Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 3 августа 2017 г. N А177-08/17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Профит-плюс" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" (далее - МКУ МО МГП "УГХ", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310300003117000060 выполнение работ по благоустройству общественных территорий общего пользования в сквере Братьев Дубининых в г.Моздок по программе "Формирование современной городской среды на территории Моздокского городского поселения на 2017 год" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
27 июля 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Профит-плюс" (далее - Заявитель) на действия муниципального заказчика - МКУ МО МГП "УГХ" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В жалобе указал, что:
1. Заказчик разместил документацию в формате, исключающим копирование отдельных фрагментов текста в нарушении ч. 4 ст. 4 и ч. 5 ст. 112 Закона о контрактной системе, выразившемся в размещении документации об открытом аукционе в электронной форме с ограничениями возможности ознакомления с ней.
Порядок размещения информации о закупке на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет определен Положением о пользовании официальными сайтами в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2007 N147 (далее - Положение).
В соответствии с пунктами 9 и 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать доступ пользователей для ознакомления с информацией, размещенной на официальном сайте, на основе распространенных веб-обозревателей. При этом не должна предусматриваться установка на компьютеры пользователей специально созданных для просмотра официальных сайтов программных и технологических средств. Программное обеспечение и технологические средства ведения официальных сайтов должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения (заказчики, специализированные организации), ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
То есть, в нарушении указанных норм, аукционная документации Заказчика размещена в формате PDF, который защищен от копирования отдельных фрагментов текста.
2. По мнению Заявителя в документации установлены ограничения возможности участия индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения, не являющихся плательщиками НДС, так как в проекте контракта указано, что основанием оплаты являются: фото-таблицы, счет-фактура, предоставленная "Подрядчиком".
Налоговым кодексом РФ (далее - НК РФ) предусмотрено, что составлять счета-фактуры обязаны плательщики налога на добавленную стоимость, реализующие товары (работы, услуги) на территории РФ. Кроме того, на основании п. 1 ст. 169 НК РФ счета фактуры имеют право выставлять комиссионеры (агенты), в том числе применяющие упрощённую систему налогообложения, осуществляющие реализацию товаров (работ, услуг) от своего имени. В иных случаях организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, оформлять счета-фактуры не должны.
3. Проект контракта не содержит обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, установленное частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
В объяснении по существу жалобы Заказчик указал, что:
1. Частями 1, 2 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система. Законом о контрактной системе предусмотрено, что информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Пунктом 8 Положения установлено, что программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в пункте 5 Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Файлы аукционной документации, размещенные Заказчиком не зашифрованы и не защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств. В Положении отсутствуют требования о том, что файл Аукционной документации должен быть размещен в формате, обеспечивающем возможность печати и копирования фрагментов текста. Кроме того, существует много программ для редактирования документов PDF. Например, программа Acrobat доступна всем пользователям Интернета абсолютно бесплатно. Она позволяет быстро преобразовывать отсканированные документы в редактируемые файлы PDF. Если открыть отсканированный документ для редактирования, Acrobat автоматически в фоновом режиме выполняет распознавание текста и преобразует документ в редактируемое изображение и текст с правильно распознанными шрифтами в документе. Кроме того, в верхнем правом углу появляется подсказка, показывающая язык текста для распознавания. Она также указывает кнопку настроек, которая позволяет изменить язык текста для распознавания. По умолчанию за одно действие в редактируемый текст преобразуется текущая страница, а не весь документ. По мере перехода от одной страницы к другой редактируемой становится страница в фокусе.
2. Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Из извещения о проведении Аукциона следует, что Аукцион проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Учитывая, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в силу ограничений, установленных на основании статьи 30 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона, не могут быть участниками Аукциона, поскольку не могут являться субъектами малого предпринимательства, отсутствие в проекте контракта, приложенном к Аукционной документации условия о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащей уплате физическому лицу, будет уменьшена на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, не нарушает требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
3. Счет-фактура без НДС заполняется по тем же правилам, которые установлены для оформления обычных счетов-фактур, содержащих НДС. Правила эти содержатся в разделе 2 приложения N1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 г. N1137. Порядок оформления заголовочной части счета-фактуры без НДС не имеет особых отличий от обычного. Единственное различие состоит в том, что в графах основной таблицы, предназначенных для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по этой ставке, в счете-фактуре, составляемом без НДС, делается запись "Без НДС" (подп. "ж" и "з" п. 2 раздела 2 приложения N 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 г. N1137). Причем запись может быть проставлена любым способом - на компьютере, от руки, при помощи штампа. Таким образом, ограничение участие в указанном электронном аукционе для индивидуальных предпринимателей, применяющим упрощенную систему налогообложения не установлено.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 10.07.2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) МКУ МО МГП "УГХ" разместило извещение N0310300003117000060 выполнение работ по благоустройству общественных территорий общего пользования в сквере Братьев Дубининых в г.Моздок по программе "Формирование современной городской среды на территории Моздокского городского поселения на 2017 год" (далее -Извещение) и Документацию об электронном аукционе, утвержденную МКУ МО МГП "УГХ" (далее - Аукционная документация).
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система, взаимодействие которой с иными информационными системами, обеспечивает формирование, обработку, хранение и предоставление данных (в том числе автоматизированных) участникам контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
В силу части 2 статьи 7 Закона о контрактной системе, открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 статьи 7 Закона о контрактной системе, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в ЕИС.
На основании части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в ЕИС, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 3 Положения, информация, размещаемая на официальных сайтах, должна быть круглосуточно доступна пользователям официальных сайтов для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
На основании п. 10 Положения программное обеспечение и технологические средства ведения официального сайта должны обеспечивать лицам, указанным в п. 5 данного Положения, ввод информации, как правило, путем заполнения экранных форм веб-интерфейса официального сайта, возможность прикрепления к размещаемой информации конкурсной документации, документации об открытом аукционе, требований, предъявляемых к запросу котировок, в виде отдельных файлов. Указанные файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, информация, размещаемая на официальных сайтах с целью проведения аукциона, должна быть доступной. Однако Закон о контрактной системе и Положение не закрепляют, в каком именно формате она должна быть опубликована в сети Интернет, соответственно допускается наличие файлов в формате PDF.
2. Правила заполнения счет-фактуры с НДС и без НДС содержатся в разделе 2 приложения N1 постановления Правительства РФ от 26.12.2011 г. N1137. Порядок оформления заголовочной части счета-фактуры без НДС не имеет особых отличий от обычного. Единственное различие состоит в том, что в графах основной таблицы, предназначенных для указания ставки налога и его суммы, рассчитанной по этой ставке, в счете-фактуре, составляемом без НДС, делается запись "Без НДС".
Таким образом, Аукционная документация не огранивает участие в указанном Аукционе индивидуальных предпринимателей, применяющим упрощенную систему налогообложения.
3. Частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
Из Извещения следует, что Аукцион проводится для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
При этом, в силу пункта 1 части 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 N209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 статьи 4 настоящего закона, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с положениями части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Учитывая, что физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями, в силу ограничений, установленных на основании статьи 30 Закона о контрактной системе в извещении о проведении Аукциона, не могут быть участниками Аукциона, поскольку не могут являться субъектами малого предпринимательства, отсутствие в проекте контракта, приложенном к Аукционной документации условия о том, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, сумма, подлежащей уплате физическому лицу, будет уменьшена на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, не нарушает требования части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
признать необоснованной жалобу ООО "Профит-плюс" на действия муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения муниципального образования Моздокского городского поселения "Управление городского хозяйства" при проведении электронного аукциона N0310300003117000060 выполнение работ по благоустройству общественных территорий общего пользования в сквере Братьев Дубининых в г.Моздок по программе "Формирование современной городской среды на территории Моздокского городского поселения на 2017 год".
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 3 августа 2017 г. N А177-08/17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2017