Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 2 августа 2017 г. N 04-07/180-2017
Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" (далее - Заявитель, Общество, ООО "Профит-Плюс") от 26.07.2017 исх. N И 00413 (вх. N 3560 от 26.07.2017) на действия управления по культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Ефремов (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - ГКУ ТО "ЦОЗ") при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту Шиловского сельского Дома культуры N17- филиала муниципального бюджетного учреждения культуры "Ефремовский районный Дом культуры "Химик", расположенный по адресу: Тульская область, Ефремовский район, с. Шилово (закупка N 0366200035617004022) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), в присутствии:
в отсутствие представителя Заявителя, уведомленного надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения данного дела,
УСТАНОВИЛА:
В Тульское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного учреждения при проведении Электронного аукциона.
Из жалобы "ООО "Профит-плюс" следует, что документация о проведении электронного аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту Шиловского сельского Дома культуры N17- филиала муниципального бюджетного учреждения культуры "Ефремовский районный Дом культуры "Химик", расположенный по адресу: Тульская область, Ефремовский район, с. Шиловоне (далее - документация об электронном аукционе) не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно: в документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.
В частности Заявителем оспаривается возможность предоставления в заявке следующих характеристик соответствующих товаров без проведения экспертизы либо лабораторных испытаний:
"Краска по металлу"
Условная вязкость по вискозиметру типа ВЗ-246 с диаметром сопла 4 мм при температуре (200,5)°С, диапазон значений - 60-120
Массовая доля нелетучих веществ (в зависимости от цвета краски), % диапазон значений - 49-70
Блеск пленки по фотоэлектрическому блескомеру, %, - не менее 60
Время высыхания красочного слоя до ст. 3 при температуре (20_2) °C, ч. - не более 24
Адгезия пленки, баллы - не более 1
"Краска масляная для внутренних работ ГОСТ 10503-71"
Массовая доля пленкообразующего вещества, %, - не менее 22
Массовая доля летучего вещества, %, - не более 12
Условная вязкость по ВЗ-246 с диам сопла 4 мм при температуре (200,5)°С,с - Не менее 65 и не более 140
Степень перетира, мкм, - не более 80
Время высыхания до степени 3 при (20_2)°С, ч, - не более 24
Твердость покрытия по маятниковому прибору типа ТМЛ (маятник Б), условные единицы, - не менее 0,05
Стойкость покрытия к статическому воздействию воды при (20_2)°С, ч, - не менее 0,5
"Рулонное кровельное покрытие"
Разрывная сила при растяжении, Н - Не менее 590
Максимальное удлинение, % - 2,0
Теплостойкость в течение 2 ч, при температуре, С, - Не менее 100
"Плитка керамическая половая"
Водопоглощение, % - не более 3,5
Предел прочности при изгибе, МПа, для плиток толщиной:
до 9,0 мм включ. - не менее 28,0
св. 9,0 мм - не менее 25,0
Износостойкость (по кварцевому песку), г/см - не более 0,18
"Плитка керамическая глазурованная"
Водопоглощение, % - не более 4,5
Предел прочности при изгибе, МПа, для плиток толщиной:
до 9,0 мм включ. - не менее 28,0
св. 9,0 мм - не менее 25,0
Термическая стойкость глазури, °С - Не менее 125
Твердость глазури по Моосу - не менее 5
По мнению Заявителя, включение Заказчиком в часть II "Техническое задание" документации об электронном аукционе требований к составным частям, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, является излишним и нарушает часть 6 статьи 66 Закона.
Ввиду изложенного, ООО "Профит-плюс" приходит к выводу, что документация об электронном аукционе составлена с нарушением законодательства о контрактной системе.
В жалобе Заявитель просит провести внеплановую проверку указанной закупки на наличие в действиях Заказчика нарушения положений Закона, привести положения документации об электронном аукционе в соответствие с требованиями действующего законодательства Российской Федерации.
Представители Заказчика, Уполномоченного учреждения, присутствующие на заседании Комиссии, не согласились с доводами жалобы Заявителя по основаниям, изложенным в возражении на рассматриваемую жалобу.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком, Уполномоченным учреждением требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
Приказом государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" от 10.07.2017 N 4550 объявлен аукцион в электронной форме на право заключения контракта на выполнение работ по капитальному ремонту Шиловского сельского Дома культуры N17- филиала муниципального бюджетного учреждения культуры "Ефремовский районный Дом культуры "Химик", расположенный по адресу: Тульская область, Ефремовский район, с. Шилово; создана аукционная комиссия по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок", определен ее состав.
