Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июля 2017 г. N 164-ВП/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Васяниной А.А. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
|
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев обращения ООО "ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ", ООО "Стройконтинент" о проведении внеплановой проверки электронных аукционов N 0169200003617000016, N 0169200003617000020), в присутствии представителя ООО "ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ", действующего на основании доверенности от 17.03.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 19.07.2017, 20.07.2017 поступили обращения ООО "ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ" и ООО "Стройконтинент" о проведении внеплановой проверки электронных аукционов N 0169200003617000016, N 0169200003617000020) в части разблокирования денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявок, электронной площадкой ООО "РТС-Тендер".
Как следует из обращений заявителей и устных пояснений ООО "ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ" электронная площадкой ООО "РТС-Тендер" блокируются денежные средства в размере обеспечения заявки по двум аукционам, вместе с тем, контракты на основании электронных аукционов заключены, в связи с чем денежные средства заявителя должны быть разблокированы.
В обоснование заявленных доводов заявителями представлены скриншоты с личных кабинетов участников закупки, которые подтверждают блокирование денежных средств участников закупки.
Заслушав пояснения общества, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 1 статьи 106 Закона о контрактной системе после подачи жалобы и принятия ее к рассмотрению контрольный орган в сфере закупок в течение двух рабочих дней с даты поступления жалобы размещает в единой информационной системе информацию о поступлении жалобы и ее содержании, а также направляет участнику закупки, подавшему жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупки, действия (бездействие) которых обжалуются, уведомления о поступлении жалобы, ее содержании, о месте и времени рассмотрения жалобы. В случае определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытыми способами указанная информация не размещается в единой информационной системе.
В силу части 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона. Копия такого решения и в случае выдачи предписания об устранении допущенных нарушений копия такого предписания в течение трех рабочих дней с даты принятия решения и выдачи предписания направляются участнику закупки, подавшему жалобу на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, комиссии по осуществлению закупок, участникам закупки, направившим возражение на жалобу, а также заказчику, оператору электронной площадки, в уполномоченный орган, уполномоченное учреждение, специализированную организацию, комиссию по осуществлению закупок, действия (бездействие) которых обжалуются. Информация о принятом решении, выданном предписании размещается в единой информационной системе в указанный срок.
Жалобы ООО "ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ", ООО "Еткульское ДРСУ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции автомобильной дороги село Каратабан - поселок Грознецкий (извещение N 0169200003617000016) (далее - аукциона N 1) рассмотрены на заседании Комиссии 28.03.2017, на основании которых вынесено решение и выдано предписание N 120,121-ж/2017 от 28.03.2017.
Кроме того, в антимонопольный орган поступила жалоба ООО "СтройКонтинент" на действия аукционной комиссии при проведении аукциона N 1, которая рассмотрена на заседании Комиссии 03.04.2017, по результатам рассмотрения которой вынесено решение и выдано предписание N 136-ж/2017 от 03.04.2017.
Жалоба ООО "ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ" на действия аукционной комиссии при проведении электронного аукциона на ремонт автомобильной дороги Миасс-Карабаш-Кыштым, участок км 0 - км 25 (извещение N 0169200003617000020) (далее - аукцион N 2) рассмотрена на заседании Комиссии 03.04.2017, на основании которых вынесено решение и выдано предписание N 137-ж/2017 от 03.04.2017.
Вынесенные антимонопольным органом решения и предписания размещены в единой информационной системе в сроки, регламентированные частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе (решение и предписание N 120,121-ж/2017 от 28.03.2017 опубликовано - 31.03.2017 и решения и предписания N 136-ж/2017 и N 137-ж/2017 от 03.04.2017 - 06.04.2017).
Согласно выданному предписанию N 120,121-ж/2017 от 28.03.2017 Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области необходимо выполнить следующие действия:
1. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области с даты размещения в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система) предписания не заключать контракт по итогам аукциона, оформленного протоколом подведения итогов от 16.03.2017.
2. Аукционной комиссии:
2.1. в срок до 06.04.2017 принять решение об отмене протокола подведения итогов электронного аукциона от 16.03.2017;
2.2. в срок до 13.04.2017 рассмотреть вторые части заявок участников закупок в соответствии с решением N 120,121-ж/2017 от 28.03.2017;
2.3. в срок до 14.04.2017 передать протокол и решение, оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания, в Министерство дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области для размещения в единой информационной системе.
3. Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области:
3.1 в срок до 18.04.2017 разместить протокол и решение, оформленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания в единой информационной системе;
3.2 продолжить процедуру определения поставщика, направленную на заключение контракта в соответствии с требованиями действующего законодательства.
В подтверждение исполнения предписания в срок до 20.04.2017 года в адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области представить доказательства исполнения настоящего предписания, а именно: протоколы (решения), составленные по итогам исполнения пунктов 2.1, 2.2 настоящего предписания, документы, подтверждающие размещение указанных протоколов (решений) в единой информационной системе.
Согласно предписаниям N 136-ж/2017, N 137-ж/2017 от 03.04.2017 Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и аукционной комиссии предписано совершить аналогичные действия по аукционам N 1, 2.
