Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 августа 2017 г.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Шумакова <...> (далее - Заявитель) на действия отдела капитального строительства администрации МО Выселковский (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона: "Капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ N 15 ст. Бузиновской МО Выселковский район" (извещение N 0318300163317000025) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что аукционная документация составлена с нарушением требований Закона о контрактной системе, а именно: Заказчиком в Приложении N 1 к Разделу 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" установлены показатели товаров, не соответствующие требованиям ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен. Аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Администрацией МО Выселковский район размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на капитальный ремонт спортивного зала МБОУ СОШ N 15 ст. Бузиновской МО Выселковский район для нужд отдела капитального строительства администрации МО Выселковский район.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 547 200,00 рублей.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги потребностям заказчика. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться (ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Заказчиком в поз. 1 "Бетон тяжелый" Приложения N 1 к Разделу 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" закупки установлено следующее:
1 | Бетон тяжелый | Класс бетона в пределах В 15-(М200) Марка по морозостойкости F 100-150 Марка по водонепроницаемости W 2-6 Марка по подвижности (удобоукладываемости) П3-П5 Максимальная крупность заполнителя, мм, не более 20 |
Согласно п. 3.3.1 ГОСТ 26633-2012 в зависимости от классификационных признаков бетоны подразделяют по прочности на классы прочности на сжатие в проектном возрасте: В3,5; В5; В7,5; В10; В12,5; В15; В20; В25; В30; В35; В40; В45; В50; В55; В60; В70; В80; В90; В100.
Таким образом, класс прочности бетона определяется однозначным образом и не может быть диапазоном.
Кроме того, установленный Заказчикам класс М200 соответствует требованиям ГОСТ 2633-91, утратившему силу с 01.01.2014 г, что является нарушением требования ч. 3 ст. 7, п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Также Заказчиком установлено:
2 | Арматурные сетки сварные | Сетки могут быть тяжелые и легкие. К ним относят сетки, имеющие в одном направлении стержни диаметром 12 мм и более а также сетки с продольными и поперечными стержнями диаметром от 3 до 10 мм включительно. Сетки изготовлены с квадратными или прямоугольными ячейками и имещие в одном направлении стержни одинакового диаметра. Доборный шаг продольных стержней принимают от 50 мм до размера основного шага кратно 10 мм у края сетки и кратно 50 мм в месте резки сетки. В легких сетках, изготовляемых в одну полосу, размеры выпусков продольных стержней допускается принимать от 30 до 200 мм кратно 5 мм, а размеры выпусков поперечных стержней - равными 15, 20 и 30 мм, а также от 25 до 100 мм кратно 25 мм. Изготавливается из арматурной проволоки класса Вр-I диаметрами 3-5 мм, стержневой горячекатаной арматурной стали классов А-III и А-I диаметрами 6-10 мм. Ширина сетки от650-3800 мм. Длина сетки от850-9000, 3950-9000 мм или до длины рулона. Диаметр стержней 3-10 мм. Расстояние между стержнями в осях продольных 100 (150) 200 300 400 500 мм , поперечных 100(75) 150(125) 200(175) 250 300 400. Размеры выпусков стержней 25 мм. Крестообразные соединения стержней в сетках следует осуществлять контактной точечной сваркой в соответствии с требованиями ГОСТ 14098-85. Крестообразные соединения стержней сеток не должны разрушаться от ударных воздействий при свободном сбрасывании сеток с высоты 1,0 1,2 м. Значения относительной осадки в крестообразных соединениях стержней (в долях меньшего диаметра свариваемых стержней) должны быть от 0,2 до 0,8 от 0,16 до 0,5 от 0,2 до 0,5. |
Заказчиком по указанным позициям, в нарушение п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, установлены противоречивые требования, не позволяющие участникам закупки корректно сформировать заявку на участие в электронном аукционе.
Заказчиком в поз. 13, поз. 17, поз. 19 Приложения N 1 к Разделу 2 аукционной документации "Описание объекта закупки" закупки установлено следующее:
13 | Вода для бетонов и строительных растворов | Вода не должна содержать химических соединений и примесей в количествах, которые могут повлиять на сроки схватывания цемента, скорость твердения, прочность, морозостойкость и водонепроницаемость бетона, коррозию арматуры. Максимальное допустимое содержание, мг/л в воде для затворения бетонной смеси при изготовлении бетонных и железобетонных конструкций с ненапрягаемой арматурой растворимых солей -5000; Допускается к применению вода при наличии на поверхности только следов (радужной пленки) нефтепродуктов, масел и жиров. Водородный показатель воды pH должен быть 12,5 > pH > 4. Окисляемость воды должна быть не более 15 мг/л. |
19 | Песок природный | Содержание гравия в смеси-26,05%, наибольшая крупность-200 мм, глина в комках-отсутствует, марка гравия на морозостойкость -100, марка гравия на прочность-1000, коэффициент фильтрации песка-4,2 м/сут., насыпная плотность 1510 тн/ куб.м |
17 | Смесь песчано-гравийная природная | Содержание гравия в смеси-26,05%, наибольшая крупность-200 мм, глина в комках-отсутствует, марка гравия на морозостойкость -100, марка гравия на прочность-1000, коэффициент фильтрации песка-4,2 м/сут., насыпная плотность 1510 тн/ куб.м |
Участником закупки может быть любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.
Обязанность производителей доводить до сведения неограниченного круга лиц конкретных характеристик товаров, таких как химический состав и подобных, определяемых по результатам испытаний, не закреплена действующим законодательством. Многие показатели определяются по результатам испытаний.
Установленные Заказчиком требования к товарам (материалам) затрудняют возможность предоставления достоверных сведений о соответствующих показателях, так как по данным характеристикам участник закупки в своей заявке обязан указать показатели поставляемых товаров, точное определение которых возможно только после приобретения конкретной партии товаров (материалов) и проведения соответствующих испытаний и требования от изготовителя указания о качестве результатов испытаний и данных ее химического состава.
В соответствии с п. 3 письма ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16 при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара и (или) показатели технологии производства, испытания товара и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. Данный пункт письма Верховным судом Российской Федерации 09.02.2017 (дело N АКПИ16-1287) не отменен.
Таким образом, по указанным позициям Заказчиком установлены характеристики компонентов товара, а также показатели, которые становятся известными по результатам проведения испытаний определенной партии товара, что нарушает требование п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
По поз. 22 "Толь" Заказчиком установлено:
22 | Толь | Толь ТГ 350. Должен изготовляться из кровельного картона, должен пропитываться дважды дегтевыми продуктами и посыпается крупнозернистой, песчаной посыпкой, кровельный, гидроизоляционный, предназначен для гидроизоляции различных строительных конструкций и нижних слоев кровельного ковра, с покровной пленкой пропиточного состава на лицевой стороне имеет защитный слой с мелкозернистой, на нижней - с мелкозернистой или пылевидной посыпкой, площадь рулона - 15 м2, масса - 22;24 кг, должен наклеиваться на дегтевой мастике, температура размягчения пропиточного состава 45-58° |
Таким образом, Заказчиком установлены требования к технологии проведения работ, а не к товару, что носит необъективный характер и является нарушением п. 1) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного, документация об электронном аукционе составлена с нарушениями Закона о контрактной системы, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, ч. 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Шумакова <...> обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - отделу капитального строительства администрации МО Выселковский район (единой комиссии) нарушение ч. 3 ст. 7, п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что Заказчику отдела капитального строительства администрации МО Выселковский район (единой комиссии) выдано предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе, повторное предписание не выдавать, повторно материалы для решения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу не передавать.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 7 августа 2017 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2017