения документации об электронном аукционе на закупку лекарственного препарата (Омепразол) из перечня ЖНВЛП (N закупки 0128200000117007144) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 1 августа 2017 г. N Г 743-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.08.2017