Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 января 2017 г. N 35-12640-17/4
Резолютивная часть оглашена
23.01.2017 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - КомиссияСамарского УФАС_
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "Пензенская медицинская компания" на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по поставке расходных материалов для гемодиализа (лот 17) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N1 имени Н.И. Пирогова" (извещение N 0342300095816000192, начальная (максимальная) цена контракта - 491 531,80 рублей),
в присутствии представителей: _
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Пензенская медицинская компания" на действия заказчика при проведении запроса котировок на оказание услуг по поставке расходных материалов для гемодиализа (лот 17) для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N1 имени Н.И. Пирогова" (извещение N 0342300095816000192, начальная (максимальная) цена контракта - 491 531,80 рублей).
Согласно доводам Заявителя ООО "Пензенская медицинская компания" Заказчиком утверждена документация с нарушением законодательства о контрактной системе:
1) в поз. 1, 2, 3 описания объекта закупки требования к площади поверхности мембраны ограничивают круг потенциальных участников закупки;
2) в поз. 6 установлены характеристики конкретного дезинфицирующего средства "Цитростерил";
3) в поз. 9, 10 указаны характеристики товара, который производится единственным производителем.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об аннулировании закупки.
Представители Заказчика против доводов заявителя возражали, указывая на правомерность котировочной документации, просили отказать в удовлетворении жалобы, представили письменные возражения по жалобе.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, котировочную документацию, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" паллиативная медицинская помощь представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан, которая, в том числе, включает процедуру гемодиализа.
В соответствии с частью 1 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга.
Согласно части 3 статьи 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" производитель (изготовитель) медицинского изделия разрабатывает техническую и (или) эксплуатационную документацию, в соответствии с которой осуществляются производство, изготовление, хранение, транспортировка, монтаж, наладка, применение, эксплуатация, в том числе техническое обслуживание, а также ремонт, утилизация или уничтожение медицинского изделия. Требования к содержанию технической и эксплуатационной документации производителя (изготовителя) медицинского изделия устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В связи с изложенными обстоятельствами при приобретении расходных материалов для гемодиализного оборудования, находящегося на балансе больницы, учреждение должно приобретать расходные материалы в соответствии с инструкциями по эксплуатации данного оборудования и вправе признавать взаимозаменяемыми только в случае указания на это производителем. Согласно эксплуатационной документации к оборудованию "изготовитель не берёт на себя никакой ответственности и поручительства за вред, причинённый людям, или прочие ущербы и исключает гарантии в отношении повреждений на аппарате, которые возникли из-за применения недопущенных или неподходящих расходных материалов и комплектующих".
Из изложенных норм следует, что в зависимости от своих потребностей Заказчик в аукционной документации должен установить требования, в частности, к качеству, техническим характеристикам (потребительским свойствам), размерам, упаковке товара с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств, при соблюдении установленных законодательством Российской Федерации положений, направленных на обеспечение при проведении торгов конкурентной среды.
Соответственно, Заказчик вправе включить в документацию такие характеристики и требования к товарам, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций. При этом Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупки.
Документация о закупке содержит определенные технические характеристики товара, подлежащего к поставке, которые в наилучшей степени отвечают требованиям Заказчика, что не запрещено в силу Закона о контрактной системе.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы доказал, что характеристики, указанные в поз. 1, 2, 3, 6, 9, 10 установлены исходя из индивидуальных потребностей пациентов Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Самарская городская клиническая больница N 1 имени Н.И.Пирогова", количество материалов рассчитаны исходя из проведения определенного количества необходимых процедур гемодиализа в 2017 году: на проведение одной процедуры гемодиализа требуется определенное количество диализаторов, игл, кислотного концентратов, магистралей, игл и других расходных материалов, что подтверждает функциональную и технологическую связь между расходными материалами.
Сам факт установления определенных характеристик к товару не свидетельствует об ограничении количества участников закупки. Отсутствие у лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям Заказчика, не свидетельствует о нарушении Заказчиком прав этих лиц, а так же ограничении Заказчиком числа участников торгов.
Доводов и доказательств, свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации требования к товару создали одному участнику закупки преимущество перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки, а так же каким-либо образом повлекли за собой ограничение количества участников, Заявителем, вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, представлено не было, довод заявителя необоснован.
Законом о контрактной системе при описании объекта закупки не предусмотрено ограничений по включению в документацию о закупке требований к товару, являющихся значимым для заказчика и требований к заказчику обосновывать свои потребности при установлении требований к поставляемому товару.
В ходе рассмотрения жалобы, установлено, что указание Заказчиком в документации о закупке оспариваемых характеристик товара, предусмотрено законодательством и не влечет нарушений положений Закона о контрактной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта обоснована тремя коммерческими предложениями, поступившими в адрес Заказчика.
На основании изложенного довод заявителя необоснованны.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Пензенская медицинская компания" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 23 января 2017 г. N 35-12640-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.01.2017