Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 марта 2017 г. N 760/2
Резолютивная часть решения оглашена 07.03.2017 г. Белгород
Решение в полном объеме изготовлено 13.03.2017
Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 01.03.2017 N 075 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Регионстройсервис" (далее - Комиссия), при участии представителей заказчика - Администрации Хохловского сельского поселения Белгородского района, уполномоченного органа - Администрации Белгородского района, в отсутствие представителя заявителя - ООО "Регионстройсервис" (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлено), рассмотрев материалы дела N 073-17-Т по жалобе ООО "Регионстройсервис" на положения документации об электронном аукционе на выполнение работ по устройству разворотной площадки в с. Киселево Белгородского района Белгородской области (закупка N 0126300029117000084) (далее - Аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Регионстройсервис" на положения документации об Аукционе.
Из жалобы следует, что документация об Аукционе не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, а именно:
1) указанная в документации об Аукционе дата окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе не соответствует нормам части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе;
2) извещение и документация об Аукционе содержат разные сведения о размере обеспечения исполнения контракта, что создает сложность в оформлении банковской гарантии;
3) в нарушение ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в проект контракта документации об Аукционе не включено условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае заключения контракта с физическим лицом;
4) в документации об Аукционе содержится неправомерное требование о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных значений показателей материалов, используемых при выполнении работ по объекту закупки, которые определяются только по результатам испытаний определенной партии материалов.
Уполномоченный орган - администрация Белгородского района не согласен с доводами жалобы ООО "Регионстройсервис", представил возражение на указанную жалобу, из которого следует, что положения документации об Аукционе соответствуют требованиям Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители заказчика и уполномоченного органа поддержали доводы, изложенные в возражении уполномоченного органа на жалобу ООО "Регионстройсервис", просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Регионстройсервис", возражение уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 21.02.2017 размещены извещение и документация об Аукционе.
Объект закупки - выполнение работ по устройству разворотной площадки в с. Киселево Белгородского района Белгородской области.
Начальная (максимальная) цена контракта - 852 119,09 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Регионстройсервис" контракт по результатам Аукциона не заключен.
Доводы ООО "Регионстройсервис", содержащиеся в жалобе, Комиссия считает обоснованными частично по следующим основаниям.
1. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе (часть 4 статьи 65 Закона о контрактной системе).
Пунктом 32 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 01 марта 2017 года в 09-00 часов.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе, датой окончания срока подачи участниками аукциона запроса о даче разъяснений положений документации об Аукционе является 22 февраля 2017 года, а датой окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 27 февраля 2017 года.
При этом, в пункте 35 Раздела II "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе указана иная дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об Аукционе - 2 февраля 2017 года, что не согласуется с положениями части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе и является нарушением пункта 11 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с пунктом 8 статьи 42, пунктом 8 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в извещении и документации об электронном аукционе должна содержаться информация о размере обеспечения исполнения контракта.
Согласно ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от пяти до тридцати процентов начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки.
Согласно извещению о проведении Аукциона размер обеспечения исполнения контракта составляет 42 605,95 рублей - 5% начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, в документации об Аукционе (пункт 20 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона") установлен иной размер обеспечения исполнения контракта - 42 606,00 рублей, не соответствующий 5% начальной (максимальной) цены контракта, что свидетельствует о нарушении требований пункта 8 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и указывает на признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
В соответствии со статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Исходя из ч. 3 ст. 23 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением требований части 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем.
Кроме того, согласно ч. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них настоящим Кодексом, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
При указанных обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о невозможности заключения физическим лицом контракта, подлежащего заключению по результатам Аукциона, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Из изложенного следует, что довод жалобы о нарушении заказчиком ч. 13 ст. 34 Закона о контрактной системе в части отсутствия в проекте контракта документации об Аукционе условия об уменьшении суммы, подлежащей уплате на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта, в случае заключения контракта с физическим лицом, является необоснованным.
4. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пп. б п. 3 ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
Аналогичное требование содержится в пункте 25 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Приложением N 1 "Техническое задание" к документации об Аукционе (далее - Техническое задание) установлены функциональные и качественные характеристики основных материалов, применяемых при выполнении работ.
