Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 августа 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "ПермЭлектроКомплектация" (далее - Заявитель) на действия Управления образования администрации г.Березники (далее - Заказчик), Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку компьютерных мониторов (изв. N 0156300046617000202),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300046617000202Администрацией города Березники (далее - Уполномоченный орган)проводился электронный аукционна поставку компьютерных мониторов.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 22.06.2017 г., победителем электронного аукциона признано ООО "ПермЭлектроКомплектация", предложившее минимальную цену контракта и чья заявка признана соответствующей требованиям аукционной документации.
В адрес победителя электронного аукциона Заказчиком направлен проект контракта, с указанием цены контракта на 15% ниже, предложенной участником закупки в ходе проведения электронного аукциона, в соответствии с требованиями Приказа Минэкономразвития от 25.03.2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155).
По мнению подателя жалобы требования Приказа N155 применены Заказчиком с нарушением Закона о закупках.
В соответствии с ч.1 ст.64 Закона о закупках, аукционная документация должна содержать сведения, содержащиеся в извещении о проведении электронного аукциона.
Согласно п.7 ч.5 ст.63 Закона о закупках, извещение о проведении электронного аукциона должно содержать условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В ч.3 ст.14 Закона о закупках установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о закупках, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Во исполнение упомянутых требований Закона о закупках, в извещении о проведении электронного аукциона, а также в п.15 раздела 3 аукционной документации Заказчиком установлены ограничения допуска товара, происходящего из иностранных государств, предусмотренные Постановлению Правительства РФ от 26.09.2016 N 968 "Об ограничениях и условий допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции. Происходящих государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N968). Кроме того, в этом же пункте аукционной документации и в извещении о проведении электронного аукциона Заказчиком установлено, что закупка проводится с применением преференций, предусмотренных Приказом Минэкономразвития от 25.03.2014 г. N155 "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N155).
Согласно п.2,3 Постановления Правительства N968, для целей осуществления закупок отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:
содержат предложения о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и производимых на территории Российской Федерации, на территориях государств - членов Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида радиоэлектронной продукции одного производителя.
Таким образом, как следует из текста Постановления правительства N968, для применения установленных ограничений необходимо наличие как минимум двух заявок, соответствующих упомянутым выше требованиям. Как следует из материалов жалобы, заявки участников не содержат предложений, соответствующих требованиям п.п. 2,3 Постановления Правительства N968, в связи с чем ограничения допуска товаров Аукционной комиссией не применено.
Согласно п.4 Постановления Правительства N968, в случае если заявка (окончательное предложение), которая содержит предложение о поставке отдельных видов радиоэлектронной продукции, включенных в перечень и происходящих из иностранных государств, не отклоняется в соответствии с установленными настоящим постановлением ограничениями, применяются условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, установленные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно п.7 Приказа N155, при осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения аукциона, в случае если победителем аукциона представлена заявка на участие в аукционе, которая содержит предложение о поставке товаров, указанных в пункте 1 настоящего приказа, происходящих из иностранных государств, за исключением товаров, происходящих из государств - членов Евразийского экономического союза, контракт с таким победителем аукциона заключается по цене, предложенной участником аукциона, сниженной на 15 процентов от предложенной цены контракта.
В соответствии с пп.в п.8 Приказа N155, При осуществлении закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок, запроса предложений порядок, установленный пунктами 3 - 7 настоящего приказа, не применяется в случаях, еслив заявках на участие в конкурсе, аукционе, запросе котировок или запросе предложений, окончательных предложениях не содержится предложений о поставке товаров, произведенных на территории государств - членов Евразийского экономического союза, указанных в пункте 1 настоящего приказа.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.06.2017 г. на участие в закупке подано пять заявок, все участники допущены к участию в закупке.
При этом, как следует из материалов жалобы, участником с номером заявки 2 предлагается к поставке монитор АОС Е2280SWN, артикул Е2280SWN, товарный знак АОС, производитель ООО "Компания АОК" (Россия).
Согласно п.13 Приказа N155, подтверждением страны происхождения товаров, указанных в прилагаемом к настоящему приказу Перечне, является декларация участника закупки.
При этом Приказом N155 не определены требования к содержанию или форме декларации, в связи с чем указание в составе первой части заявки страны происхождения товара является исполнением требования п.13 Приказа N155.
Поскольку при направлении контракта Заказчик руководствуется положениями Приказа N155, сведениями, предоставленными участниками в составе заявок, а также поскольку Законом о закупках Заказчик не наделен правом отстранить участника закупки на любом из этапов в случае установления недостоверности в предоставленных в составе заявки требований, Заказчиком применены условия допуска в соответствии с требованиями п.7 Приказа N155.
По мнению подателя жалобы, участником в составе заявки предоставлены недостоверные сведения, данный товар не производится в России. В доказательство данному доводу в материалы предоставлена копия письма представителя производителя мониторов с товарным знаком АОС AOCInternational (Europe). Согласно данному письму, монитор, предлагаемый участником в заявке, не производится на территории Российской Федерации.
Доказательства обратного в материалах жалобы отсутствуют.
Как пояснили представители сторон, упомянутое письмо также было направлено Заказчику в качестве приложения к протоколу разногласий, направленному победителем закупки в регламентированный Законом о закупках срок.
В соответствии с ч.6.1 ст.66 Закона о закупках, в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3 и 5 настоящей статьи, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Исходя из изложенного, поскольку участник, чья заявка содержит недостоверные сведения, не отстранен от участия в закупке, Аукционной комиссией нарушены требования ч.6.1 ст.66 Закона о закупках.
Комиссия также отмечает, допуск к участию в электронном аукционе участника, чья заявка содержит недостоверные сведения, привел к нарушению прав и законных интересов ООО "ПермЭлектроКомплектация", выразившееся в снижении цены контракта,предложенной участником закупки,при направлении карточки контракта.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ПермЭлектроКомплектация" на действия Управления образования администрации г.Березникипри проведении электронного аукциона на поставку компьютерных мониторов (изв. N 0156300046617000202) необоснованной.
2. Признать жалобу ООО "ПермЭлектроКомплектация" на действия Аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на поставку компьютерных мониторов (изв. N 0156300046617000202) обоснованной.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение ч.6.1 ст.66 Закона о закупках.
4. В целях устранения выявленного нарушения Аукционной комиссии, Заказчику, оператору электронной площадки выдать предписание.
5. Материалы жалобы передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении членов Аукционной комиссии за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 7 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2017