Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 марта 2017 г. N 125-12610-17/4
Резолютивная часть оглашена
14.03.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобы ООО "Скорость", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "Глобус" на действия Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области (далее-Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по работам строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение N 0142300027117000015, начальная (максимальная) цена контракта - 28 892 918,00 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступили жалобы ООО "Скорость", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "Глобус" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по работам строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий) (извещение N 0142300027117000015, начальная (максимальная) цена контракта - 28 892 918,00 руб.).
Согласно доводам Заявителей ООО "Скорость", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "Глобус" инструкция по заполнению первых частей заявок аукционной документации Заказчика составлена ненадлежащим образом.
Согласно доводам Заявителя ООО "Скорость" в пункте 1.12 Приложения к техническому заданию аукционной документации установлены показатели не соответствующие ГОСТ 9128-2013.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" Заказчиком не установлено, какому именно государственному стандарту должен соответствовать определенный товар, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставить указанные стандарты с товарами при заполнении заявки на участие в аукционе.
Согласно доводам Заявителя ООО "Глобус":
-Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, противоречащие аукционной документации;
-Заказчик ограничивает конкуренцию между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом закупки;
-Заказчик усложняет подготовку первой части заявки участниками, так как в файлах с описанием материалов присутствуют одинаковые материалы со схожими характеристиками, но в каждой из позиций Заказчик добавляют новую характеристику, например в пунктах 1.18, 1.25.
- в пункте 1.23 Приложения к техническому заданию аукционной документации установлены показатели не соответствующие ГОСТ 4028-63.
Заявители просят признать жалобы обоснованными и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Заказчика в удовлетворении жалобы просит отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно доводам Заявителей ООО "Скорость", ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "Глобус" инструкция по заполнению первых частей заявок аукционной документации Заказчика составлена ненадлежащим образом.
Инструкцией по заполнению первых частей заявок аукционной документации установлено, что участники закупки в составе первой части заявки указывают конкретные показатели товаров в соответствии с требованиями, установленными настоящим техническим заданием и приложениями к нему.
Показатели химического состава, температуры, влажности при составлении первой части заявки конкретизировать не нужно.
"- (тире)" и "_" - означает диапазон значений, включающий в себя крайние значения диапазона, из которого необходимо выбрать конкретное значение.
Пунктом 1.2 Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации требуется: "Щебень. Диапазон фракций: 10 мм.-20 мм.; 20 мм.-40 мм.
Вместе с тем, согласно ГОСТ 8736-2014, ссылка на который содержится в аукционной документации, щебень и гравий выпускают в виде следующих основных фракций: от 5 (3) до 10 мм; св. 10 до 15 мм; св. 10 до 20 мм; св. 15 до 20 мм; св. 20 до 40 мм; св. 40 до 80 (70) мм и смеси фракций от 5 (3) до 20 мм.
Таким образом, Заказчиком в данном случае указаны границы диапазона допустимых значений, не соответствующие ГОСТу, что нарушает Закон о контрактной системе.
Кроме того, Приложением N1 к техническому заданию аукционной документации, в частности требуется: "Щебень: диапазон фракций: 10 мм.-20 мм.; 20 мм.-40 мм.; щебень: диапазон фракции (мм.): 40-80 (70); влажность песка должна быть в диапазоне 0,1%-0,5%; Асфальтобетонные смеси: зерновой состав для верхних слоев покрытий, % по массе, с размером частиц: 20 мм. 90-100, 15 мм. не менее 75, 10 мм. не менее 100,5 мм 40-50, 2,5 мм. До 38, 1,25".
Комиссия Самарского УФАС России приходит к выводу, что требование конкретизации в первой части заявок значений фракций, влажности, зернового состава из предложенных Заказчиком диапазонов неисполнимо участниками закупки, в силу их непостоянности и физической природы. Выбор единственного постоянного значения свидетельствовал бы о недостоверности такого значения.
Инструкцией по заполнению первых частей заявок аукционной документации установлено, что слова: "не более" - в сочетании с количественными значениями обозначает не превышение укачанного количества. Крайнее значение параметра, которое в данном случае одно, входит в диапазон, "не менее" в сочетании с количественными значениями обозначает не уменьшение указанного количества.
"От" - указывает на исходную точку чего-либо. Крайнее значение показателя не входит в требуемый диапазон, если только не указано "включительно". "до" - употребляется для указания на предел чего-либо. Крайнее значение показателя, которое в данном случае одно, не входит в требуемый диапазон, если только не указано "включительно".
Приложением N1 к техническому заданию аукционной документации, в частности требуется: "Полный остаток песка на сите с сеткой N063: до 45% по массе; содержание глины в комках не более 0,5% по массе; щебень: марка по дробимости не менее 600; поковки: массовая доля углерода от 0,3%".
Комиссия Самарского УФАС России установила, что инструкция по заполнению первых частей заявок не содержит указаний на необходимость конкретизации значений из предложенных диапазонов при использовании вышеуказанных слов.