В соответствии с п. 6 указанного Технического задания для выполнения работ по объекту закупки следует, среди прочего, применять следующее.
66 |
Минеральный порошок неактивированный МП-1 должен соответствовать ГОСТ Р 52129-2003. Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия. |
зерновой состав, % по массе: мельче 1,25 мм - не менее 100; мельче 0,315 мм -не менее 90; мельче 0,071 - от 70 до 80. пористость - не более 35%; набухание из смеси порошка с битумом - не более 2,5 %; влажность - не более 1,0% по массе. |
Согласно п. 6.3 раздела 6 "Правила приемки" ГОСТа Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия контроль качества порошка осуществляют путем испытания одной объединенной пробы порошка, отобранной от каждой партии.
Из п. 6.8 вышеуказанного стандарта следует, что при приемочном контроле определяют зерновой состав, влажность и гидрофобность (для активированных порошков).
При этом, согласно п. 6.11 рассматриваемого ГОСТа на каждую отгружаемую потребителю партию порошка предприятие-изготовитель обязано выдать документ о качестве, в котором указывают, среди прочего, сведения о зерновом составе и влажности.
Таким образом, информацию о зерновом составе и влажности требуемого к использованию минерального порошка, указанного в п. 6 Технического задания документации об Аукционе, возможно получить только при наличии товаросопроводительного документа, которым сопровождается каждая производимая партия порошка при его продаже.
Следовательно, требования, установленные в пункте 25 Раздела 2 "Информационная карта электронного аукциона" документации об Аукционе об указании в первой части заявки на участие в аукционе конкретных значений по приведенным выше показателям, которые определяются в результате испытаний материала и отражаются в товаросопроводительных документах, имеют возможность исполнить только участники закупки, которые на момент подачи заявки на участие в аукционе имеют в наличии указанный материал.
При рассмотрении дела представитель уполномоченного органа пояснил, что участники закупки при заполнении заявки на участие в Аукционе должны руководствоваться Инструкцией по заполнению заявки, содержащейся в документации об Аукционе, из которой следует, что первая часть заявки на участие в Аукционе должна содержать конкретные показатели товара, за исключением, среди прочего, невозможности указания конкретного показателя из-за отсутствия товара у участника закупки в наличии.
При анализе инструкции по заполнению заявки на участие в Аукционе (Приложение N4 к документации об Аукционе), Комиссия установила, что данная инструкция не позволяет надлежаще заполнить первую часть заявки на участие в Аукционе, в связи с тем, что в указанной инструкции не определено, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений.
Таким образом, требование документации об Аукционе о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных значений показателей материалов, используемых при выполнении работ по объекту закупки, которые определяются только по результатам испытаний определенной партии материалов, влечет за собой ограничение количества участников Аукциона, а также ограничение доступа к участию в Аукционе, что является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Указанный вывод подтверждается письмом ФАС России от 01.07.2016 N ИА/44536/16.
Аналогичное нарушение допущено в позициях 1, 2, 3, 4, 5, 7 и 8 Технического задания.
Утверждение документации об аукционе с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе, указывает на признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Регионстройсервис" обоснованной в части указания в документации об Аукционе ненадлежащей даты окончания срока предоставления разъяснений положений документации об Аукционе, доводов о несоответствии сведений о размере обеспечения исполнения контракта, содержащихся в извещении и в документации об Аукционе, а также неправомерного требования о представлении в составе первой части заявки на участие в Аукционе конкретных значений показателей материалов, используемых при выполнении работ по объекту закупки, которые определяются только по результатам испытаний определенной партии материалов.
2. Признать в действиях заказчика - администрации Хохловского сельского поселения муниципального района "Белгородский район" нарушение пунктов 2, 8 и 11 части 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать предписание об устранении выявленных нарушений.
4. Передать материалы настоящего дела должностному лицу Белгородского УФАС России, уполномоченному на составление протоколов об административных правонарушениях, для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по основаниям, предусмотренным в мотивировочной части настоящего решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 7 марта 2017 г. N 760/2
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.03.2017