Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 февраля 2017 г. N 92-11764-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
09.02.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция территории набережной реки Волга городского округа Самара (4 очередь)" (извещение N0142300048516000961, начальная (максимальная) цена контракта - 599 307 694,62 рублей ),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалобаООО "Перспектива" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на выполнение строительно-монтажных работ по объекту "Реконструкция территории набережной реки Волга городского округа Самара (4 очередь)" (извещение N0142300048516000961)(далее - аукцион).
Согласно доводам Заявителя:
1. Аукционная документация не соответствует требованиям норм Закона о контрактной системе, а также влечет за собой ограничение количества участников закупки. Указывает на то, что Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики.
2. Из Технического задания невозможно определить, каким именно стандартам должны соответствовать работы, выполняемые по Контракту.
3. Пункт 15.6 Проекта Контракта нарушает статью 70 Закона о контрактной системе.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика с доводами Заявителя не согласились, представили письменные возражения на жалобу, просили в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать описание объекта закупки, которое должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
В соответствии с требованиями вышеуказанных норм Закона о контрактной системе Заказчик разработал технические требования к поставляемому товару.
Исходя из положений статей 33, 64 Закона о контрактной системе при формировании документации об электронном аукционе заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, в тоже время заказчик при описании объекта закупки должен установить требования к закупаемым товарам, работам, услугам таким образом, чтобы с одной стороны повысить шансы на приобретение товара именно с характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
В ходе рассмотрения жалобы представители Заказчикапояснили, что указанные требования, предъявляемые к товарам, являются необходимыми для Заказчика и отвечают его потребностям.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Вопреки требованиям части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявителем доказательств, подтверждающих обоснованность доводов жалобы, а именно, что указанные Заказчиком характеристики ограничивают количество участников закупки, не представлено.
На момент рассмотрения жалобы закупка находится в стадии подачи заявок, таким образом, довод Заявителя об ограничении количества участников аукциона преждевременен.
На основании вышеизложенного, данный довод Комиссией Самарского УФАС России признается необоснованным.
2. Согласно пункту 3.1.1 проекта Контракта подрядчик обязан выполнить строительно-монтажные работы в полном соответствии с требованиями законодательства РФ, соответствующих разделов СП, СНиП, ГОСТ, СанПин, ТУ, ТСН, технических регламентов, действующих на момент выполнения работ и условиями настоящего Контракта.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что данное положение носит общий характер и не устанавливает конкретных требований к конкретным видам работ. Суть указанного положения состоит в обязанности подрядчика соблюдать при производстве работ требования действующего законодательства (не перечисляя конкретные нормативные акты) и технические регламенты, обязательные для применения - те же нормативные акты, но имеющие более узкий круг регулирования - устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования.
При этом все требования к товарам, используемым при выполнении работ, Заказчиком конкретизированы, в том числе о необходимости соответствия предлагаемых товаров требованиям конкретных ГОСТ.
3. В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных настоящей статьей, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 настоящего Федерального закона признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Частью 10 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 настоящей статьи и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Согласно пункту 15.6. Контракта Контракт составлен в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, для каждой из Сторон.
Однако указанный пункт Контракта не исключает порядка заключения Контракта в соответствии со статьей 70 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
Признать жалобуООО "Перспектива"необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 9 февраля 2017 г. N 92-11764-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.02.2017