Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 августа 2017 г. N 06-762/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия), в составе:
Осиповой Я.Д. -начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Платоновой Э.Ю. - ведущего специалиста-эксперта отдела естественных монополий и рекламы Якутского УФАС России, члена Комиссии;
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" (далее - ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ", заявитель): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились,
от заказчика наслежной администрации "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (далее - заказчик, НАМО "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса РС(Я)): уведомлены надлежащим образом, на рассмотрение жалобы не явились, представлены письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика НАМО "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство многофункционального общественного центра в с. Ой Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300035717000005), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика НАМО "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство многофункционального общественного центра в с. Ой Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300035717000005).
В ходе рассмотрения дела доводы жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" были оглашены в полном объеме.
Из жалобы следует, что заявителем обжалуются положения извещения о проведении закупки и аукционной документации, в том числе:
1. Установление некорректного (сокращенного) срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.
2. Установление запрета в допуске участникам закупки в соответствии с утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 г.
3. Установление требований о наличии у участников закупки свидетельств, выданных саморегулируемой организацией о допуске к определенным видам работ, оказывающим влияние на безопасность объектов капитального строительства (далее - свидетельство СРО), без учета изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее - ГрК РФ), вступивших в силу с 01.07.2017 г.
4. Установление не соответствующего требованиям Закона о контрактной системе срока оплаты выполненных работ.
Просят признать жалобу обоснованной, выдать заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
Из письменных пояснений НАМО "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса РС(Я) следует, что заказчик с доводами жалобы согласен, ошибки были вызваны незнанием действующего законодательства, срок подачи заявок был установлен в соответствии с функционалом используемого программного средства, о наличии ошибки в установленных сроках заказчику известно не было.
Просят выдать предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" - 11.07.2017 г.;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 4 247 758,02 руб.;
4) на участие в электронном аукционе подана 1 заявка;
5) по результатам рассмотрения единственной заявки, поступившей на участие в закупке, аукционной комиссией принято решение о признании указанной заявки соответствующей требованиям аукционной документации;
6) электронный аукцион признан не состоявшимся.
7) на основании требования Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия), в соответствии с частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, закупка в части подписания контракта приостановлена до рассмотрения жалобы по существу.
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) считает жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" обоснованной по следующим основаниям.
1. По мнению ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" заказчиком установлены некорректные, сокращенные сроки для подачи заявок на участие в электронном аукционе.
Частями 1 и 3 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
В случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
Из материалов дела следует, что начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 247 758,02 руб.
Следовательно, заказчику надлежало установить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе таким образом, чтобы у участников закупки было пятнадцать дней на подготовку и подачу заявки на участие в аукционе.
Частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Порядок исчисления сроков регулируется главой 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Согласно статье 191 ГК РФ течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В соответствии с частью 1 статьи 194 ГК РФ если срок установлен для совершения какого-либо действия, оно может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня срока.
Из материалов дела следует, что извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" 11.07.2017 г., сроком окончания подачи заявок установлено 12 часов 00 минут 26.07.2017 г.
Между тем, по правилам, установленным ГК РФ, пятнадцатидневный срок для окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе, извещение о проведении которого размещено 11.07.2017 г., истекает в 24 часа 00 минут 26.07.2017 г.
Таким образом, заказчиком не был установлен достаточный срок для подачи заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 63 Закона о контрактной системе. Первый довод жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признается обоснованным.
2. Заявителем обжалуются действия заказчика по установлению запрета в допуске участникам закупки в соответствии с утратившим силу постановлением Правительства Российской Федерации N 1457 от 29.12.2015 г.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности законодательства о контрактной системе, установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из совокупного смысла вышеприведенных норм следует, что заказчику надлежит устанавливать к участникам закупки требования, соответствующие действующему законодательству.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе, наряду с предусмотренной частью 1 названной статьи информацией, должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Материалами дела установлено, что в извещении N 0116300035717000005 о проведении электронного аукциона на строительство многофункционального общественного центра в с. Ой Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) указано, что к участникам рассматриваемой закупки установлено требование в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457 "О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено".
В пункте 35 раздела 2 аукционной документации "Информационная карта" установлено аналогичное условие.
Между тем, указанное постановление утратило силу с 31 мая 2017 года, в связи с изданием постановления Правительства РФ от 02.06.2017 N 672.
Следовательно, в отношении участников закупок, извещения о проведении которых опубликованы после 31.05.2017 г. запрет, предусмотренный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1457, применяться не должен.
Как отмечено выше, извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" 11.07.2017 г.
