Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 августа 2017 г. N 868-11915-16/4
Резолютивная часть оглашена
04.08.2017 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС),
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Приказом от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Фильтр-СК" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ СО "Красноармейская центральная районная больница" (далее-Заказчик) при проведении запроса котировок на оказание медицинских услуг по проведению санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий по разделу дезинфектология для Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Самарской области "Красноармейская центральная районная больница" (извещение N 0342300176417000008, начальная (максимальная) цена контракта - 109 317,76 рублей) (далее - запрос котировок),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении запроса котировок.
Согласно доводам Заявителя ООО "Фильтр-СК" в документации Заказчика установлено требование о наличии лицензии на осуществление деятельности, являющейся предметом данной закупки, что нарушает часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Также Заявитель считает, что заказчик в аукционной документации объединил выполнение услуг по дератизации, дезинсекции, дезинфекции, что влечет ограничение круга участников закупки.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представитель Заказчика просит в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставил письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и проведя, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 2 части 1 статьи 66 Закона о контрактной системе определено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Разделом "Требования к Исполнителю оказываемых услуг" технического задания запроса котировок предусмотрено наличие лицензии на медицинскую деятельность при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по дезинфектологии.
В соответствии с пунктом 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 года N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон о лицензировании отдельных видов деятельности) медицинская деятельность (за исключение указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования медицинской деятельности установлен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 года N 291 (далее - Положение о лицензировании медицинской деятельности).
Пунктом 3 Положения о лицензировании медицинской деятельности определено, что медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной), паллиативной медицинской помощи, оказании медицинской помощи при санаторно-курортном лечении, при проведении медицинских экспертиз, медицинских осмотров, медицинских освидетельствований и санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий в рамках оказания медицинской помощи, при трансплантации (пересадке) органов и (или) тканей, обращении донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских целях.
Из системного толкования приведенных нормативных положений следует, что лицензированию подлежит медицинская деятельность в виде работ (услуг), включенных в перечень и выполняемых в рамках оказания медицинской помощи.
Согласно пункту 4 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации) под медицинской услугой понимается медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение. В свою очередь под медицинским вмешательством понимаются выполняемые медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую, диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность, виды медицинских обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание беременности (пункт 5 статьи 2 названного Закона).
В перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность, включены работы (услуги) по дезинфектологии.
Из системного толкования положений Закона о лицензировании отдельных видов деятельности, Закона об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, Положения о лицензировании медицинской деятельности, а также писем Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.10.2014 года N 24-1/3060814-2592, от 24.05.2013 года N 16и-521/13, следует, что работы (услуги) по дезинфектологии подлежат лицензированию как вид медицинской деятельности лишь в тех случаях, когда они оказываются третьим лицам как самостоятельные работы, услуги в рамках медицинской помощи.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что исходя из положений котировочной документации исполнитель обязан выполнить работы по дератизации и дезинсекции, включающие в себя: обследование объекта; разработку тактики дератизации и дезинсекции; собственно дератизацию и дезинсекцию; контроль результатов проводимых мероприятий.
Таким образом, исполнитель не будет оказывать медицинские услуги по дезинфектологии, выраженные в медицинском вмешательстве и имеющие самостоятельное законченное значение, а также не будет предоставлять услуги по медицинской помощи в области дезинфектологии для третьих лиц.
Кроме того, согласно письму Министерства здравоохранения Российской Федерации N 14-5/993 от 09.06.2016 года, мероприятия по дератизации, дезинсекции и дезинфекции не проводятся в рамках оказания медицинской помощи, поэтому не требуют наличия лицензии по дезинфектологии.
Заявителем ООО "Фильтр-СК" в материалы дела представлено Постановление Верховного суда Российской Федерации от 12.02.2016 года N303-АД15-15624, Решение Верховного суда Российской Федерации от 09.09.2015 года NАКПИ15-728, в которых содержится аналогичная позиция.
Таким образом, в данном случае в действиях Заказчика усматривается нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении в аукционной документации требования о наличии лицензии на осуществление деятельности по дезинфектологии.
Также Заявитель считает, что заказчик в аукционной документации объединил выполнение услуг по дератизации, дезинсекции, дезинфекции, что влечет ограничение круга участников закупки.
В обосновании своей позиции Заявитель ссылается на СП 3.1.2.3224-13 "Профилактика туберкулеза".
Вместе с тем, антимонопольным органом установлено, что из извещения о проведении запроса котировок не следует, что в рамках исполнения государственного контракта будет проводиться заключительная дезинфекция в очагах инфекционных заболеваний (туберкулеза), доказательств обратного, вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе Заявителем не представлено.
Таким образом, в действиях Заказчика не усматривается нарушения законодательства о контрактной системе.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Фильтр-СК" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Заказчику Котировочной комиссии, обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных при осуществлении закупки нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 4 августа 2017 г. N 868-11915-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2017