Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 августа 2017 г. N 1216-з
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области по контролю в сфере закупок в составе (далее по тексту - Комиссия):
*
при участии представителей:
*
рассмотрев жалобу ООО "ПилотЭнергоСервис"(620142, г.Екатеринбург, ул. Щорса, д.7, к.2, оф.13) о нарушении заказчиком в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог" (620026, Свердловская обл., г.Екатеринбург, Луначарского, 203,-), уполномоченным органом в лицеДепартамента государственных закупок Свердловской области (620004, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, д. 101),его комиссией при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по организации строительства соединительной дороги от ул. Карпинского до Западного подъезда N 2 к г. Волчанск от км 56+724 а/д г. Серов - г. Североуральск -г. Ивдель в г. Волчанск в Свердловской области (извещение N 0162200011817001068), Федерального Закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Закон о контрактной системе), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии со статьей 99, 106 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области поступила жалоба ООО "ПилотЭнергоСервис" (вх. N01- 13635 от 27.07.2017 г.) на действия (бездействие) заказчика в лицеГосударственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", уполномоченного органа в лицеДепартамента государственных закупок Свердловской области, его комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по организации строительства соединительной дороги от ул. Карпинского до Западного подъезда N 2 к г. Волчанск от км 56+724 а/д г. Серов - г. Североуральск -г. Ивдель в г. Волчанск в Свердловской области (извещение N 0162200011817001068)Закона о контрактной системе, соответствующая требованиям ст.105 Закона о контрактной системе.
В своей жалобе Заявитель указал, что положения аукционной документации нарушают Закон о контрактной системе, просил признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа с доводами жалобы не согласились, просили признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст. 106 Закона о контрактной системе. Проведя анализ представленных материалов на рассмотрение жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
29.06.2017года в единой информационной системе опубликовано извещение о проведении электронного аукциона N0162200011817001068 и аукционная документация навыполнение работ по организации строительства соединительной дороги от ул. Карпинского до Западного подъезда N 2 к г. Волчанск от км 56+724 а/д г. Серов - г. Североуральск - г. Ивдель в г. Волчанск в Свердловской области.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 217 967 589,00 рублей.
Согласно ч. 2 ст. 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч. 3 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1 и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
На основании п.1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе участник должен соответствовать единым требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом ч.6 ст. 31 Закона о контрактной системе установлено, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона.
Требования к участникам закупки, соответствующие ст. 31 Закона о контрактной системе установлены в п.13.2 аукционной документации, а именно:- участник закупки должен являться членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство (далее - СРО), что должно быть подтверждено наличием действующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации, выданной по форме согласно Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 N 58 "Об утверждении формы выписки из реестра членов саморегулируемой организации" не ранее чем за один месяц до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке, и в которой должны содержаться сведения:
а) о наличии у члена СРО права осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии) по договору строительного подряда, заключаемому с использованием конкурентных способов заключения договоров;
б) о соответствии члена СРО уровню ответственности, предусмотренному частью 13 статьи 55.16 Градостроительного кодекса РФ.
Член СРО должен быть зарегистрирован в том же субъекте Российской Федерации, в котором зарегистрирована СРО, за исключением случаев, указанных в части 3 статьи 55.6 Градостроительного кодекса РФ.
Указанные требования не распространяются на случаи, предусмотренные частями 2.1, 2.2 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ.
При этом, совокупный размер обязательств по договорам подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, не должен превышать (с учетом цены контракта, заключаемого по результатам настоящего аукциона или конкурса) предельный размер обязательств, исходя из которого участник закупки внес взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.
На основании изложенного, Комиссия Свердловского УФАС приходит к выводу, что требования к участникам закупки, установлены в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Изучив документацию о проведении электронного аукциона, Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе показателей товаров, используемых при выполнении работ, предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, ввиду чего, в действиях заказчика нарушений Закона о контрактной системе не усматривается.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В части 15 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации указано, что
проектная документация утверждается застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором. В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или технический заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или техническим заказчиком при наличии положительного заключения экспертизы проектной документации. Положение об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий".
На заседании Комиссии установлено, чтов Часть II "описание объекта закупки" документации об электронном аукционе включены товары, которые будут использоваться при выполнении работ, без указания на товарный знак.
Проектно-сметная документация размещенная в единой информационной системе содержит указания на товарные знаки.
При этом, пунктом 9 Части II "описание объекта закупки" документации определено, что при производстве работ должны использоваться материалы и оборудование, соответствующее проектной документации.
Торговые наименования оборудования и материалов (товаров), указанные в проектной документации приведены для обоснования расчетов и не обязывают подрядчика использовать данное оборудование и материалы (товары) при выполнении контракта.
Таким образом, документация об электронном аукционе не содержит указание на товарные знаки товаров, которые предполагаются использовать при выполнении работ.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что положения документации об Аукционе не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссия Свердловского УФАС России, проанализировав требования к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работпо позициям 8,13, 4,13,29,31,34,35,36,37,2,26,30,35,37, нарушений Закона о контрактной системе в части описания объекта закупки не выявила. Требования к материалам составлены в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе, техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.
По позиции 4 "Бетон (ТИП 1)", требований к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, установлены в том числе требования о соответствии товара ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые", марка морозостойкости F100.
Комиссией установлено, что согласно ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" марки по морозостойкости устанавливаются в том числе, по первому базовому методу в виде F1100.
Таким образом, заказчик в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установил требование марки морозостойкости не соответствующее требованиям ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые".
