Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2017 г. N 2-57-8922/77-17
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - заместителя начальника отдела обжалования государственных закупок А.В. Гордуз,
Членов комиссии:
Ведущего специалиста - эксперта отдела обжалования государственных закупок А.В. Кочеткова,
Ведущего специалиста - эксперта отдела проверок государственных закупок А.С. Спиряковой,
при участии представителя Мосгосстройнадзор: А.В. Бобык, а также в отсутствие представителей ООО "Сервис Эконом", о времени, месте рассмотрения жалобы уведомлены письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/37443/17 от 27.07.2017),
рассмотрев жалобу ООО "Сервис Эконом" (далее - Заявитель) на действия Мосгосстройнадзора (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуг по комплексной уборке помещений Мосгосстройнадзора (Закупка N 0173200002517000022) (далее - Аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России (исх. N МГ/37443/17 от 27.07.2017), Комиссия Управления установила следующее.
Заявитель обжалует положения аукционной документации, установленные в нарушение Закона о контрактной системе.
1. В силу п.2 ст.42 Закона о контрактной системе в извещении должна содержаться информация о сроках поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно доводам жалобы в аукционной документации Заказчика установлены неисполнимые сроки оказания услуг, а именно, согласно, технического задания срок оказания услуг с 01.07.2017 до 31.12.2017, при этом в разделе 11 Технического задания установлено следующие условие: Сроки исполнения Исполнителем своих обязательств - с момента заключения государственного контракта, что является неправомерным, поскольку, дата проведения электронного аукциона 07.08.2017.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика согласился с вышеуказанным доводом жалобы, а также пояснил, что 31.07.2017 Заказчиком устранены нарушения самостоятельно путем отмены электронного аукциона на оказание услуг по комплексной уборке помещений Мосгосстройнадзора.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу о том, что в аукционной документации неправомерно установлен срок выполнения работ, что нарушает п.1 ч.1 ст.33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
2. На основании п.1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии Управления рассмотрены доводы Заявителя жалобы на предмет установления в аукционной документации неправомерных требований к товарам, которые, по мнению Заявителя, могут вводить участников закупки в заблуждение, препятствовать корректному формированию заявки на участие в аукционе, а именно, по товарам:
- п. "Гранитная крошка: Процентное содержание зерен пластинчатой и игловатой формы менее 50%; Удельная эффективная активность естественных радионуклидов не должна превышать 380 Бк/кг Бк/кг";
- п. "Растворитель:Летучесть по этиловому эфиру 7 - 19 усл. Ед";
- п. "Средство для сантехники: Массовая доля фосфорсодержащих соединений Не более 18 %; Карбонат кальция в составе средства Не более 11 %; Карбонат натрия в составе средства Должен быть не менее 1 и не более 5%; Комбинация ПАВ в составе средства Должна быть не менее 2 и не более 11 %";
- п. "Дезинфицирующее средство тип 1: Массовая доля активного хлора 11*_ 15 * %; Натриевая соль ДХЦК 30% или не применимо; Калиевая соль ДХЦК 20% или не применимо; Триполифосфат натрия 61 %; Сульфопол 3 %";
- п. "Щелочное средство для очистки межплиточных швов: Щёлочь от 5 до 15 процентов, неионогенные поверхностно- активные вещества менее 5 процентов, комплексообразователи не менее 6 процентов. Показатель активности водородных ионов (рН) 1% раствора средства при 25оС 8-14 единиц ед";
- п. "Кислотное средство для удаления, ржавчины: Анионные ПАВ Менее 35 %; Щавелевая кислота меньше 5%; Краситель 40%; pH 1% раствора Менее 8 %";
- п. "Влажные салфетки:
- Разрушающее усилие в среднем по двум направлениям: От 0,1 до 3.0 Н или не нормируется";
- п. "Полотенца бумажные в листах: Предельные отклонения от номинальных размеров 5 %";
- п. "Мыло твердое хозяйственное, Сырье, используемое для производства: Кислоты жирные технического животного жира недистиллированные, в случае необходимости подвергнутые облагораживанию Должны быть в наличии или отсутствовать Масло талловое дистиллированное Должны быть в наличии или отсутствовать Кислоты жирные соапстоков светлых растительных масел и саломасов недистиллированные подвергнутые Должны быть в наличии или отсутствовать облагораживанию Саломас технический Должны быть в наличии или отсутствовать Кислоты жирные пальмового масла с титром жирных кислот 44 -48 °С Должны быть в наличии или отсутствовать";
- п. "Туалетная бумага: складки, дырчатость и пятна размером от 3* до 7* мм включительно в наибольшем измерении при условии, что их количество не превышает 4 единицы на длину не более 30 метров туалетной мм бумаги";
- п. "Средство для удаления сложных загрязнений: Плотность при 20 °С, г/см 1,461 - 1,467 г/см
; рН водной вытяжки 8 - 12 ед";
- п. "Мешки из полимерных пленок: Плотность 0.92* - 0.95* г/см".
Конкретные значения по вышеуказанным характеристикам вышеуказанных позиций не предоставляется возможным установить на этапе подготовки заявки на участие в аукционе, что также препятствует корректному заполнению первой части заявки на участие в аукционе и проводит к ограничению участия в аукционе. Кроме того, все вышеуказанные значения характеристик не указываются на упаковках товаров. Закупка товара для определения его качественных и количественных характеристик путем лабораторных испытаний проводит к дополнительным затратам и лишает возможности подать заявку в связи с невозможностью проведения таких испытаний в короткий срок.
В соответствии с ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что все вышеуказанные требования к показателям характеристик вышеуказанных товаров установлены согласно соответствующим ГОСТ. Вместе с тем, представителем Заказчика не представлены документы и сведения, согласно которым показатели по вышеуказанным характеристикам представляется возможным указать участнику закупки без проведения испытаний конкретной партии товара. Например, согласно п.6.3 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" удельную эффективную активность естественных радионуклидов в щебне и гравии определяют гамма-спектрометрическим методом по ГОСТ 30108-94 "Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов".
Комиссия Управления приходит к выводу, что вышеприведенные примеры подробного изложения в аукционной документации требований к характеристикам товаров, которые являются, в том числе показателями результатов технологических испытаний товаров, а также характеристиками компонентного состава товаров являются неправомерными, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участников закупки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для предоставления вышеуказанных сведений в составе первой части заявки на участие в аукционе.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности данного довода жалобы и о нарушении Заказчиком п. 1 и п.2 ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14 Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сервис Эконом" на действия Мосгосстройнадзор обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п.1, п.2 ч.1, ч.2 ст. 33, п.2 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства об осуществлении закупок Заказчику не выдавать, поскольку выявленные нарушения устранены Заказчиком самостоятельно.
Решение может быть обжаловано в суде (Арбитражном суде) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Заместитель Председателя комиссии А.В. Гордуз
Члены комиссии: А.В. Кочетков
А.С. Спирякова
Исп.А.С. Спирякова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 1 августа 2017 г. N 2-57-8922/77-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.08.2017