Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 августа 2017 г. N 1172
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Я.Ю. Бычковой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта, рассмотрев жалобу ООО "А Строй" на действия заказчика - Администрации села Байкит Эвенкийского муниципального района Красноярского края при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. 1 Микрорайон д. 49 (далее - электронный аукцион, закупка), установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "А Строй" на действия заказчика при проведении электронного аукциона (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовала требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
В соответствии с частью 26 статьи 99, частями 3,5 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.32 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 заказчику по запросу Красноярского УФАС необходимо было представить в адрес Красноярского УФАС России следующие документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки: письменные пояснения по доводам, изложенным в жалобе, документацию об электронном аукционе с отметкой об ее утверждении.
Существо жалобы: составление документации о проведении электронного аукциона с нарушением требований действующего законодательства.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России состоялось 01 августа 2017 года в 15 часов 40 минут (по местному времени) по адресу: г. Красноярск, пр. Мира, 81 "Д", каб. 20.
Явку своих представителей на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу заказчик и податель жалобы не обеспечили.
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, при формировании аукционной документации, заказчиком были допущены нарушения положений законодательства о контрактной системе, а именно:
По мнению подателя жалобы, заказчик обязан установить требования, о том, что участники закупки должны являться членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Заказчик в письменных пояснениях с доводами жалобы не согласился, считая, что аукционная документация в обжалуемой части не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, в том числе ввиду того, что объект капитального ремонта попадает под исключения, установленные в статье 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624.
В связи с необходимостью дополнительного исследования полученных от сторон документов и сведений Комиссией был объявлен перерыв до 17 часов 50 минут (по местному времени), "02" августа 2017 года.
После перерыва, рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей потребностью заказчиком были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ул. 1 Микрорайон д. 49".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство о контрактной системе) основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии со статьей 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в саморегулируемой организации.
В силу абзаца 2 пункта 3 статьи 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, для занятия которой необходимо членство в саморегулируемой организации возникает с момента вступления юридического лица в саморегулируемую организацию и прекращается при прекращении членства в саморегулируемой организации.
Из буквального толкования вышеуказанных норм гражданского законодательства следует, что в случае, если какой-либо вид деятельности требует вступление в члены саморегулируемой организации, то осуществление такой деятельности могут выполнять только те лица, которые являются членами саморегулируемой организации.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии таких документов.
Из изложенного следует, что документ, предоставляемый участником закупки в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, должен подтверждать соответствие данного участника закупки таким требованиям.
Отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений регулируются законодательством о градостроительной деятельности. При этом, законодательство о градостроительной деятельности состоит, в том числе, из Градостроительного кодекса Российской Федерации (статьи 3,4 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ).
Согласно части 2 статьи 52 ГрК РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено статьей 52 ГрК РФ. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.
При этом, в соответствии с частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, не являющиеся членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, могут выполнять работы по договорам строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, в случае, если размер обязательств по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
Проанализировав извещение и документацию об электронном аукционе Комиссия установила, что начальная максимальная цена контракта рассматриваемой закупки составляет 5 167 557,00 рублей, ввиду чего, Комиссия приходит к выводу, что в силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе участниками рассматриваемой закупки могут быть только юридические лица и индивидуальные предприниматели, являющими членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (за исключением лиц, попадающих под исключения, установленные частью 2.1 статьи 52 ГрК РФ). Ввиду чего, в силу статьи 64, части 5 статьи 66 заказчику надлежит установить соответствующее требование к участникам закупки, и составу вторых частей заявок.
Вместе с тем, анализ извещения об электронном аукционе и положений аукционной документации позволил Комиссии установить факт отсутствия в их составе вышеуказанных требований к участникам закупки. Ввиду чего Комиссия усматривает в действиях заказчика, выразившихся в неустановлении вышеуказанных требований, нарушение статьи 64 Закона о контрактной системе, что также содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Относительно доводов заказчика, касающихся того, что объект капитального ремонта попадает под исключения, установленные в статье 2 Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, Комиссия отмечает следующее.
Редакция ГрК РФ, действующая на момент размещения заказчиком в ЕИС изменения извещения о проведении электронного аукциона от 11.07.2017 NИИ7, не предусматривает, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ, ввиду чего, Комиссия приходит к выводу, что в рассматриваемом случае применение положений Приказа Минрегиона РФ от 30.12.2009 N 624, которым утвержден перечень таких видов работ и установлены виды работ, которые в указанный перечень не включены, недопустимо.
Вместе с тем, проанализировав заявку победителя электронного аукциона, общедоступную информацию и сведения, представленные заказчиком, Комиссия установила, что победитель электронного аукциона является членом действующей саморегулируемой организации организации Ассоциация Саморегулируемая организация "Енисейский альянс строителей", основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, что подтверждает соответствие победителя электронного аукциона требованиям, установленным статьей 52 ГрК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, ввиду чего Комиссия приходит к выводу, что необходимость в выдачи предписания об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе отсутствует, поскольку данное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика.
При этом, Комиссия отмечает, что не установила, что участник, заявка которого заняла втрое место, соответствует требованиям, установленным статьей 52 ГрК РФ, пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, поскольку не установила, что такой участник является членом саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1.Признать жалобу ООО "А Строй" обоснованной.
2.Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать, в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результат определения подрядчика.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Я.Ю. Бычкова |
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 2 августа 2017 г. N 1172
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2017