Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 7 августа 2017 г. N А179-08-17
Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона N44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) жалобу ООО "Комплект сервис" на действия государственного заказчика - ГКУ "Управление капитального строительства РСО-Алания" (далее - ГКУ "УКС РСО-Алания", Заказчик) при проведении электронного аукциона N0310200000317001625 на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада на 120 мест в г. Алагире, Алагирского района РСО-Алания" (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
31 июля 2017 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "Комплект сервис" (далее - Заявитель) на действия ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе. В своей жалобе указал, что согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в документации об электронном аукционе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Также частью 3 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) установлено, что при проведении торгов, кроме прочего, запрещаются действия, которые приводят к ограничению конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг) технологически и функционально не связанной с товарами, работами. Услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметов торгов.
Так, предметом аукциона является выполнение работ по строительству объекта. Между тем, помимо выполнения строительных работ, необходимо поставить технологическое оборудование пищеблока, мебель, спортивное оборудование и т.д.
Заявитель считает, что поставка указанного оборудования технологически и функционально не связана с предметов Аукциона, и, соответственно, включение его в состав одного лота ограничивает количество участников Аукциона. Заявитель осуществляет поставку специализированного оборудования и лишен возможности участвовать в аукционе ввиду объединения поставки указанного оборудования с выполнением строительных работ.
ГКУ "УКС РСО-Алания" в объяснении по существу жалобы указало, что в соответствии с положениями Аукционной документации работы по строительству объекта "Строительство детского сада на 120 мест в г. Алагире, Алагирского района РСО-Алания" должны быть выполнены с надлежащим качеством, соответствовать действующим строительным нормам и правилам, техническим условиям, государственным стандартам, СП 48.13330.2011 "Организация строительства", в объеме согласно техническому заданию и прилагаемому проекту, то есть "под ключ".
В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Госстроя СССР от 10.11.1989 N147 "Об утверждении Положения об организации строительства объектов "под ключ" (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование - выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию.
Заказчик считает, что поставка и монтаж оборудования включенного в локально-сметный расчет является технологически и функционально связано со строительством объекта, поскольку завершение строительных работ не возможно без установки указанного оборудования и товаров. Все эти работы связаны функционально и технологически, так как данному оборудованию необходимо подключить систему вентиляции, слаботочное питание и т.д.
Так, в соответствии с документацией об электронном аукционе (Локальный сметный расчет N02-01-13) в рамках строительства объекта подрядчик должен поставить технологическое оборудование пищеблока.
В состав проектной документации входит локальный сметный расчет N 02-01-13, который содержит формирование цены оборудования, что предусматривает и поставку такого оборудования.
На основании пункта 2 Приложения к Положению в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включаются: стоимость строительно-монтажных работ; стоимость оборудования, мебели, инвентаря и другие затраты. В соответствии с аукционной документацией строительство объекта будет осуществляться на основании проектно-сметной документации. В соответствии с частью 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
В силу пункта 3.11 Методики определения стоимости строительной продукции на территории Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N15/1 (далее - Методика) применительно к составлению сметной документации под объектом строительства рассматривается отдельно стоящее здание (производственный корпус или цех, склад, вокзал, овощехранилище, жилой дом, клуб и т.п.) или сооружение (мост, тоннель, платформа, плотина и т.п.) со всеми относящимися к нему обустройствами (галереями, эстакадами и т.п.), оборудованию, мебелью, инвентарем, подсобными и вспомогательными устройствами, а также при необходимости с прилегающими к нему инженерными сетями и общеплощадочными работами (вертикальная планировка, благоустройство, озеленение и т.п.). Стоимость оборудования, мебели и инвентаря включается в локальные сметные расчеты (сметы) на основании пункта 4.14 Методики.
Объединение в один лот работ по строительству объекта и приобретению оборудования не нарушает требования действующего законодательства, обусловлено потребностями заказчика, является его правом и направлено на достижение единого результата - ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию.
Возможность включения в сметную стоимость строительства стоимости работ по монтажу оборудования, а также затрат на приобретение (изготовление) оборудования, мебели и инвентаря предусмотрена так же пунктом 3.14 Методики определения стоимости строительной продукции на территории РФ, утвержденной Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 05.03.2004 г. N15/1.
Объединение в один предмет торгов выполнения строительных работ по созданию социально значимого объекта, а именно школы вместе с поставкой и установкой оборудования, направлено на подготовку и сдачу объекта "под ключ". Оборудование необходимо для качественного функционирования объекта. Такое формирование лота обеспечивает наиболее качественное достижение оставленной цели, наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи, а равно осуществления контроля за осуществлением работ и оснащением учебно-тренировочной базы в рамках одного объявленного аукциона без дополнительных временных и организационных затрат.
