Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 февраля 2017 г. N 103-12691-17/4
Резолютивная часть решения оглашена г. Самара
20.02.2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС)в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",рассмотрев жалобуООО "Араз"на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания по адресу: ул. Полевая, д.57 в городском округе Похвистнево Самарской области (извещение N0142300040417000002, начальная (максимальная) цена контракта -58 441 750,00 рублей),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалобаООО "Араз" на положения аукционной документации при проведении электронного аукциона на капитальный ремонт здания по адресу: ул. Полевая, д.57 в городском округе Похвистнево Самарской области (извещение N 0142300040417000002) (далее - аукцион).
Согласно доводам Заявителя:
1) Идентификационный кодзакупки в Извещении не соответствует идентификационному коду закупки в документации. Кроме того, идентификационный код закупки отсутствует в проекте контракта.
2) Заказчиком неправомерно сформировананачальная (максимальная) цена контракта.
3) Заявитель считает, что в аукционной документации по объекту закупки в нарушение действующего законодательства отсутствует требование о наличии лицензии МЧС.
4) Заказчиком неправомерно установлено требование о наличии у участников закупки свидетельства СРО, порядок предоставления документов,которые должны быть представлены участниками закупки.
5) В пункте 5 Требований к содержанию, составу заявки и инструкции по ее заполнению требование "Цвет оцинкованного профилированного листа зеленый/красный" вводит в заблуждение участника закупки.
6) Документация закупки не содержит сведений о привлечении субподрядных организаций.
7) Пункт 38 Информационной карты противоречит пункту 3.3 Муниципального контракта.
8) Пункт 6.1 Проекта контракта вводит участников закупки в заблуждение.
9) Заказчиком установлены неверные характеристики к требуемому товару.
10)Заказчиком установлены излишне многочисленные требуемые характеристики, требования к химическому составу.
Представитель Заказчика с доводами Заявителя не согласился, представил письменные возражения на жалобу, просил в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав доводы стороны, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе, проведя в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
1. Согласно части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки обеспечивает взаимосвязь документов, указанных в части 1 настоящей статьи, формируется с использованием кода бюджетной классификации, определенного в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, кодов общероссийских классификаторов, каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и может включать в себя иную информацию в порядке, установленном частью 3 настоящей статьи.
Установлено, что в аукционной документации, проекте контракта отсутствует идентификационный код закупки.
Заказчиком 20.02.2017г.в 14:48 в ЕИС размещены изменения в обжалуемой части и указан идентификационный код закупки.
Данный довод Комиссией Самарского УФАС России признается обоснованным.
2. В соответствии с пунктом 3 части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
Таким образом, довод о нарушениях в действиях Заказчика при формировании начальной (максимальной) цены контракта подлежит перенаправлению в Управление по контролю в сфере закупок Самарской области.
3. Довод ООО "Араз" относительно того, что в аукционной документации по объекту закупки в нарушении действующего законодательства отсутствует требование о наличии лицензии МЧС, Комиссия Самарского УФАС России признает необоснованным ввиду следующего.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 2 статьи 52 ГрК РФ виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства могут выполняться любыми физическими или юридическими лицами.
Согласно части 3.1 статьи 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В соответствии с пунктом 4.2.2 Проекта контракта Подрядчик имеет право в случае необходимости привлекать третьих лиц для выполнения тех или иных видов работ, при этом ответственным за качество, сроки и объемы работ остается Подрядчик.
В соответствии с Письмом ФАС России от 07.07.2011 г. N ИА/26163 "О требованиях к участникам размещения заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объекта капитального строительства" в случае если в один лот со строительными работами включены иные работы или услуги, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии и которые могут выполняться (оказываться) посредством привлечения иных лиц (субподрядчиков), обладающих соответствующей лицензией (например, услуги по сбору, транспортировке отходов; услуги по монтажу пожарной сигнализации), то установление требования о выполнении таких работ или услуг лицом, осуществляющим строительство, лично, и, соответственно, установление требования о представлении в составе заявки на участие в торгах копии соответствующей лицензии является нарушением требований законодательства о закупках, а также статьи 17 ФЗ N 135-ФЗ.
4.Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аналогичные требования к участникам закупки должны находить отражение в аукционной документации в силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
Согласно части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Заказчиком установлены следующие требования:
21 |
Дополнительные требования, предъявляемые к участникам закупки, в соответствии с ч.2 ст.31 Федерального Закона N44-ФЗ |
В соответствии с ПП РФ от 04.02.2015 N 99 (п. 2 Приложения 1). наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих* работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка |
22 |
исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены участниками в составе заявки в подтверждение соответствия требованиям ч.1,2 ст.31 Федерального Закона N44-ФЗ |
1. свидетельство о допуске СРО (Приказ Министерства регионального развития РФ N624 от 30.12.2009 г. Раздел III: п.33 или п.33.3.) 2. копия исполненного контракта (договора) в соответствии с требованиями ПП N99 3. копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; 4. копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке
|
Состав работ, подлежащих выполнению в ходе исполнения контракта, требует допуска СРО у участников закупки.
