Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 августа 2017 г. N 1181
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссии по рассмотрению жалоб) в составе: Председатель - заместитель руководителя управления О.П. Харченко, члены Комиссии по рассмотрению жалобы - начальник отдела информатизации и контроля рекламы Т.М. Чудинова, специалист-эксперт А.А. Овчар (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "ВЕРТИКАЛЬ" на действия заказчика - Краевого государственного казенного учреждения "Управление капитального строительства" (далее - заказчик) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "Строительство объекта "Центр культурного развития в г. Минусинске", на электронной площадке ООО "РТС-тендер" (далее - оператор электронной площадки), номер извещения 0319200013317000048, установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "ВЕРТИКАЛЬ" на действия заказчика при определении поставщика путем проведения электронного аукциона "Строительство объекта "Центр культурного развития в г. Минусинске" (далее - жалоба).
Жалоба подана в Красноярское УФАС в срок, установленный частью 4 статьи 105 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), соответствует требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем подлежит принятию к рассмотрению.
В адрес заказчика, подателя жалобы были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику было также предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы 02.08.2017 присутствовала представитель заказчика Полосина А.О.(доверенность N14 от 10.01.2017).
ООО "ВЕРТИКАЛЬ", уведомленное о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей не направило.
Из содержания жалобы следует, что при формировании аукционной документации заказчиком были допущены нарушения положений Закона о контрактной системе. Заказчик в описании объекта закупки установил требования предоставить в первых частях заявок значения показателей требующегося товара "Поливинилхлоридная электроизоляционная лента", которые становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, а также показатели такого товара, которые не включаются в сертификаты качества, а также требование о соответствии ГОСТ 16214-86, ГОСТ 8.417-2002.
Представитель заказчика не согласилась с доводами жалобы, представила письменные пояснения.
На основании необходимости проведения внеплановой проверки, Комиссией было принято решение об объявлении перерыва до 03.08.2017 до 16 часов 30 минут (время местное) в рассмотрении жалобы.
После окончания объявленного перерыва, на заседание Комиссии по рассмотрению жалобы по существу присутствовала представитель заказчика Полосина А.О.(доверенность N14 от 10.01.2017).
Рассмотрев жалобу, представленные документы и сведения, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила следующее.
Заказчиком совершены действия по осуществлению закупки путем проведения электронного аукциона "Строительство объекта "Центр культурного развития в г. Минусинске", номер извещения 0319200013317000048.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При анализе аукционной документации Комиссией по рассмотрению жалобы установлено, что согласно пункту 5.4. "Требования к содержанию и составу заявки на участие в электронном аукционе" информационной карты аукционной документации первая часть заявки должна содержать согласие участника электронного аукциона на выполнение работ на условиях, предусмотренных настоящей документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией об электронном аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2.4. информационной карты документации электронного аукциона функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки указаны в Приложении N1 к Информационной карте (Описание объекта закупки) и проекту контракта. Заказчиком также предусмотрен документ "Технические требования к применяемым материалам", согласно которому указаны максимальные и (или) минимальные значения показателей, используемые для определения соответствия потребностям заказчика предлагаемого к использованию при выполнении работ товара. В соответствии с техническими требования к применяемым материалам, заказчику необходимо:
5. |
Поливинилхлоридная электроизоляционная лента с липким слоем, предназначена для изоляции проводов и кабелей при ремонте и сращивании электрокабелей с неметаллическими оболочками, работающих в статическом состоянии при температуре от минус 50 до плюс 70 °С, сорт высший или первый, толщина ленты не менее 0,20 мм, ширина ленты не более 50 мм, лента не должна иметь отверстий, пузырей, складок, трещин и посторонних включений, пропусков клеевого слоя и надрывов на кромках, прочность при растяжении не менее 13,7 (140) МПа (кгс/см2), относительное удлинение при разрыве не менее 190%, температура хрупкости не выше минус 30°С, липкость не менее 40 с, сцепление при разматывании не более 15 см/мин, масса 1 м не более 26,7 г, лента не должна быть токсичной, лента должна быть взрывобезопасна, трудновоспламеняема, ГОСТ 16214-86, ГОСТ 8.417-2002. |
Установленное требование заказчика по характеристике - "прочность при растяжении" предусмотрена пунктом 4 таблицы 2 пункта 1.4. ГОСТ 16214-86 "Межгосударственный стандарт. Лента поливинилхлоридная электроизоляционная с липким слоем. Технические условия":
Наименование показателя |
Норма |
Метод испытания |
|
|
Высший сорт |
Первый сорт |
|
4. Прочность при растяжении, МПа (кгс/см2), не менее |
14,7 (150) |
13,7 (140) |
По ГОСТ 14236 и п.4.7 настоящего стандарта |
Согласно ГОСТ 16214-86 норма для показателя и конкретное значение определяется по методу испытания по ГОСТ 14236-81 "Пленки полимерные. Метод испытания на растяжение (с Изменением N1)" и по пункту 4.7. ГОСТ 16214-86, т.е. прочность при растяжении и относительное удлинение при разрыве определяют при температуре (22 +/- 4) °C по ГОСТ 14236 на пяти образцах длиной (150 +/- 1) мм и шириной (10 +/- 0,2) мм, вырезанных в продольном направлении.