Как следует из документов, представленных Министерством (письмо от 11.05.2017 исх. N 3110), заказчиком заключен контракт N 2017.83635/35-д от 24.04.2017 с АО "ЮЖУРАЛМОСТ" на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N 1 от 16.03.2017.
Кроме того, заказчиком заключен контракт N 2017.93675/34-д от 24.04.2017 с АО "ЮЖУРАЛМОСТ" на основании протокола подведения итогов электронного аукциона N 2 от 23.03.2017.
Таким образом, заказчиком заключены контракты по аукционам N 1,2 на основании протоколов подведения итогов электронных аукционов, которые должны быть отменены в соответствии с предписаниями N 120,121-ж/2017 от 28.03.2017, N 136-ж/2017 от 03.04.2017, N 137-ж/2017 от 03.04.2017.
С учетом изложенного, контракты заключены до исполнения предписаний антимонопольного органа в нарушение пунктов 1 предписаний.
В нарушение пунктов 2 предписаний, выданных в отношении электронных аукционов N 1, 2, аукционной комиссией не приняты решения об отмене протоколов подведения итогов электронных аукционов от 16.03.2017 и от 23.03.2017 соответственно. Кроме того, в нарушение требований предписаний не рассмотрены вторые части заявок участников закупок и, соответственно, не переданы указанные протоколы и решения Министерству для размещения в единой информационной системе.
Необходимо отметить, что неисполнение предписаний заказчиком, аукционной комиссией повлекло за собой невозможность исполнения предписаний оператором электронной площадки в полном объеме. Так, согласно сведениям, представленным ООО "ДОРСТРОЙТЕХ-ЛИЗИНГ", ООО "Стройконтинент", денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявок участников закупок в размере 6 198 264, 00 рублей (по аукциону N 1) и 11 557 500, 00 рублей (по аукциону N 2) блокируются электронной площадкой на виртуальных счетах участников закупки, что подтверждается распечатками с личных счетов участников закупки (лицевой счет N 16.303092.782078-VA, лицевой счет N 13.150725.577539-VA), открытых на электронной площадке - ООО "РТС-Тендер".
Согласно части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе предписание об устранении нарушения законодательства Российской Федерации или иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, выданное в соответствии с пунктом 2 части 22, пунктом 3 части 27 настоящей статьи, должно содержать указание на конкретные действия, которые должно совершить лицо, получившее такое предписание, для устранения указанного нарушения. Контракт не может быть заключен до даты исполнения такого предписания.
В соответствии с пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
С учетом изложенного, заказчиком и аукционной комиссией не исполнены предписания Челябинского УФАС России и не предоставлены в регламентированные сроки сведения об исполнении указанных предписаний в нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, а также в нарушение части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе заказчиком заключены контракты до исполнения предписаний антимонопольного органа.
Указанные нарушения в действиях заказчика и аукционной комиссии подтверждены решением N 110-ВП/2017 от 11.05.2017.
Вместе с тем, антимонопольный орган при проведении внеплановой проверки приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 1 части 6 статьи 44 Закона о контрактной системе, оператор электронной площадки прекращает блокирование денежных средств, внесенных в качестве обеспечения заявки на участие в определении подрядчика в течение не более чем одного рабочего дня с даты подписания подведения итогов электронного аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта.
В рассматриваемом случае заказчиком на основании протоколов подведения итогов электронных аукционов от 16.03.2017 и 23.03.2017 подписаны контракты (на бумажном носителе) и размещены сведения о них в единой информационной системе. При этом, протоколы подведения итогов электронных аукционов от 16.03.2017 и от 23.03.2017 не отменены аукционной комиссией на основании предписаний N 120,121-ж/2017 от 28.03.2017, N 136-ж/2017 от 03.04.2017, N 137-ж/2017 от 03.04.2017, то есть являются действующими.
С учетом изложенного, у оператора электронной площадки имеются основания для прекращения блокирования денежных средств в размере обеспечения заявки хозяйствующих субъектов, которые признаны несоответствующими требованиям документаций об аукционах, согласно указанным протоколам, то есть участников закупок с порядковыми номерами заявок 2, 6, 5, 3 (аукцион N 1), участника закупки с порядковым номером 1 (аукцион N 2).
Вместе с тем, ввиду того, что контракты между Министерством дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области и АО "ЮЖУРАЛМОСТ" в электронной форме не заключены, основания для прекращения блокирования денежных средств в размере обеспечения заявок АО "Южуралмост" по аукционам N 1,2 (порядковый номер заявки 2, 4) отсутствуют.
Исходя из материалов внеплановой проверки, информации, представленной заказчиком и обществом Комиссия, руководствуясь пунктом 3 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Министерства дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области нарушение пункта 2 части 22, части 23 статьи 99 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях аукционной комиссии нарушение пункта 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе.
3. Выдать оператору электронной площадки предписания об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии А.А. Васянина
И.О. Кокшарова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 27 июля 2017 г. N 164-ВП/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2017