Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16 января 2017 г. N 5
Резолютивная часть оглашена
16.01.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия департамента градостроительства городского округа Самара (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция трамвайной линии от площади Урицкого до Московского шоссе со строительством новой трамвайной линии от улицы Ташкентской до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в г. Самаре (2-й этап строительства)" (извещение N 0842200002116000195, начальная (максимальная) цена контракта - 741 063 765,24 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "ЭНТОС ПЛЮС" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция трамвайной линии от площади Урицкого до Московского шоссе со строительством новой трамвайной линии от улицы Ташкентской до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в г. Самаре (2-й этап строительства)" (извещение N 0842200002116000195, начальная (максимальная) цена контракта - 741 063 765,24 руб.).
Согласно доводам Заявителя ООО "ЭНТОС ПЛЮС":
- в проекте муниципального контракта Заказчиком не установлен срок действия банковской гарантии;
- аукционная документация Заказчика наряду с требованием о наличии у участника свидетельства СРО на работы по организации строительства, также содержит требование о наличии у участника свидетельства СРО к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что нарушает часть 1 статью 31 Закона о контрактной системе;
- в аукционной документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, а именно химический состав материалов излишне детализирован.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно доводам Заявителя ООО "ЭНТОС ПЛЮС" в проекте муниципального контракта Заказчиком не установлен срок действия банковской гарантии.
В соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать срок действия банковской гарантии с учетом требований статей 44 и 96 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 45 Закона о контрактной системе в случае, предусмотренном извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, проектом контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), в банковскую гарантию включается условие о праве заказчика на бесспорное списание денежных средств со счета гаранта, если гарантом в срок не более чем пять рабочих дней не исполнено требование заказчика об уплате денежной суммы по банковской гарантии, направленное до окончания срока действия банковской гарантии.
В соответствии с частью 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.
Пунктом 4.1 проекта контракта определены что сроки выполнения работ по настоящему Контракту: срок начала выполнения работ с момента заключения настоящего Контракта, срок окончания выполнения работ не позднее 01.03.2018 года.
Пунктом 3.1.14. проекта контракта определено, что срок действия банковской гарантии должен заканчиваться 01.04.2018 года.
Пунктом 16.1 проекта контракта предусмотрено, что настоящий Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его подписания и действует до исполнения Сторонами своих обязательств и завершения всех взаиморасчетов по контракту, в части исполнения гарантийных обязательств - до срока их истечения согласно разделу 11 настоящего Контракта.
Таким образом, содержание пункта 3.1.14. проекта контракта соответствует Закону о контрактной системе.
2. Согласно доводам заявителя ООО "ЭНТОС ПЛЮС" аукционная документация Заказчика наряду с требованием о наличии у участника свидетельства СРО на работы по организации строительства, также содержит требование о наличии у участника свидетельства СРО к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, что нарушает часть 1 статью 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В извещении о проведении электронного аукциона (в ред. от 30.12.2016 года) заказчиком установлено единое требование к участникам закупки (в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе): свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Информация представлена в Приложении N 2 к Информационной карте.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ
по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Частью 3 статьи 52 ГрК РФ определено, что лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 26.01.2012 года N 1416-ДШ/08 разъяснено, что согласно части 3 и части 3.1 статьи 52 ГрК РФ вид работ "Организация строительства" относится ко всей совокупности вопросов, связанных с обеспечением выполнения строительства, реконструкции, капитального ремонта, осуществляемых в рамках разрешения на строительство, а не к выполнению отдельных работ.
Допуск к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) необходим лицам, заключившим договор строительного подряда, в случае если:
предметом договора является организация строительства, реконструкции и капитального ремонта;
заказчиком указанных работ по договору выступает застройщик или технический заказчик строительства, реконструкции, капитального ремонта.
При этом генеральный подрядчик может привлекать к выполнению отдельных работ субподрядчиков, имеющих свидетельства о допуске к соответствующим работам, либо выполнять весь комплекс работ самостоятельно, но только в том случае, если он имеет свидетельства о допуске ко всем видам работ, выполняемых в рамках строительства, реконструкции или капитального ремонта объекта.
В случае привлечения генеральным подрядчиком субподрядчиков, не выполняющих весь комплекс работ самостоятельно, такой субподрядчик, помимо свидетельств о допуске к выполняемым им видам работ, обязан иметь свидетельство о допуске к работам по организации строительства в целях привлечения им для выполнения соответствующих работ других лиц, имеющих свидетельство о допуске к их выполнению.
Таким образом, градостроительное законодательство Российской Федерации выделяет конкретные виды работ по строительству и работы по организации строительства. Строительство может осуществляться лично либо с привлечением субподрядчиков.
В рассматриваемом случае предметом государственного контракта является не организация строительства, а выполнение строительно-монтажных работ, при этом подрядчику предоставлено право привлекать к выполнению работ по контракту третьих лиц.
В соответствии с разделом "Дополнительные требования к участникам закупки (при наличии таких требований)" информационной документации (в ред. от 30.12.2016 года), участник обязан иметь свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Информация представлена в Приложении N 2 к Информационной карте.
Согласно приложению N2 к информационной карте аукционной документации (в ред. от 30.12.2016 года) предусмотрен перечень видов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства "Реконструкция трамвайной линии от площади Урицкого до Московского шоссе со строительством новой трамвайной линии от ул. Ташкентской до стадиона к Чемпионату мира по футболу 2018 г. в г. Самара (2 этап строительства. Строительство новой трамвайной линии от улицы Ташкентской до стадиона к чемпионату мира по футболу 2018 года в Самаре).
Согласно письменным пояснениям Заказчика свидетельство СРО к конкретным видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства установлено в отношении субподрядчика, в случае отсутствия у исполнителя по контракту.
Кроме того, 13.01.2017 года в приложение N2 к информационной карте аукционной документации Заказчика внесены изменения, согласно которым свидетельство СРО требуется для работ по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком).
Запросов разъяснений от ООО "ЭНТОС ПЛЮС" в адрес Заказчика не поступало.
Таким образом, заказчиком соблюдены требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. Согласно доводам Заявителя ООО "ЭНТОС ПЛЮС" в аукционной документации Заказчика ненадлежащим образом составлено описание объекта закупки, а именно химический состав материалов излишне детализирован.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Все требования к товарам (материалам и оборудованию), которые необходимо использовать при выполнении работ, установлены Заказчиком в соответствии с ГОСТами.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что описание материалов в обжалуемой части соответствует части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки. В то же время аукционная документация Заказчика не требует конкретизировать в заявках на участие в электронном аукционе химический состав материалов, температуры, влажности.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ЭНТОС ПЛЮС" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 16 января 2017 г. N 5
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 19.01.2017