Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 августа 2017 г. N 1205
Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере размещения закупок в составе: председателя комиссии - О.П. Харченко, заместителя руководителя управления, членов Комиссии - Т.Ч. Чудиновой, начальника отдела, А.А. Кирилловой, ведущего специалиста-эксперта (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Поляковой В.П. на действия конкурсной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием "услуги по организации питания" (далее - закупка, конкурс) установила следующее:
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ИП Поляковой В.П. на действия заказчика, уполномоченного органа при проведении конкурса (далее - жалоба).
Жалоба была подана в Красноярское УФАС России в срок, установленный частью 4 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствовали требованиям частей 8, 9, 10 статьи 105 указанного закона, в связи с чем была принята к рассмотрению по существу.
Красноярским УФАС России в адрес заказчика, подателя жалобы, конкурсной комиссии было направлено уведомление о содержании жалобы и сообщение о месте и времени ее рассмотрения.
Заседание комиссии Красноярского УФАС России было назначено на "04" августа 2017 года в 10 часов 40 минут. С целью дополнительного исследования полученных от сторон документов и сведений Комиссия решила объявить в своей работе перерыв до 16 часов 10 минут, "07" августа 2017 года.
Существо жалобы: нарушение порядка вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе.
На заседаниях Комиссии по рассмотрению жалобы присутствовали:
- представитель организатора совместного конкурса - В.П. Жигунов (выписка из приказа N 43 от 07.07.2010, удостоверение личности);
- представитель конкурсной комиссии - Е.В. Вельке (протокол заседания конкурсной комиссии от 25.07.2017, удостоверение личности);
- податель жалобы - ИП Полякова В.П. (свидетельство о регистрации ИП, удостоверение личности).
Из содержания жалобы следует, что, по мнению подателя жалобы, конкурсная комиссия при вскрытии конвертов с заявками нарушила порядок, установленный статьей 52 Закона о контрактной системе, поскольку конкурсной комиссией не были объявлены условия исполнения контракта и не проверялось наличие документов, перечисленных в описи.
Кроме того, на заседании Комиссии подателем жалобы был заявлен дополнительный довод, касающийся того, что, по мнению подателя жалобы, опись, приложенная к заявке участника ИП Лобанцовой И.С., не была прошита вместе с заявкой.
Из пояснений организатора совместного конкурса следует, что с первым доводом жалобы он не согласен, считая, что процедура вскрытия конвертов не была нарушена, относительно второго довода организатор совместного конкурса подтвердил, что опись была представлена в виде отдельного документа, вместе с тем, конкурсная комиссия не посчитала данный факт нарушением порядка подачи заявок на участие в конкурсе.
Рассмотрев существо жалоб, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчиков потребностью организатором совместного конкурса были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса с ограниченным участием "услуги по организации питания".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 1 статьи 56 Закона о контрактной системе под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования и победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
В соответствии с частью 3 статьи 56 Закона о контрактной системе при проведении конкурса с ограниченным участием применяются положения Закона о контрактной системе о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
На основании части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
При этом, согласно части 8 статьи 52 Закона о контрактной системе заказчик обязан обеспечить осуществление аудиозаписи вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе.
Прослушав аудиозапись вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе, предоставленную организатором совместного конкурса, Комиссия установила, что при вскрытии конвертов конкурсной комиссией не были объявлены почтовые адреса каждого участника конкурса и предложенные участниками конкурса условия исполнения контракта (в том числе предлагаемая стоимость оказания услуг).
При этом, из аудиозаписи следует, что конкурсной комиссией при вскрытии конвертов участников конкурса был объявлен состав заявок, что соответствует требованию объявить наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией. Вместе с тем, Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе не вменяет конкурсной комиссии обязанность при вскрытии конвертов с заявками проверять наличие документов, перечисленных в описи.
Ввиду изложенного, Комиссия признает довод жалобы, касающийся нарушения конкурсной комиссией порядка вскрытия конвентов с заявками, частично обоснованным, а конкурсную комиссию нарушившей требования части 6 статьи 52 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 51 Закона о контрактной системе "Все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса. Соблюдение участником открытого конкурса указанных требований означает, что информация и документы, входящие в состав заявки на участие в открытом конкурсе и тома заявки на участие в открытом конкурсе, поданы от имени участника открытого конкурса и он несет ответственность за подлинность и достоверность этих информации и документов".
Проанализировав конкурсную документацию, Комиссия установила, что аналогичное требование к оформлению и формированию заявок содержится в разделе 8 конкурсной документации.