Согласно доводам Заявителя ООО "Глобус" в инструкции по заполнению первых частей заявок аукционной документации не указано, как трактовать символ "()", сочетание слова "диапазон" в совокупности с символом "-".
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что инструкцией не предусмотрены символ "()", сочетание слова "диапазон" в совокупности с символом "-".
Однако, это не свидетельствует о нарушении Закона о контрактной системе, поскольку участник закупки в этом случае самостоятельно формирует заявку по своему усмотрению..
Согласно доводам Заявителя ООО "Скорость" в пункте 1.12 Приложения к техническому заданию аукционной документации установлены показатели, не соответствующие ГОСТ 9128-2013.
Пунктом 1.12 Приложения к техническому заданию аукционной документации требуется: "Асфальтобетонные смеси. Марка асфальтобетонной смеси I. Максимальный коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 0С не должен быть более 0,18".
Вместе с тем, согласно таблице 9 ГОСТа 9128-2013, ссылка на который содержится в аукционной документации, при максимальном коэффициенте вариации для смесей марки I предел прочности при сжатии при температуре 50 0С равен 0,16.
Таким образом, Заказчиком расширены границы допускаемых значений показателей, что противоречит ГОСТ 9128-2013.
Согласно доводам Заявителя ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ" Заказчиком не установлено, какому именно государственному стандарту должен соответствовать определенный товар, в связи с чем участникам закупки не представляется возможным сопоставить указанные стандарты с товарами при заполнении заявки на участие в аукционе.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что в техническом задании аукционной документации Заказчика содержится требование о соответствии государственным стандартам товаров, либо работ.
Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "Глобус" Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, противоречащие аукционной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Частью 5 статьи 65 Закона о контрактной системе предусмотрено, что разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Инструкцией по заполнению первых частей заявок аукционной документации установлено, что показатели химического состава, температуры, влажности при составлении первой части заявки конкретизировать не нужно.
Пунктом 3.1 Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации требуется: "Канифоль. Температура самовоспломинения более 320 0С".
Согласно ответу на запрос разъяснений положений аукционной документации от 03.03.2017 года Заказчик сообщает, что в данном случае температуру необходимо конкретизировать.
Таким образом, Заказчиком даны разъяснения положений аукционной документации, изменяющие ее суть, что нарушает часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "Глобус" Заказчик ограничивает конкуренцию между участниками торгов путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом закупки.
Предметом закупки является оказание услуг по работам строительных по возведению нежилых зданий и сооружений (работы по строительству новых объектов, возведению пристроек, реконструкции и ремонту зданий).
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что оборудование является монтируемым, для его установки согласно сметным расценкам требуется "Копание ям вручную", "Устройство бетонных фундаментов общего назначения", что в свою очередь доказывает обязательность монтажа таких конструкций как, "Стол теннисный", "Баскетбольная стационарная система, волейбольный комплект, скамья парковая с поручнями, урна" и сопутствующих СМР. Также, согласно сметного расчета на монтаж слаботочных систем требуется монтаж системы РСПИ "Стрелец-Мониторинг", ввод в эксплуатацию которого не возможно без установки "Антенны".
Вместе с тем, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявитель не доказал и не обосновал невозможность выполнения указанных работ в рамках одного лота.
Таким образом, довод Заявителя о том, что в одну закупку Заказчиком неправомерно включены работы, технически и функционально не связанные с предметом контракта, не нашел своего подтверждения.
Согласно доводам Заявителя ООО "Глобус" Заказчик усложняет подготовку первой части заявки участниками, так как в файлах с описанием материалов присутствуют одинаковые материалы со схожими характеристиками, но в каждой из позиций Заказчик добавляют новую характеристику, например в пунктах 1.18, 1.25.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, при соблюдении иных обязательных требований.
Комиссией Самарского УФАС России установлено, что описание материалов в обжалуемой части соответствует статье 33 Закона о контрактной системе.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, Заявитель не представил доказательств того, что требования Заказчика ограничивают количество участников закупки.
В адрес Заказчика поступали вопросы разъяснений положений аукционной документации, на которые Заказчиком даны ответы.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Согласно доводам Заявителя ООО "Глобус" в пункте 1.23 Приложения к техническому заданию аукционной документации установлены показатели массы гвоздей не соответствующие ГОСТ 4028-63.
Пунктом 1.23. Приложения N1 к техническому заданию аукционной документации требуется: "Гвозди. Масса 100шт., кг. >0,03".
Вместе с тем, согласно ГОСТ 4028-63, масса гвоздей рассчитывается на 1000 шт.
Таким образом, по вышеуказанному доводу в действиях Заказчика усматривается нарушение законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Скорость" обоснованной.
2.Признать жалобы ООО "СТРОЙИНДУСТРИЯ", ООО "Глобус" частично обоснованными.
3.Признать в действиях заказчика нарушение пунктов 1,2 части 1 статьи 33, пункта 2 части 1 статьи 64, часть 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
4.Передать материалы жалобы уполномоченному должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностных лиц Заказчика по части 4.2 статьи 7.30 и ч. 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 14 марта 2017 г. N 125-12610-17/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.03.2017