Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 августа 2017 г. N 06-776/17т
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) по контролю закупок (далее также - Комиссия антимонопольного органа), в составе:
Осиповой Я.Д. - начальника отдела контроля закупок Якутского УФАС России, заместителя председателя Комиссии;
Мохначевской М.Н. - главного государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии;
Яцковой Н.Н. - старшего государственного инспектора отдела контроля закупок Якутского УФАС России, члена Комиссии,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Перспектива" (далее также - ООО "Перспектива", Общество, заявитель): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом;
от заказчика Администрации муниципального образования "Чуонинский наслег" Мирнинского района Республики Саха (Якутия) (далее также - Администрация МО "Чуонинский наслег", заказчик): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили письменные пояснения;
от уполномоченного органа Администрации Муниципального образования "Мирнинский район" Республики Саха (Якутия) (далее также Администрация МО "Мирнинский район", уполномоченный орган): не явились, о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом, представили письменные пояснения,
рассмотрев жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика Администрации МО "Чуонинский наслег", уполномоченного органа Администрация МО "Мирнинский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству жилого дома для работников бюджетной сферы в с. Арылах в.т.ч. ПИР (извещение N 0116300000217000323), проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закона 44-ФЗ) внеплановую проверку осуществления закупки, действуя в соответствии с Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 года N 727/14,
у с т а н о в и л а:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) поступила жалоба ООО "Перспектива".
Из текста жалобы ООО "Перспектива" следует, что в извещении о проведении электронного аукциона, аукционной документации к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования к наличию опыта работы связанных с предметом контракта в рамках данной закупки, заказчиком не установлены, что нарушает требования Закона о контрактной системе.
Просят признать жалобу обоснованной.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что с жалобой согласны, поясняют, что при формировании извещения о проведении закупки, аукционной документации специалистом ошибочно не установлены дополнительные требования о наличии опыта работ. При этом считают, что данное нарушение не повлияло на результат закупки, поскольку на момент окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе от участников закупки не подана ни одна заявка.
Из письменных пояснений заказчик следует, что с доводом жалобы согласны, пояснили, что дополнительные требования о наличии опыта работ, связанных с предметом контракта не установлены ошибочно. Электронный аукцион признан несостоявшимся, при этом у заказчика имеется потребность в проведении данной закупки, в связи с чем в план-график закупок на 2017 год были внесены изменения и подготовлена документация для объявления новой закупки, в форме электронного аукциона на ближайшее время.
Комиссия антимонопольного органа, изучив имеющиеся в деле документы, установила следующее.
1) извещение об осуществлении закупки размещено на сайте оператора электронной торговой площадки ЗАО "Сбербанк-АСТ", а также на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 17.07.2017 года;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 15 500 000,00 рублей;
4) на участие в электронном аукционе не подано ни одной заявки;
5) электронный аукцион признан несостоявшимся.
Комиссия считает жалобу ООО "Перспектива" обоснованной на основании следующего.
Согласно пункту 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
В целях реализации указанных положений Закона о контрактной системе принято Постановление Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее также Постановление N 99).
Приложениями N 1 и N 2 Постановления N 99 установлен перечень случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также дополнительные требования к участникам закупки путем проведения конкурсов с ограниченным участием, с указанием перечня подтверждающих соответствие участников закупки таким требованиям документов.
Так, пунктом 2 приложения N 1 Постановления N 99 установлено, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2 "Здания и работы по возведению зданий", 42 "Сооружения и строительные работы в области гражданского строительства", 43 "Работы строительные специализированные" (кроме кода 43.13 "Работы буровые и разведочные буровые") Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей устанавливаются дополнительные требования о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
Код 41 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 предусматривает работы по возведению зданий. При этом, указанный код включает в себя, в том числе работы по возведению жилых зданий (41.20.30.000).
Согласно материалам дела, предметом данной закупки является строительство жилого дома для работников бюджетной сферы в с. Арылах в.т.ч. ПИР.
Пунктом 22 приложения 2 "Описание объекта закупки. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации установлено, что реализация проекта, в соответствии с техническим заданием, должна обеспечить возведение качественного 4-х квартирного жилого здания, оснащенного инженерными приборами и коммуникациями, а также технологическим оборудованием. Придомовая территория должна быть благоустроенна и иметь качественную инфраструктуру. Все выполненные работы и использованные строительные материалы должны соответствовать регламентам, стандартам РФ и проектной документации.