По позициям 9 "Щебень (ТИП 2)", 10 "Щебень (Тип 3)", 12 "Щебень (ТИП 4)" требований к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, установлены в том числе требования о соответствии товара ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ", должен быть из осадочных пород; метаморфических пород; изверженных пород, марка по дробимости щебня 1400.
Комиссией установлено, что согласно таблице 3 ГОСТ 8267-93 "Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ" марка 1400 устанавливается только для щебня из изверженных пород.
Таким образом, заказчик в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установил требование об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, при этом, данное требование вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения, так как предлагается выбрать марку по дробимости щебня, тогда как, согласно требованиям технического задания марка 1400 устанавливается только для щебня из изверженных пород.
По позициям 17 "Эмаль (Тип 1)", 18 "Грунтовка"заказчиком в нарушение п.2 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе не установлено требование о соответствии характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, качественных характеристик объекта закупки,законодательству Российской Федерации о техническом регулировании, документам, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
По позиции 28 "Швеллер" требований к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, установлены, в том числе марка стали СтО.
Комиссией Свердловского УФАС установлено, что согласно ГОСТ 535-2005 "Прокат сортовой и фасонный из стали углеродистой обыкновенного качества", ГОСТ 380-94 "Сталь углеродистая обыкновенного качества. Марки", марки стали определены, в том числе: Ст0.
Таким образом, заказчик в нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33, п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе установил требование к марке стали не соответствующее требованиям принятым в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации.
По позиции 14 "Трубы (Тип)" требований к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, установлены в том числе, о соответствии товара ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные", толщина стенки 4,5-9 мм.
Комиссией установлено, что масса одного метра трубы 23,80 (табл.1.4) согласно таблице 1 ГОСТ 10704-91 "Трубы стальные электросварные прямошовные" составляет 4,5 мм, таким образом, заказчик в нарушение п.2 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе установил требование об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, при этом, данное требование вводит участников закупки в заблуждение и позволяет указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.
По позиции 4 "Бетон (Тип1)", п.20 "Бетон (Тип 2)"требований к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, установлены в том числе соответствие товара ГОСТ 26633-2015 "Бетоны тяжелые и мелкозернистые" средняя плотность более 2000 до 2500 кг/м3.
Комиссией установлено, что указание в инструкции на тип 7 подтип 1 противоречит требованиям ГОСТ и самой таблицы, так как слово "более" содержащееся в ГОСТ не включает крайнее значение, а согласно инструкции по заполнению заявки по типу 7 подтип 1 включает, таким образом в действиях заказчика содержится нарушение п.1 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
По позиции 16 "Уголок"требований к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ установлены в том числе, требования о соответствии товара ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент", масса 4,47.
Комиссией установлено, что согласно ГОСТ 8509-93 "Уголки стальные горячекатаные равнополочные. Сортамент" таблица 1 масса 1 метра равна 3,77.
Таким образом, в нарушение п.2 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчиком установлено значение не соответствующее значению определенному стандартом.
По позиции 27 "Эмаль" требований к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ установлены, в том числе соответствие товара ГОСТ 926-82 "Эмаль ПФ-133. Технические условия", условная вязкость при (20,00,5)0С,с 40-110.
Комиссией установлено, что согласно таблице 2 ГОСТ 926-82 "Эмаль ПФ-133. Технические условия"условная вязкость при (20,00,5) °С, с, эмалей: черной составляет 40-80, для остальных цветов 60-110.
Таким образом, в нарушение п.2 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе заказчик определил условную вязкость при (20,00,5) °С, с, темно-серой эмали 40-110, тогда как, согласно ГОСТ926-82 "Эмаль ПФ-133. Технические условия"условная вязкости при (20,00,5) °С, с, эмалей для остальных цветов (включая темно-серый) составляет 60-110.
По позиции 31 "Битум (Тип 1)" требований к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, установлены, в том числе соответствие товара ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие" температура размягчения по кольцу и шару 43 0С.
Комиссией установлено, что согласно таблице 1 ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие" температура размягчения по кольцу и шару, 0С, для битумов БНД60/90не ниже 470С.
Таким образом, заказчик в нарушение п.2 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе определил требование не соответствующее ГОСТ 22245-90 "Битумы нефтяные дорожные вязкие".
По позиции 33 "Битум" установлены требований к основным используемым материалам и оборудованию с качественными характеристиками, предлагаемых к использованию при выполнении работ, в том числе, соответствие товара ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие" температура вспышки 50 0С.
Комиссией установлено, что согласно ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие" температура вспышки определяемая в открытом тигле, 0С, для битумов СГ 70/130 должна быть не ниже 50 0С.
Таким образом, заказчик в нарушение п.2 ч.1 ст. 33, п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе определил требование не соответствующее ГОСТ 11955-82 "Битумы нефтяные дорожные жидкие".
В действиях заказчика содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст. 7.30 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного и руководствуясь административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, ч.8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия,
Р Е Ш И Л А:
1. Жалобу ООО "ПилотЭнергоСервис"признать частично обоснованной.
2.В действиях заказчика в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", выявлено нарушение п.2 ч.1 ст. 33,п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3.Заказчику в лице Государственного казенного учреждения Свердловской области "Управление автомобильных дорог", его комиссии выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела должностному лицу Свердловского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
5.Обязать заказчика обеспечить явку должностного лица утвердившего документацию об электронном аукционе с документами подтверждающими личность, а так же документами подтверждающие полномочия на действия по утверждению документации N0162200011817001068, на составление протокола об административном правонарушении по адресу: г. Екатеринбург, ул. 8 марта,5/Химиков,3, с объяснением по факту выявленного нарушения ___ __________ _________
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области от 2 августа 2017 г. N 1216-з
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.08.2017