Из представленных организатором совместного конкурса документов (в том числе заявок участников) следует и не оспаривается сторонами, что опись документов, приложенная к заявке участника закупки ИП Лобанцовой И.С. не была прошита вместе с заявкой.
Комиссия отмечает, что такой способ подачи не соответствует буквальному толкованию части 4 статьи 51 Закона о контрактной системе, в которой указано, что "Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов...". Следовательно, опись является частью заявки и к описи должны предъявляться те же требования, что и к самой заявке, а именно требование о том, что все документы, входящие в состав заявки, должны быть прошиты.
Согласно части 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Однако, проанализировав протокол рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием от 25.07.2017 NПРЕ1, Комиссия установила, что конкурсная комиссия признала заявку участника закупки ИП Лобанцовой И.С. соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные действия конкурсной комиссии нарушают требования части 3 статьи 53, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Комиссия в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Согласно части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении конкурса.
В соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующее единое требование к участникам закупки:
"7) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики и (или) преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Однако, проанализировав конкурсную документацию, Комиссия установила, что согласно пункту 5 раздела 18 информационной карты заказчик предъявляет, в том числе, следующие требования к участникам конкурса: "5) отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с выполнением работы, являющейся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Таким образом, Комиссия установила, что организатор совместного конкурса, в нарушение части 1 статьи 50, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе, установил требование, не соответствующее требованию, установленному в пункте 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает, в том числе следующее единое требование к участникам закупки:
"7.1) участник закупки - юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента подачи заявки на участие в закупке не было привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях".
Вместе с тем, проанализировав конкурсную документацию, Комиссия не установила факт наличия в ней аналогичных требований к участникам закупки.
Таким образом, Комиссия установила, что организатор совместного конкурса, в нарушение части 1 статьи 50, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе не установил требование, соответствующее требованию, установленному в пункте 7.1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункта 1 части 2 статьи 56 Закона о контрактной системе заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в случаях если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 56 Закона о контрактной системе в отношении участников конкурса с ограниченным участием наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе, предъявляются дополнительные требования в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе. При этом дополнительные требования применяются для осуществления предквалификационного отбора и не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
На основании 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием установлены Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99. Перечень таких случаев, дополнительные требования и перечень документов, которыми подтверждается соответствие участников закупки таким требованиям, установлены приложением N 2 к указанному постановлению.
Согласно части 6 Приложения 2 Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 500000 рублей относится к вышеуказанным случаям и могут осуществляться только лицами, имеющими опыт исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора с бюджетным учреждением) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится конкурс.
Документами, которые должны быть представлены в составе заявок с целью подтверждения участниками своего соответствия таким требованиям, являются копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и документа (документов) о приемке поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Вместе с тем, проанализировав конкурсную документацию, Комиссия установила, что организатором совместного конкурса в разделе 18 информационной карты предъявляются дополнительные требования к участникам закупки, которые не предусмотрены для данного вида услуг Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 о наличие собственного и (или) арендованного на срок исполнения контракта, договора оборудования и других материальных ресурсов, а также прав на результаты интеллектуальной деятельности в объеме, установленном конкурсной документацией, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Таким образом, Комиссия установила, что организатор совместного конкурса, в нарушение части 1 статьи 50, части 3 статьи 56 Закона о контрактной системе установил требование к участникам закупки не в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенных обстоятельств, в результате рассмотрения жалобы по существу и проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.34 Приказа ФАС России от 19.11.2014 727/14 "Об утверждении Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, котировочной или аукционной комиссии, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России приняла следующее решение:
1. Признать жалобу ИП Поляковой В.П. частично обоснованной.
2. Признать конкурсную комиссию нарушившей требования статьи 52, 53, 56 Закона о контрактной системе.
3. Признать заказчика нарушившим требования статьи 31, 50, 56 Закона о контрактной системе
4. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе, прав и законных интересов участников закупки путем внесения изменений в конкурсную документацию.
5. Конкурсной комиссии заказчика отменить все протоколы, составленные в ходе проведения конкурса.
6. Продлить срок подачи заявок на участие в конкурсе таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе изменений в конкурсную документацию до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе этот срок составлял не менее, чем десять рабочих дней.
7. Передать материалы по жалобе уполномоченному должностному лицу Красноярского УФАС России для принятия решения о необходимости применения мер административного реагирования в отношении должностного лица заказчика, членов конкурсной комиссии.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии |
О.П. Харченко |
|
|
Члены Комиссии |
Т.М. Чудинова |
|
|
|
А.А. Кириллова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 7 августа 2017 г. N 1205
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2017