Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 августа 2017 г. N 513-ж/2017
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя Челябинского УФАС России, |
Членов Комиссии: |
Кокшаровой И.О. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
|
Кулезневой Е.В. |
- |
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России, |
руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), рассмотрев жалобу ООО "Здравпоставка" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 4/215-2017 на поставку расходного материала для отделения гинекологии Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (изв. N0369100043217000209) в присутствии:
- представителя Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России Назарова Александра Сергеевича (далее - заказчик), действующего на основании доверенности от 30.01.2017 N 777;
- представителей ООО "Здравпоставка" Мелякина Михаила Григорьевича, Бабенко Валерия Анатольевича (далее - заявитель, Общество), действующих на основании доверенности от 24.07.2017,
У С Т А Н О В И Л А:
В Челябинское УФАС России 01.08.2017 поступила жалоба ООО "Здравпоставка" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 4/215-2017 на поставку расходного материала для отделения гинекологии Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (изв. N0369100043217000209) (далее - аукцион).
Согласно представленным документам, заказчик объявил о проведении аукциона путем опубликования 13.07.2017 в единой информационной системе www.zakupki.gov.ru извещения об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта определена в размере 4 290 875,25 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке - 01.08.2017 в 08:00.
На дату рассмотрения жалобы контракт не заключен.
Доводы жалобы заявителя заключаются в следующем.
1. Заказчиком в один лот включена продукция, выпускаемая различными производителями, и продукция, реализуемая только компанией KARL STORZ. По мнению заявителя, указанное обстоятельство свидетельствует об ограничении заказчиком конкуренции.
В доказательство своих доводов заявителем представлены копия инструкции к лапароскопическому инструменту производства компании KARL STORZ, инструкция по эксплуатации инструментов CLICKLINE производства компании KARL STORZ, копия регистрационного удостоверения от 23.09.2016 N РЗН 2015/2518 на медицинское изделие "Инструменты эндоскопические с принадлежностями" производства компании "Карл Шторц ГмбХ и Ко. КГ" (Германия).
2. Как полагает заявитель, заказчиком в разъяснениях документации об аукционе изменена ее суть, что является нарушением законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами жалобы заявителя не согласились, представили письменные пояснения и на заседании Комиссии указали следующее.
1. Документация об электронном аукционе не содержит указания на обязанность поставки участником товаров конкретного производителя KARL STORZ. В рамках настоящей закупки участник должен обеспечить совместимость поставляемых им товаров с имеющимся у заказчика инструментом серии CLICKLINE производства компании KARL STORZ.
2. Предоставленные заказчиком в ответ на запрос участника от 25.07.2017 разъяснения положений аукционной документации не изменяют ее суть.
Заслушав пояснения заказчика, заявителя, изучив представленные документы и материалы, руководствуясь статьей 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
1. В статье 8 Закона о контрактной системе указано, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям данного Закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктом 17 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) ограничение конкуренции выражается в сокращении числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, росте или снижении цены товара, не связанных с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказе хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определении общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иных обстоятельствах, создающих возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Указанная информация позволяет довести до неопределенного круга лиц сведения о потребности заказчика относительно требований к оказываемым услугам, что в свою очередь позволит участникам закупки надлежащим образом оформить заявку на участие в аукционе.
Тем самым, реализуются цели и принципы законодательства о контрактной системе в части прозрачности осуществления закупки, равного доступа к участию в торгах и недопустимости ограничения числа участников закупки.
При этом, документация о закупке является по своей правовой природе публичной офертой, которая в силу части 2 статьи 437 Гражданского Кодекса Российской Федерации должна быть полной и безоговорочной и содержать все существенные условия, позволяющие сформировать свое предложение (акцепт) участнику закупки для принятия участия в определении поставщика, в том числе в части определения предмета контракта.
Наименование и описание объекта закупки содержится в приложении N 1 к аукционной документации (далее - приложение N 1). Так, согласно пунктам 6 - 9 приложения N 1 заказчику требуются, в том числе следующие товары:
- Биполярный кабель для соединения биполярных электродов с ЭХВЧ производства KARL STORZ, имеющихся у заказчика.
- Рабочая вставка-щипцы для использования с инструментом серии CLICKLINE производства KARL STORZ, имеющимся у заказчика.
- Рабочая вставка, щипцы, атравматические, ложкообразные, многозубчатые для использования с инструментом серии CLICKLINE производства KARL STORZ, имеющимся у заказчика.
- Рабочая вставка, щипцы по REDDICK-OLSEN для использования с инструментом серии CLICKLINE производства KARL STORZ, имеющимся у заказчика.
По мнению заявителя, включение указанных товаров в один лот с товарами, выпускаемыми различными производителями, ограничивает конкуренцию. Товары, обозначенные в пунктах 6 - 9 приложения N 1, должны быть исключительно производства компании KARL STORZ.