Следовательно, подрядчик обязан выполнить строительные работы, при этом из материалов дела следует, что данные работы, являющиеся объектом закупки, подпадают под код 41.20.30.000 "Работы по возведению жилых зданий" Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению N 0116300000217000323 о проведении закупки, положениям аукционной документации начальная (максимальная) цена контракта установлена свыше 10 000 000,00 руб., то есть превышает минимальный предел, установленный в пункте 2 приложения N 1 Постановления N 99.
Исходя из изложенного, Комиссия Якутского УФАС России считает, что проведение указанного аукциона относится к случаю, предусмотренному пунктом 2 приложения N 1 к Постановлению N 99, в связи с чем заказчику следовало установить дополнительные требования к участникам электронного аукциона о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных.
Между тем, из материалов дела следует, что в рамках данной закупки указанные дополнительные требования не установлены.
Согласно письменным пояснениям уполномоченного органа дополнительные требования к участникам закупки о наличии опыта работ в извещении о проведении закупки, аукционной документации не установлены ошибочно.
Таким образом, заказчиком нарушены требования части 4 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе.
Жалоба ООО "Перспектива" признана обоснованной.
В ходе проведения внеплановой проверки установлено следующее.
1. В силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации.
Частью 27 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно пункту 18.1 приложения 1 "Информационная карта" аукционной документации исполнение контракта обеспечивается внесением денежных средств на указанный в извещении счет заказчика (если иной счет не установлен проектом контракта) или предоставлением банковской гарантии, выданной банком, включенным в предусмотренный статьей 74.1 Налогового кодекса РФ перечень банков, отвечающих установленным требованиям для принятия банковских гарантий в целях налогообложения..
Таким образом, положения аукционной документации предусматривают такой способ обеспечения исполнения контракта, как внесение денежных средств поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на указанный заказчиком счет.
Следовательно, в положения проекта контракта подлежит включению обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.
В пункте 7.1.7. проекта контракта установлено, что обеспечение исполнения обязательств по контракту в форме внесения денежных средств возвращается подрядчику в случае надлежащего исполнения им обязательств по контракту, в течение 10 банковских дней с даты поступления соответствующего заявления подрядчика.
Согласно части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Согласно статье 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.
Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.
В соответствии с пунктом 7 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2011 N 107-ФЗ NОб исчислении времени" календарный день - это период времени продолжительностью двадцать четыре часа. Календарный день имеет порядковый номер в календарном месяце, при этом понятие "банковский день" в действующем законодательстве не раскрывается.
В связи с вышеизложенным, действия заказчика включивших в проект контракта условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта, исчисляемых во временных единицах, не предусмотренных действующим законодательством, признаются нарушающими часть 27 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Как установлено ранее, согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе проект контракта является неотъемлемой частью аукционной документации, следовательно, информация, указанная в проекте контракта не должна противоречить информации, указанной в аукционной документации.
Согласно извещению N 0116300000217000323 о проведении закупки способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на право заключения контракта на выполнение работ по строительству жилого дома для работников бюджетной сферы в с.Арылах в.т.ч. ПИР - электронный аукцион.
Частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе установлено, что под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В соответствии с частью 4 статьи 59 Закона о контрактной системе в целях настоящего Федерального закона под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором проводятся электронные аукционы. Оператором электронной площадки является юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, государственная регистрация которого осуществлена на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивает проведение таких аукционов в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок. Правительством Российской Федерации устанавливаются порядок и условия отбора операторов электронных площадок. По результатам отбора операторов электронных площадок Правительством Российской Федерации определяется перечень таких операторов. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 60 Закона о контрактной системе обмен информацией, связанной с получением аккредитации на электронных площадках и проведением электронного аукциона, между участником такого аукциона, заказчиком, оператором электронной площадки осуществляется на электронной площадке в форме электронных документов.
Частью 2 статьи 60 Закона о контрактной системе установлено, что документы и информация, направляемые в форме электронных документов участником электронного аукциона, заказчиком, должны быть подписаны усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника такого аукциона, заказчика.
Частью 3 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения в единой информационной системе проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронного аукциона, и предоставления таким победителем обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, в единой информационной системе.
В соответствии с частью 8 статьи 70 Закона о контрактной системе с момента размещения в единой информационной системе предусмотренного частью 7 статьи 70 Закона о контрактной системе и подписанного заказчиком контракта он считается заключенным.
Из совокупного смысла указанных норм следует, что при проведении закупки в форме электронного аукциона обмен информацией между участниками электронного аукциона и заказчиком должен осуществляется только через электронную площадку в форме электронных документов, подписанных усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника такого аукциона.