При изложенных обстоятельствах заказчик признается нарушившим часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Второй довод жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признается обоснованным.
3. Заявителем обжалуются действия заказчика по установлению требований о наличии у участников закупки свидетельств СРО, без учета изменений в ГрК РФ, вступивших в силу с 01.07.2017 г.
Как указано выше, в соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Частью 3 вышеуказанной статьи Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом, как отмечено выше, частью 3 статьи 7 Закона о контрактной системе, определяющей принципы открытости и прозрачности законодательства о контрактной системе, установлено, что информация, предусмотренная Законом о контрактной системе и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Из совокупного смысла вышеприведенных норм следует, что заказчику надлежит устанавливать к участникам закупки требования, соответствующие действующему законодательству.
Как отмечено выше, частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе установлено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из названного Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать Закону о контрактной системе.
Положение части 2 статьи 52 ГрК РФ, устанавливающее, что виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ утратило силу с 01.07.2017 г., с вступлением в силу подпункта "а" пункта 8 статьи 1 Федерального закона от 03.07.2016 N 372-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Согласно редакции части 2 статьи 52 ГрК РФ, действующей с 01.07.2017 г., работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором (далее также - договор строительного подряда), должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций (далее - СРО) в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких СРО.
Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 3.3 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" с 1 июля 2017 года не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению инженерных изысканий, по осуществлению архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства на основании выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Таким образом, понятие "свидетельство СРО" с 01.07.2017 г. в области градостроительного законодательства не применяется, свидетельства СРО выданные раньше указанной даты утратили силу.
Согласно изменениям ГрК РФ, вступившим в силу с 01.07.2017 г., специальная правоспособность лица, выполняющего работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, подтверждается членством в СРО, в свою очередь подтверждением членства в СРО является выписка из реестра членов СРО, членом которой является участник закупки.
Материалами дела установлено, что в извещении N 0116300035717000005 о проведении электронного аукциона на строительство многофункционального общественного центра в с. Ой Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) указано, что к участникам закупки устанавливается требование о наличии свидетельства, выданного саморегулируемой организацией о допуске к следующим видам работ (нумерация согласно Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства Приказ Министерства регионального развития РФ от 30.12.2009 г. N 624) с указанием в нем сведений о предельной стоимости работ по одному договору, согласно которому планируется осуществление работ, исходя из вноса, внесенного в компенсационный фонд саморегулируемой организации (не меньше начальной (максимальной) цены контракта установленной документации):
6. Устройство бетонных и железобетонных монолитных конструкций
6.1. Опалубочные работы
6.2. Арматурные работы
6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций
7. Монтаж сборных бетонных и железобетонных конструкций
7.2. Монтаж элементов конструкций надземной части зданий и сооружений, в том числе колонн, рам. ригелей, ферм, балок, плит, поясов, панелей стен и перегородок".
Аналогичное требование установлено в пункте 20 "Требования, предъявляемые к участникам аукциона и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 ст. 31 ФЗN44" раздела 2 аукционной документации "Информационная карта".
В подпункте 2 пункта 3.3.3 подраздела 3 "Подготовка заявки на участие в аукционе, инструкция по ее заполнению" раздела 1 "Общие условия проведения аукциона в электронной форме" указано, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Как отмечено выше извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС и на сайте оператора электронной площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ" 11.07.2017 г.
При изложенных обстоятельствах, действия заказчика по установлению к участникам закупки требований о наличии и предоставлении ими в составе вторых частей заявок на участие в электронном аукционе свидетельств СРО о допуске к определенным видам работ, нарушают часть 3 статьи 7, пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Третий довод жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признается обоснованным.
4. Заявителем обжалуются действия заказчика по установлению не соответствующего требованиям Закона о контрактной системе срока оплаты выполненных работ.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 названной статьи, путем проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
В силу требований части 13 статьи 34 Закона о контрактной системе, регулирующей порядок заключения контрактов по итогам осуществления закупок, в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Частью 8 статьи 30 Закона о контрактной системе установлено, что в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 названной статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Материалами дела установлено, что в извещении N 0116300035717000005 о проведении электронного аукциона на строительство многофункционального общественного центра в с. Ой Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) указано, что аукцион проводится для субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. Участник закупки должен соответствовать требованиям и условиям отнесения лица к субъектам малого предпринимательства, установленным в статье 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), должны осуществлять в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Между тем, пунктом 3.4 проекта контракта установлено следующее: "Заказчик осуществляет текущий платеж по факту оказания услуг (полностью или частично) на основании акта о приемки выполненных работ по форме КС-2. справки о стоимости выполненных работ формы КС-3 и предъявленного Подрядчиком счета счет-фактуры на оплату на банковский счет, указанный в разделе 14 настоящего Контракта, в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их предоставления".