В соответствии с частью 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие ее обоснованность.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение факта ограничения заказчиком конкуренции. Также заявителем не представлено достаточных доказательств того факта, что товары, указанные в пунктах 6 - 9 приложения N 1, должны быть исключительно производства компании KARL STORZ.
Имеющиеся в материалах дела копия инструкции к лапароскопическому инструменту производства компании KARL STORZ, инструкция по эксплуатации инструментов CLICKLINE производства компании KARL STORZ, копия регистрационного удостоверения от 23.09.2016 N РЗН 2015/2518 на медицинское изделие "Инструменты эндоскопические с принадлежностями" производства компании "Карл Шторц ГмбХ и Ко. КГ" (Германия) не свидетельствуют в достаточной мере об ограничении заказчиком конкуренции, а также о том, что закупаемые заказчиком по позициям 6 - 9 инструменты должны быть исключительно производства компании KARL STORZ. В представленной заявителем копии инструкции к лапароскопическому инструменту производства фирмы KARL STORZ отсутствует запрет на применение продукции иных производителей с инструментами указанной компании.
Более того, в представленной заказчиком копии письма ООО "Научно-производственная фирма ЭЛЕПС" (исх. N 30 от 04.08.2017) Обществом гарантирована возможность изготовления биполярного кабеля, различных лапароскопических рабочих вставок, в том числе для использования с инструментом серии CLICKLINE производства KARL STORZ.
Также согласно информации, представленной заказчиком, при мониторинге рынка расходного материала в целях обоснования начальной (максимальной) цены контракта три хозяйствующих субъекта ООО "Меди Стар", ООО "ЭндоЮнион", ООО "Юни-тек Сервис" согласились на поставку товаров, соответствующих требованиям приложения N 1 к документации об аукционе.
С учетом изложенного, не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика признаков ограничения конкуренции.
Вместе с тем, согласно представленной заявителем копии инструкции к лапароскопическому инструменту производства фирмы KARL STORZ, "CLICKlineR" является товарным знаком, зарегистрированным за указанной компанией. Инструменты CLICKlineR, с которыми должна быть обеспечена совместимость в рамках настоящей закупки, состоят из:
- рукоятки;
- внешнего тубуса;
- рабочей вставки.
Вместе с тем, исходя из приложения N 1 к документации об аукционе, не представляется возможным определить, с каким именно из имеющихся у заказчика инструментов серии CLICKLINE должна быть обеспечена совместимость.
Как пояснено представителем заказчика, медицинским учреждением ранее закуплены рукоятки серии CLICKLINE производства KARL STORZ. Участнику необходимо обеспечить совместимость поставляемых товаров с указанными рукоятками.
Однако, данная информация не отражена в документации о закупке. Из пунктов 6 - 9 приложения N 1 к аукционной документации не следует обязанность участника обеспечить совместимость поставляемых товаров с имеющимися у заказчика рукоятками CLICKLINE производства KARL STORZ.
Таким образом, указанные обстоятельства свидетельствуют о неопределенности потребности заказчика и, как следствие, о необъективности описания объекта закупки, что является нарушением пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 данного Закона запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
В силу части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе не должны изменять ее суть.
Как установлено материалами дела, участником 25.07.2017 направлен запрос о даче разъяснений положений документации об аукционе, в котором указано на необоснованное включение заказчиком в один лот товаров, выпускаемых различными производителями, и товаров, производимых исключительно компанией KARL STORZ.
Заказчиком 27.07.2017, в установленный законом срок, размещены разъяснения положений документации об аукционе, в которых указано, что в приложении N 1 к аукционной документации по позициям 6 - 9 не предусмотрены требования к производителю товара, а имеет место быть требование о совместимости поставляемого товара с оборудованием KARL STOR, имеющимся у заказчика.
По мнению Комиссии Челябинского УФАС России, предоставленные заказчиком участнику разъяснения положений документации об аукционе не изменяют ее суть. В связи с чем, не представляется возможным сделать однозначный вывод о наличии в действиях заказчика признаков нарушения части 5 статьи 65 Закона о контрактной системе.
Комиссия, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе и приказом ФАС России от 19 ноября 2014 года N 727/14 "Об утверждении административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать доводы жалобы ООО "Здравпоставка" на действия заказчика при проведении электронного аукциона N 4/215-2017 на поставку расходного материала для отделения гинекологии Клиники ФГБОУ ВО ЮУГМУ Минздрава России (изв. N0369100043217000209):
- обоснованными в части наличия в аукционной документации необъективного описания объекта закупки;
- необоснованными в части ограничения заказчиком конкуренции; предоставления заказчиком разъяснений положений аукционной документации, изменяющих ее суть.
2. Признать в действиях заказчика нарушения пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела должностному лицу Челябинского УФАС России для решения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии В.А. Ливончик
Члены Комиссии И.О. Кокшарова
Е.В. Кулезнева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 7 августа 2017 г. N 513-ж/2017
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2017