Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 августа 2017 г. N Г 747-04/2017
Резолютивная часть оглашена 02.08.2017
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент Федеральной антимонопольной службы) рассмотрела жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Европа" на положения документации об электронном аукционе на закупку тест-систем для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (закупка N 0128200000117007221), в открытом заседании, в присутствии представителей заказчика - ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (далее -заказчик) _(доверенность от 01.08.2017 N 35), _. (доверенность от 20.07.2017 N 33),
От уполномоченного органа - департамента имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее - уполномоченный орган), Общества с ограниченной ответственностью "Европа" (далее - ООО "Евопа", Общество, заявитель), поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителей..
В ходе рассмотрения дела, Комиссия Владимирского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
26.07.2017 во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Европа" на положения документации об электронном аукционе на закупку тест-систем для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (закупка N 0128200000117007221).
В своей жалобе заявитель указал следующее.
При описании объекта закупки указанного в п.1 технического задания аукционной документации может быть поставлена продукция нескольких производителей.
Описание объекта закупки в п.2 технического задания произведено таким образом, что на торги может быть предложен товар только одного производителя ООО "Биопалитра". Тем самым такое объединение ограничивает количество участников закупки.
Таким образом, действия Заказчика являются незаконными и необоснованными.
Представители заказчика пояснили следующее.
17.07.2017 года на официальном сайте в ЕИС уполномоченный орган разместил извещение о проведении открытого аукциона на закупку тест-систем, а также документацию об открытом аукционе.
Законом о контрактной системе в сфере закупок, а также Федеральным законом N 135 - ФЗ от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в документацию об аукционе требований к товару, являющихся значимыми для заказчика. Заказчик не имеет возможности установить требования к техническим характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки для государственных и муниципальных нужд, то есть действующее законодательство не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных и муниципальных нужд товара в документации об аукционе устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В соответствии с п. п. 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок Заказчик использует при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологии, которые предусмотрены техническими регламентами, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, а так же иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Исходя из вышеизложенного, Заказчик использует показатели, требования, условные обозначения и терминологию из технических регламентов, документов национальной системы стандартизации, которые ему необходимы и полезны при описании объекта закупки.
Согласно приложению к информационной карте (Таблица 1) технического задания документации об электронном аукционе следует, что Заказчик указал те характеристики товара (тест-системы), которые для него важны и отвечают его потребностям в наилучшей степени. Данные характеристики набора реагентов для одновременного и раздельного иммуноферментного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека и антигена р24 ВИЧ-1 (позиция 2 технического задания) имеют следующие преимущества:
- единая процедура анализа для выявления антигена р24 ВИЧ и антител к ВИЧ 1-2/0, а также свободного антигена р24 ВИЧ-1 (одинаковый и одновременный пошаговый алгоритм проведения иммуноферментного исследования, одна схема анализа);
- одинаковые реагенты в составе одного набора, как для совместного, так и для раздельного выявления антигена р24 (в случае применения двух тест-систем с различной схемой анализа, с совершенно разным набором реагентов, каждый из которых требует правильного приготовления, работа лаборанта усложняется, время на проведение анализа увеличивается на 20-25 %);
- требуется значительно меньше подготовительных манипуляций, что сокращает вероятность ошибки персонала (при использовании двух различных тест-систем количество времени для приготовительных манипуляций увеличивается на 40% и соответственно увеличивается время и вероятность ошибки);
- возможность использования любого имеющегося в лаборатории оборудования (необходимого для проведения ИФА);
- короткое время инкубации позволяет экономить трудовые ресурсы и дает возможность увеличивать количество проведенных исследований за рабочую смену в 2-3 раза
- использование данных реагентов позволяет значительно повысить эффективность профилактики и лечения ВИЧ.
Таким образом, учитывая нормы Закона о контрактной системе в сфере закупок, основной задачей осуществления закупок является удовлетворение потребностей заказчиком в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Закона о контрактной системе в сфере закупок ограничений.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России пришла к следующим выводам.
17.07.2017 года на официальном сайте в ЕИС уполномоченный орган разместил извещение о проведении открытого аукциона на закупку тест-систем, а также документацию об открытом аукционе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки при необходимости. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из смысла указанных норм следует, что заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. Положения Закона о контрактной системе в сфере закупок не обязывают заказчика при описании объекта закупки устанавливать такие требования, которым соответствовали бы все существующие типы, виды, модели товара.
Как следует из пояснений Заказчика следует, что Заказчик указал те характеристики товара (тест-системы), которые для него важны и отвечают его потребностям в наилучшей степени. Данные характеристики набора реагентов для одновременного и раздельного иммуноферментного выявления антител к вирусу иммунодефицита человека и антигена р24 ВИЧ-1 (позиция 2 технического задания) имеют следующие преимущества:
- единая процедура анализа для выявления антигена р24 ВИЧ и антител к ВИЧ 1-2/0, а также свободного антигена р24 ВИЧ-1 (одинаковый и одновременный пошаговый алгоритм проведения иммуноферментного исследования, одна схема анализа);
- одинаковые реагенты в составе одного набора, как для совместного, так и для раздельного выявления антигена р24 (в случае применения двух тест-систем с различной схемой анализа, с совершенно разным набором реагентов, каждый из которых требует правильного приготовления, работа лаборанта усложняется, время на проведение анализа увеличивается на 20-25 %);
- требуется значительно меньше подготовительных манипуляций, что сокращает вероятность ошибки персонала (при использовании двух различных тест-систем количество времени для приготовительных манипуляций увеличивается на 40% и соответственно увеличивается время и вероятность ошибки);
- возможность использования любого имеющегося в лаборатории оборудования (необходимого для проведения ИФА);
- короткое время инкубации позволяет экономить трудовые ресурсы и дает возможность увеличивать количество проведенных исследований за рабочую смену в 2-3 раза
- использование данных реагентов позволяет значительно повысить эффективность профилактики и лечения ВИЧ.
Законом о контрактной системе в сфере закупок не предусмотрено ограничений по включению в одну закупку нескольких товаров.
Доводы жалобы ООО "Европа" о том, что описание объекта закупки Заказчиком приведет к дальнейшему ограничению числа участников закупки, является необоснованными в силу того, что производство препарата единственным производителем не свидетельствует о том, что включение рассматриваемого требования в документацию об электронном аукционе влечет ограничение количества участников размещения закупок, поскольку товар одного производителя может быть предложен заказчику различными участниками размещения заказа, так как предметом закупки является поставка, а не производство (изготовление) товара, и, таким образом, в аукционе может участвовать неограниченное количество поставщиков, готовых поставить продукцию, отвечающую требованиям документации и удовлетворяющую потребности заказчика.
Учитывая вышеизложенное, Комиссия Владимирского УФАС России приходит к выводу о том, что в связи с отсутствием в Законе о контрактной системе в сфере закупок запрета на включение в один лот нескольких видов изделий, а также исходя из целей и потребностей заказчика, в действиях Заказчика нарушения статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106, частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "Европа" на положения документации об электронном аукционе на закупку тест-систем для нужд ГБУЗ ВО "Областная клиническая больница" (закупка N 0128200000117007221) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 2 августа 2017 г. N Г 747-04/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2017