Заказчик полагает, что комплекс работ, составляющий предмет аукциона, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких работ, согласно проектно-сметной документации, и объединение таких работ в предмет одного лота не приводит к ограничению количества участников размещения заказа и, как следствие к ограничению конкуренции.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
14 июля 2017 года в Единой информационной системе в сфере закупок (далее -ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - Управление РСО-Алания) было размещено извещение N0310200000317001625 о проведении Аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада на 120 мест в г. Алагире, Алагирского района РСО-Алания" и Аукционную документацию по указанному Аукциону.
18 и 28 июля 2017 года Управление РСО-Алания разместило в ЕИС изменения, внесенные в извещение N0310200000317001625 о проведении Аукциона на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада на 120 мест в г. Алагире, Алагирского района РСО-Алания" (далее - Извещение) и Документацию для проведения указанного Аукциона, утвержденную ГКУ "УКС РСО-Алания" (далее - Аукционная документация).
В силу пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). При составлении описания объекта закупки необходимо использовать стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 5 Информационной карты Аукционной документации установлено, что в ходе исполнения контракта необходимо выполнить работы по строительству здания школы на 360 мест, при этом, поставщик обязан выполнить работы, являющиеся объектом закупки в сроки, объеме и качестве, а также с учетом требований и условий, которые определены Аукционной документацией, Техническим заданием, локальным сметным расчетом и проектом контракта. Требования к качеству, техническим характеристикам товаров, которые необходимо использовать в ходе исполнения контракта установлены в Техническом задании, приложенном к Аукционной документации. Работы необходимо выполнить в строгом соответствии с действующими ГОСТ, СНип и другими нормативными документами.
Так, согласно Техническому заданию (часть 02-01-13 Технологическое оборудование), в ходе исполнения контракта необходимо установить следующее оборудование, в том числе:
- шкаф для детской одежды 4-х секционный;
- банкетку к детскому шкафу (четырехместная);
- кровать детскую деревянную;
- кровать детскую выдвижную 3-х ярусную;
- стенку детскую игровую;
- стулья детские;
- плиту электрическую 4-х комфорочную с жарочным шкафом;
- сковороду электрическую;
- машину стирально-отжимную;
- пианино;
- телевизор
- соковыжималку
- ширму медицинскую 3-х створчатую
- кипятильник дезинфекционный
- кушетку смотровую (медицинскую) и т.д.
Согласно пункту 1.2 Положения об организации строительства объектов "под ключ", утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 10.11.1989 N 147 (далее - Положение), метод строительства объектов "под ключ" предусматривает обеспечение сооружения объектов, подготовленных к эксплуатации или оказанию услуг, на основе сосредоточения функций управления всеми стадиями инвестиционного процесса в одной организационной структуре и осуществляется как единый непрерывный комплексный процесс создания готовой строительной продукции (проектирование выполнение строительных и монтажных работ, включая комплектацию строек технологическим и инженерным оборудованием - ввод в эксплуатацию).
Согласно п. 2 приложения к Положению об организации строительства объектов "под ключ" в договорную цену при строительстве объектов "под ключ" включается, помимо прочего, стоимость оборудования, мебели, инвентаря.
Поставка и монтаж оборудования, включенного в Техническое задания Аукционной документации, технологически и функционально связано со строительством объекта, поскольку завершение строительных работ по пищеблоку не возможно без установки оборудования пищеблока. Все эти работы связаны функционально и технологически, так как указанное оборудование необходимо подключить к системе вентиляции, слаботочному питанию, канализационной системе и т.д.
То есть, объединение в один предмет торгов выполнение строительных работ по созданию социально значимого объекта - детского сада, вместе с поставкой и установкой оборудования для детского сада, направлено на подготовку и сдачу объекта "под ключ". Указанное оборудование необходимо для функционирования детского сада. Такое формирование объекта закупки обеспечивает наиболее качественное достижение поставленной цели, наиболее рациональное расходование бюджетных средств, возможность разрешения поставленной задачи, а равно осуществления контроля за осуществлением работ и оснащением школы в рамках одного объявленного аукциона, без дополнительных временных и организационных затрат. При этом, имеется связь работ по строительству с услугами по приобретению (изготовлению) оборудования, мебели и инвентаря, а также усматривается единая цель торгов - приведение построенного здания детского сада и его помещений в состояние, пригодное для его целевой эксплуатации.
Учитывая вышеизложенное и то, что комплекс работ, являющийся предметом Аукциона, взаимосвязан между собой, составляет единую цельную функционирующую систему, а также подлежит выполнению исключительно при взаимосвязи таких работ, Аукционная документация соответствует требованиям пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64 и частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Комплект сервис" на действия государственного заказчика - ГКУ "УКС РСО-Алания" при проведении электронного аукциона N0310200000317001625 на выполнение работ по объекту "Строительство детского сада на 120 мест в г. Алагире, Алагирского района РСО-Алания".
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 7 августа 2017 г. N А179-08-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2017