Указанные требования установлены Заказчиком правомерно, размещение требований в ином разделе документации закупки не является нарушением законодательства.
На основании вышеизложенного, данный довод не нашел своего подтверждения.
5. На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке может содержать описание объекта закупки, которое должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указание в Требованиях к содержанию, составу заявки и инструкции по ее заполнению характеристики "Цвет оцинкованного профилированного листа зеленый/красный" не может свидетельствовать об ограничении конкуренции, так как в документации закупки установлено, что применяемые товары материалы должны соответствовать требованиям Технического задания и Инструкции по заполнению заявок.
Кроме того, на момент рассмотрения жалобы закупка находится в стадии "Подача заявок", таким образом, вывод о наличии затруднений при подготовке заявок участниками закупки преждевременен.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки, а так же являются недостоверными.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
6. В соответствии с пунктом 4.2.2 Проекта контракта Подрядчик имеет право в случае необходимости привлекать третьих лиц для выполнения тех или иных видов работ, при этом ответственным за качество, сроки и объемы работ остается Подрядчик.
На основании вышеизложенного довод Заявителя об отсутствии в документации закупкисведений о привлечении субподрядных организаций не может быть признан обоснованным.
7. Частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе установлено, что информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с пунктом 3.3 Проекта контракта источником оплаты по настоящему Контракту являются средства областного и местного бюджетов, в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств, в том числе:
- средства областного бюджета в сумме ___ руб. (__ руб.);
- средства местного бюджета в сумме ___ руб. (__ руб.).
Согласно Информационной карте:
38 |
Источник финансирования закупки |
средства бюджета городского округа Похвистнево |
Таким образом, Заказчиком указаны противоречивые сведения, вводящие участников закупки в заблуждение.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что Заказчиком была допущена опечатка. 20.02.2017 г. в 14:48 в ЕИС размещены изменения в документацию закупки, указанная опечатка устранена.
8. В соответствии с пунктом 6.1 Проекта контракта Подрядчик гарантирует:
- выполнение всех работ в полном объеме и в сроки, определенные условиями настоящего Контракта;
- качество выполнения всех работ в соответствии с действующими нормами и правилами;
- своевременное устранение недостатков и дефектов в период приемки работ и в период гарантийного срока. Гарантийный срок на выполненные работы устанавливается не менее 5 лет с даты подписания сторонами Акта законченного капитального ремонта, за исключением случаев преднамеренного повреждения его со стороны третьих лиц. Средний срок службы блока релейного более 8 лет.
Если в период действия гарантийного срока обнаружатся дефекты, которые не позволят продолжить нормальную эксплуатацию Объекта до их устранения, то гарантийный срок продлевается соответственно на период устранения дефектов. Устранение дефектов осуществляется Подрядчиком за свой счет.
В документации закупки установлено, что применяемые товары материалы должны соответствовать требованиям Технического задания и Инструкции по заполнению заявок.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
На основании вышеизложенного, по данному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
9. Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 106 Требований к применяемым товарам и материалам установлено:
|
Пена монтажная противопожарная полиуретановая NULLIFIREили эквивалент. |
негорючая, предназначенная для заполнения, уплотнения, утепления, изоляции и соединения швов и стыков в местах с повышенными требованиями к пожарной безопасности и в огнестойких областях строительства. Должна преграждать проникновение пламени, дыма и токсичных газов. Должна быть стойкой к проникновению воды и многих химических элементов. Должна иметь низкое вторичное расширение. Выход пена до 45 литров. Класс огнестойкости материала не ниже В1. Время сдерживания огня в монтажном соединении до 4 часов. Предел звукоизоляции до 41 Дб. Температура хранения от -5°C до +25°C. Температура применения от +5°C до +35°C. Плотность при 23 °C и 50% относительной влажности приблизительно 30-40 кг/ м |
|
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
10. Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
Представитель Заказчика в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что требования, предъявляемые Заказчиком, соответствуют ГОСТ и являются стандартными.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика не усматриваются нарушения законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобуООО "Араз"частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, части 1 статьи 23 Закона о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя комиссии:
Члены комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 20 февраля 2017 г. N 103-12691-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.02.2017