Извещение и документация об электронном аукционе размещены 11.07.2017 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 772 707,88 рублей.
Относительно довода ООО "Профит-плюс" о том, что в документации об электронном аукционе Заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, что приводит к ограничению количества участников закупки, ограничивает возможность участников закупки предоставить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе, Комиссией установлено следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу пункта 2 части 1 статьи 33 Закона при составлении описания объекта закупки необходимо использование показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, при осуществлении закупки заказчик не только вправе выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям заказчика.
Следовательно, точное определение объекта закупки является объективной потребностью заказчика, исключающее поставку товара, не соответствующего нуждам заказчикам и целям, для достижения которых осуществляется закупка. Закон предусматривает право заказчика определить в документации об электронном аукционе такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Ввиду того, что подача жалобы Заявителем на положения документации электронного аукциона предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
Заявитель не указывает, в чем, по его мнению, выразилось нарушение Заказчиком части 6 статьи 66 Закона, повлекшее ущемление его прав и законных интересов как участника закупки.
Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе без наличия у участника закупки применяемых материалов и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона при формировании описания объекта закупки.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу, что данный довод Заявителя является необоснованным.
Вместе с этим, Комиссией установлено следующее.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Как было указано выше в силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона описание объекта закупки должно носить объективный характер.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона необходимо использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В пункте 6 "Общие требования к выполнению работы, ее качеству, в том числе к технологии, методам выполнения работ, организационно-технологической схеме, безопасности выполняемой работы" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе Заказчиком перечислены нормативные документы, которые были использованы при составлении описания объекта закупки, требований к функциональным, техническим и качественным характеристикам, эксплуатационным характеристикам используемых материалов.
При этом в вышеназванном пункте части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе имеется ссылка на то, что показатели, требования, условные обозначения и терминология установлены в соответствии с ГОСТ 530-2012, ГОСТ 26633-2015, ГОСТ 24045-2016, ГОСТ 30693-2000 ,ГОСТ 31311-2005, ГОСТ 6266-97, ГОСТ 4598-86, ГОСТ 21345-2005, ГОСТ 30493-96, ГОСТ6787-2001, ГОСТ6141-91, ГОСТ 10704-91, ГОСТ 3262-75, ГОСТ 30674-2013, ГОСТ 30673-2013, ГОСТ 30970-2014, ГОСТ 28013-98, ГОСТ 27900-88, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 10503-71, ГОСТ8690-94, ГОСТ-26633-2015, ГОСТ-6942-98.
Как установлено из пояснений представителя Заказчика, требования к товару "Краска по металлу", "Плитка керамическая глазурованная", "Рулонное кровельное покрытие", "Краска масляная для внутренних работ ГОСТ 10503-71" и ряд других товаров установлены в соответствии с ГОСТами.
В пункте 6 "Общие требования к выполнению работы, ее качеству, в том числе к технологии, методам выполнения работ, организационно-технологической схеме, безопасности выполняемой работы" части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе Заказчиком установлен ряд требований к материалам, в том числе:
N п\п |
Наименование товара, значение технических и качественных характеристик (показателей) |
Требуемое значение показателей |
24. |
Рулонное кровельное покрытие |
|
24.4 |
Разрывная сила при растяжении, Н |
Не менее 590 |
24.6 |
Теплостойкость в течение 2 ч, при температуре, С, |
Не менее 100 |
25. |
Кровельное рулонное покрытие |
|
25.3 |
Масса вяжущего с наплавляемой стороны, кг /кв. м |
не менее 2,2 |
25.5 |
Разрывная сила при растяжении, Н |
не менее 590 |
29. |
Плитка керамическая половая |
|
29.1 |
Водопоглощение, % |
не более 3,5 |
29.2 |
Предел прочности при изгибе, Мпа, для плиток толщиной: |
|
29.2.1 |
до 9,0 мм включ. |
не менее 28,0 |
29.2.2 |
св. 9,0 мм |
не менее 25,0 |
29.3 |
Износостойкость (по кварцевому песку), г/см |
не более 0,18 |
29.4 |
Морозостойкость, число циклов |
не менее 25 |
30. |
Плитка керамическая глазурованная |
|
30.1 |
Водопоглощение, % |
не более 4,5 |
30.2 |
Предел прочности при изгибе, МПа, для плиток толщиной: |
|
30.2.1 |
до 9,0 мм включ. |
не менее 28,0 |
30.2.2 |
св. 9,0 мм |
не менее 25,0 |
30.3 |
Термическая стойкость глазури, °С |
Не менее 125 |
30.4 |
Твердость глазури по Моосу |
не менее 5 |
Вместе с тем Комиссией установлено, что по ряду показателей используемые Заказчиком при составлении документации об электронном аукционе ГОСТы содержат диапазонные показатели.
