Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 августа 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Профит" (далее - Заявитель) на действия Администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного, изолированного жилого помещения (квартиры) на территории Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 40,4 кв.м. для переселения граждан из жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: Пермский край, Октябрьский район, п.Октябрьский, пер.Больничный, дом 5 квартира 9 (изв. N 0156300010717000042),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300010717000042 Заказчиком проводился электронный аукцион на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного, изолированного жилого помещения (квартиры) на территории Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 40,4 кв.м. для переселения граждан из жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: Пермский край, Октябрьский район, п.Октябрьский, пер.Больничный, дом 5 квартира 9.
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
В соответствии с п.3 раздела 5 аукционной документации, а также согласно п.1.2 проекта контракта, срок исполнения обязательств Поставщика составляет период с момента заключения муниципального контракта по 31 августа 2017 года. Таким образом, право собственности на жилое помещение у Заказчика должно возникнуть не позднее 31.08.2017 г., что по мнению подателя жалобы является неисполнимым, ограничивает количество участников закупки.
В п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о закупках, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о закупках, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из приведенных норм следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего.
При этом, потребность Заказчика является определяющим фактором при формировании объекта закупки.
В соответствии с п.п.1, 2, 3 ч.1 ст.1 Закона о закупках настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона (далее - контракт).
Согласно п.2 ст.3 Закона о закупках определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных настоящим Федеральным законом случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершаются заключением контракта;
В п.3 названной статьи обозначено, что закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (далее - закупка) - совокупность действий, осуществляемых в установленном настоящим Федеральным законом порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Закупка начинается с определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и завершается исполнением обязательств сторонами контракта. В случае, если в соответствии с настоящим Федеральным законом не предусмотрено размещение извещения об осуществлении закупки или направление приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), закупка начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта;
Из указанного следует, что целью осуществления закупки является удовлетворение, в данном случае, муниципальной нужды, которая заключается в приобретении в муниципальную собственность недвижимого имущества для переселения граждан.
Как следует из пояснений представителя Заказчика, рассматриваемая закупка осуществляется в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пермского края на 2013-2017 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края N579-п от 23.05.2013 г.
В соответствии с упомянутым постановлением, программа реализуется в четыре этапа, при этом конечный, четвертый этап должен быть завершен 01.09.2017 г.
Комиссия отмечает, что доводы Заявителя лишены правовых оснований, носят субъективный, предположительный характер.
Документов, подтверждающих обратное, в материалы жалобы не предоставлено.
В соответствии с п.11 ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Во исполнение упомянутого требования в п.1 раздела 7 аукционной документации Заказчиком установлены дата начала срока предоставления разъяснений положений аукционной документации - 31.07.2017 г. и дата окончания срока - 03.08.2017 г.
В п.2 раздела 7 аукционной документации установлены сроки подачи запроса на предоставление разъяснений положений аукционной документации, а именно: с 31.07.2017 г. по 03.08.2017 г.
В соответствии с ч.3 ст.65 Закона о закупках, любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно ч.4 ст.65 Закона о закупках, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Комиссия отмечает, что Законом о закупках не предусмотрена обязанность Заказчика указывать в аукционной документации даты начала и окончания срока подачи запроса на предоставление разъяснений аукционной документации.
Однако, исходя из совокупности изложенных выше норм законодательства, окончание срока подачи запроса на предоставление разъяснений аукционной документации должен быть не ранее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. Срок предоставления разъяснений при этом должен истекать не ранее чем через два дня после даты окончания срока, установленного для подачи запроса.
В соответствии с извещением о проведении рассматриваемого электронного аукциона, дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.08.2017 г.
Как следует из вышеупомянутых положений Закона о закупках, с учетом требований порядка исчисления сроков, установленных Гражданским Кодексом Российской Федерации (а именно ст. 193 Гражданского Кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день), дата окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации должна быть 07.08.2017 г.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушены требования ч.4 ст.65 Закона о закупках.
Представителем Заказчика не оспаривается факт допущенного нарушения Закона о закупках.
В указанных действиях Заказчика присутствуют признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Заказчиком предоставлен ответ на запрос, направленный подателем жалобы, следовательно выявленное нарушение не привело к нарушению прав и законных интересов Заявителя.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Профит" на действия Администрации Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края при проведении электронного аукциона на приобретение в муниципальную собственность благоустроенного, изолированного жилого помещения (квартиры) на территории Октябрьского городского поселения Октябрьского муниципального района Пермского края общей площадью не менее 40,4 кв.м. для переселения граждан из жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: Пермский край, Октябрьский район, п.Октябрьский, пер.Больничный, дом 5 квартира 9 (изв. N 0156300010717000042) обоснованной в части установления сроков предоставления ответа на запрос о предоставлении разъяснений положений аукционной документации с нарушением требований Закона о закупках.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.65 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. Предписание не выдавать, поскольку выявленное нарушение не повлияло на результат закупки.
4. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 8 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2017