При изложенных обстоятельствах заказчик, установивший в проекте контракта не соответствующий требованиям законодательства о контрактной системе срок оплаты за выполненные работы, признается нарушившим часть 8 статьи 30, часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе. Четвертый довод жалобы ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признается обоснованным.
Жалоба ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" признается обоснованной в полном объеме.
По результатам внеплановой проверки закупки установлено следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
Согласно части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 50, частью 2 статьи 65, частью 2 статьи 74 Закона о контрактной системе документация о закупке должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
Согласно части 5 статьи 112 Закона о контрактной системе до ввода в эксплуатацию единой информационной системы информация, подлежащая размещению в единой информационной системе, размещается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, ведение и обслуживание которого осуществляются по правилам, действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет ведение официального сайта, в том числе обслуживание пользователей сайта, и развитие официального сайта в части формирования функциональных требований. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до ввода в эксплуатацию единой информационной системы осуществляет обслуживание официального сайта, в том числе обеспечение бесперебойного функционирования официального сайта, развитие официального сайта в соответствии с функциональными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.09.2012 года N 908 "Об утверждении положения о размещении на официальном сайте информации о закупке" сведения, содержащиеся в документах, составленных с помощью средств, предусмотренных программно-аппаратным комплексом официального сайта (далее - функционал официального сайта), и сведения, содержащиеся в файле в формате, обеспечивающем возможность его сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста, или в файле с графическим образом оригинала документа, должны совпадать, а в случае несовпадения приоритетными являются сведения, составленные с помощью функционала официального сайта.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.12.2010 N 646 и Федерального казначейства от 14.12.2010 N 21н утверждено Положение о пользовании официальным сайтом Российской Федерации в сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанным сайтом (далее - Положение).
Пунктом 3 Положения установлено, что информация, размещаемая на официальном сайте, должна быть круглосуточно доступна пользователям официального сайта для ознакомления без взимания платы и иных ограничений.
Кроме того, пунктом 7 Положений установлено, что информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
Следовательно, нормативные правовые и иные акты, проекты актов, судебные акты, доклады, отчеты, договоры, обзоры, прогнозы, протоколы, заключения, статистическая информация, образцы форм и иных документов дополнительно к гипертекстовому формату размещаются на официальном сайте в виде файлов в формате, обеспечивающем возможность их сохранения на технических средствах пользователей и допускающем после сохранения возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста средствами соответствующей программы для просмотра ("документ в электронной форме").
Пунктом 8 Положения установлено, в том числе, что файлы должны иметь распространенные и открытые форматы и не должны быть зашифрованы или защищены иными средствами, не позволяющими осуществить ознакомление с их содержанием без дополнительных программных или технологических средств.
Таким образом, информация подлежащая размещению на официальном сайте в частности аукционная документация должна быть размещена в формате, предусматривающем возможность поиска и копирования произвольного фрагмента текста.
Между тем, материалами дела установлено, что документация об электронном аукционе на строительство многофункционального общественного центра в с. Ой Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300035717000005) на официальном сайте размещена в формате "pdf", при этом возможность поиска и копирования отдельных фрагментов текста данным форматом не предусмотрена.
При изложенных обстоятельствах заказчик, разместивший на официальном сайте аукционную документацию, содержащую ограничения для ознакомления, признается нарушившим часть 4 статьи 4, часть 5 статьи 112 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "АСВЭЛ-КОНСАЛТ" на действия заказчика НАМО "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса РС(Я) при проведении электронного аукциона на строительство многофункционального общественного центра в с. Ой Хангаласского улуса Республики Саха (Якутия) (изв. N 0116300035717000005) обоснованной;
2. Признать заказчика НАМО "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса РС(Я) нарушившим часть 4 статьи 4, часть 3 статьи 7, часть 8 статьи 30, пункт 1 части 1 статьи 31, часть 13 статьи 34, часть 3 и пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 2 части 1 и часть 3 статьи 64, часть 5 статьи 112 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
3. Выдать заказчику НАМО "Немюгюнский наслег" Хангаласского улуса РС(Я), аукционной комиссии заказчика предписание об устранении допущенных нарушений.
4. В сроки, определенные предписанием, уведомить Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) о выполнении положений предписания.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения.
Председатель комиссии Осипова Я.Д.
Члены комиссии: Мохначевская М.Н.
Платонова Э.Ю.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 1 августа 2017 г. N 06-762/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.08.2017