Заказчик пояснил, что его потребность заключается в приобретении материалов, которые будут отвечать установленным в вышеуказанных ГОСТ диапазонным значениям.
В инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в пункте 6 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, в том числе установлено, что значения показателей товаров и материалов указываемые участником закупок не должны сопровождаться словами "должен быть", "должна быть", "должны быть", "должен", "не должен", "должна", "не должна", "должны", "не должны", "не должен быть", "не должна быть", "не должны быть", "будет", "возможно" и т.п.. Значения показателей не должны допускать разночтения или двусмысленное толкование и содержать слова или сопровождаться словами "не более", "не менее", "более", "менее", "или", "диапазон должен быть не более от_- до_", "диапазон должен быть не менее от_-до_" и т.п., либо содержать математические знаки аналогичного содержания (в т.ч. < или >). В подобном случае значение не признается конкретным.
Таким образом, исходя из положений инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе, содержащейся в пункте 6 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе, участникам закупки в отношении показателей, в том числе по подпунктам 24.4, 24.6, 25.3, 25.5, 29.1, 29.2.1, 29.2.2, 29.3, 29.4, 30.1, 30.2.1, 30.2.2, 30.3 30.4 необходимо указать единичный конкретный показатель.
Учитывая, что потребность Заказчика заключается в приобретении материалов, которые будут отвечать установленным пункте 6 части II "Техническое задание" документации об электронном аукционе ГОСТ, установление требований, при которых участник закупки должен будет указать единичный конкретный показатель по установленным в документации от электронном аукционе параметрам, не позволит участнику закупки заполнить заявку, которая будет отвечать потребностям Заказчика.
Таким образом, в документации о закупке содержится необъективное описание объекта закупки, нестандартные требования к указанным выше характеристикам товаров, отсутствует обоснование использования нестандартных требований, что свидетельствует о нарушении Заказчиком пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Профит-плюс" от 26.07.2017 исх. N И 00413 (вх. N 3560 от 26.07.2017) на действия управления по культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Ефремов, государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту Шиловского сельского Дома культуры N17- филиала муниципального бюджетного учреждения культуры "Ефремовский районный Дом культуры "Химик", расположенный по адресу: Тульская область, Ефремовский район, с. Шилово (закупка N 0366200035617004022) необоснованной.
2. В результате проведенной на основании части 15 статьи 99 Закона внеплановой проверки определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в форме электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту Шиловского сельского Дома культуры N17- филиала муниципального бюджетного учреждения культуры "Ефремовский районный Дом культуры "Химик", расположенный по адресу: Тульская область, Ефремовский район, с. Шилово (закупка N 0366200035617004022) признать управление по культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Ефремов нарушившим пункты 1, 2 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона.
3. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать аукционной комиссии по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об отмене протоколов, составленных в ходе осуществления закупки N 0366200035617004022.
4. На основании части 22 статьи 99 Закона выдать управлению по культуре, молодежной политике, физической культуре и спорту администрации муниципального образования город Ефремов, государственному казенному учреждению Тульской области "Центр организации закупок" обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений путем внесения изменений в извещение и в документацию об электронном аукционе (закупка N 0366200035617004022) и приведения положений документации об электронном аукционе в соответствие с положениями Закона с учетом решения по делу N 04-07/180-2017. При этом необходимо продлить срок подачи заявок на участие в данном электронном аукционе в соответствии с требованиями части 6 статьи 63 и части 6 статьи 65 Закона.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
|
|
|
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 2 августа 2017 г. N 04-07/180-2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2017