Разделом 3 ГОСТ 16214-86 установлены правила приемки ленты:
- Ленту принимают партиями. Партией считают количество ленты массой не более 1500 кг одной ширины и толщины, одновременно изготовленной из пленки одной партии и оформленной одним документом о качестве (пункт 3.1.).
- Документ о качестве должен содержать следующие данные: наименование предприятия-изготовителя и (или) его товарный знак; условное обозначение ленты; номер партии, количество единиц упаковки; количество рулонов в партии (для лент, предназначенных для розничной торговли); массу нетто; дату изготовления; штамп отдела технического контроля; результаты проведенных испытаний или подтверждение соответствия ленты требованиям настоящего стандарта; обозначение настоящего стандарта (пункт 3.2.).
- Для проверки соответствия ленты требованиям настоящего стандарта проводят приемо-сдаточные и периодические испытания. Приемо-сдаточные испытания по пп. 1.3 и 1.4 (кроме показателя "температура хрупкости") проводят на 0,1% рулонов от партии, но не менее чем на трех рулонах. Периодические испытания по п. 1.4 (по показателю "температура хрупкости") проводят не реже одного раза в квартал на 0,1% рулонов от партии, но не менее чем на трех рулонах. (пункт 3.3.).
Таким образом, все показатели по пункту 1.4 ГОСТ 16214-86 становятся известными только по результатам проведенных испытаний, к которым относятся и требования Заказчика, установленные аукционной документацией к "прочности при растяжении".
Комиссией Красноярского УФАС России принята во внимание позиция ФАС России, изложенная в Письме ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке", согласно которой при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Ввиду изложенного, доводы жалобы, касающиеся вышеуказанных показателей товаров признаны Комиссией обоснованным, а заказчик нарушившим требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, установленное заказчиком требование о соответствии поливинилхлоридной электроизоляционной ленты ГОСТ 8.417-2002 "Межгосударственный стандарт. Государственная система обеспечения единства измерений. Единицы величин" не относятся к установленным Заказчиком требованиям, предъявляемым к товару по следующим основаниям.
Положения ГОСТ 16214-86, распространяется на поливинилхлоридную электроизоляционную ленту с липким слоем, предназначенную для изоляции проводов и кабелей при ремонте и сращивании электрокабелей с неметаллическими оболочками, работающих в статическом состоянии при температуре от минус 50 до плюс 70 °С.
ГОСТ 8.417-2002 устанавливает единицы физических величин (далее - единицы), применяемые в стране: наименования, обозначения, определения и правила применения этих единиц.
При этом ГОСТ 16214-86 не содержит отсылочные положения к ГОСТ 8.417-2002.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 16 Федерального закона "О стандартизации в Российской Федерации" от 29.06.2015 N162-ФЗ разработан и введен в действие с 01.09.2002 г. ГОСТ 1.5-2001 "Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению".
В соответствии с пунктом 4.14.1 ГОСТ 1.5-2001 в стандартах применяют стандартизованные единицы величин, их наименования и обозначения, установленные ГОСТ 8.417-2002. В одном стандарте не допускается применение разных систем обозначения единиц величин.
Из изложенного следует, что положения ГОСТ 16214-86 должны соответствовать пункту 4.14.1 ГОСТ 1.5-2001 и ГОСТ 8.417-2002, так как единицы величин соответствуют указанным нормам стандартов.
Кроме того, положения ГОСТ 16214-86 являются самостоятельными требованиями к товару и является обязательным в применении, в том числе и по единицам измерения величин. Устанавливать дополнительные иные требование к товару, в том числе, о пересчете единиц измерения, указанных в ГОСТ 16214-86, по ГОСТ 8.417-2002 является неправомерным, не соответствует требованиям пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
При этом, проведя внеплановую проверку, Комиссия Красноярского УФАС России установила, что согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 03.08.2017 N0319200013317000048-1 на участие в электронном аукционе было подано 4 заявки, из которых 3 были допущены к участию в электронном аукционе. Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что установленные нарушения при формировании аукционной документации не повлекли незаконного отказа в допуске участникам закупки, таким образом, выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы ООО "ВЕРТИКАЛЬ" по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ООО "ВЕРТИКАЛЬ" обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статей 33, 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки заказчику не выдавать в связи с тем обстоятельством, что выявленное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
А.А. Овчар |
Овчар Александр Александрович (391) 211-24-54
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 3 августа 2017 г. N 1181
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2017