Как следует из материалов дела, пунктом 11.3. проекта контракта установлено, что настоящий муниципальный контракт составлен в 2 (двух) экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному экземпляру для каждой из сторон.
Следовательно, проектом контракта установлено, что контракт, который подлежит заключению по результатам проведения электронного аукциона, сторонам необходимо оформить в виде документа в двух подлинных экземплярах, что противоречит требованиям аукционной документации, устанавливающей порядок проведения закупки в форме электронного аукциона.
Между тем, Законом о контрактной системе установлено, что по итогам проведения электронного аукциона контракт подлежит заключению в форме электронного документа, подписанного надлежащим образом.
Таким образом, в нарушение части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе заказчиком в проекте контракта предусмотрено условие о заключении контракта в порядке, не предусмотренном Законом о контрактной системе для проведения закупки в форме электронного аукциона.
3. Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Материалами дела установлено, что в пункте 11 приложения 2 "Описание объекта закупки. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации установлено следующее:
Архитектурные решения:
- Полы: износостойкий, коммерческий, экологически безопасный линолеум по ГОСТ 7251-77, либо ТУ;
- Дверные блоки внутренние деревянные: по ГОСТ 6629-88. Предпочтение Краснодеревщик или эквивалент;
- Дверные блоки внутренние, стальные М1: по ГОСТ 31173-2003. Предпочтение Гардиан или эквивалент;
- Ванна стальная по ГОСТ 23695-94: ВСт - 1600;
- Раковина стальная эмалированная по ГОСТ 23695-94.
Согласно информации с официального сайта Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии http://www.gost.ru ГОСТ 7251-77 "Линолеум поливинилхлоридный на тканой и нетканой подоснове. Технические условия" заменен с 01.04.2017 г. на ГОСТ 7251-2016 "Линолеум поливинилхлоридный на тканой и нетканой подоснове. Технические условия"; ГОСТ 6629-88 "Двери деревянные внутренние для жилых и общественных зданий. Типы и конструкция" заменен с 01.07.2017 г. на ГОСТ 475-2016 "Блоки дверные деревянные и комбинированные. Общие технические условия"; ГОСТ 31173-2003 "Блоки дверные стальные. Технические условия" заменен с 01.07.2017 г. на ГОСТ 31173-2016 "Блоки дверные стальные. Технические условия"; ГОСТ 23695-94 "Приборы санитарно-технические стальные эмалированные. Технические условия " заменен с 01.04.2017 г. на ГОСТ 23695-2016 "Приборы санитарно-технические стальные эмалированные. Технические условия "
Между тем, из положений Закона о контрактной системе, в частности статьи 33 следует, что указанные в документации требования, в том числе к применяемым при выполнении работ стандартам, должны быть действительными/актуальными на момент размещения такой документации и соответствующего извещения о проведении закупки на официальном сайте.
Таким образом, в нарушение части 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, приложение 2 "Описание объекта закупки. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации содержит указания на недействующие ГОСТы.
4. В соответствии с частью 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Правительством Российской Федерации 15.05.2017 г. принято постановление N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" (далее - Постановление N 570).
Постановлением N 570 установлен перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.
Пунктом 2 Постановления N 570 установлено следующее:
а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке;
б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять:
не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.;
не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.
Определения понятий "Объект капитального строительства", "Строительство", "Реконструкция", "Капитальный ремонт объекта капитального строительства" приведены в статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Так пунктом 10 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что под объектом капитального строительства понимается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Как установлено ранее предметом данной закупки является строительство жилого дома для работников бюджетной сферы в с.Арылах в.т.ч. ПИР, то есть строительство объекта капитального строительства.
Следовательно, законодателем установлена обязанность заказчика по включению в аукционную документацию видов работ, которые предлагается подрядчику выполнить самостоятельно, согласно Постановлению N 570.
Между тем, Комиссией установлено, что в аукционной документации, проекте контракта не установлены виды, а также объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, что является нарушением части 2 статьи 110.2 Закона о контрактной системе.
5. Согласно части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе установлено, что конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Частью 1 статья 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135 - ФЗ "О защите конкуренции" установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов.
В соответствии с частью 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с продукцией, товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Частным случаем общего запрета на ограничение конкуренции при проведении торгов является положение пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, запрещающее установление требований к товарам, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
При этом, из указанной нормы Закона о контрактной системе следует, что ограничение количества участников закупки (менее двух участников) предполагает, что определенными действиями заказчика (в части установления требования к поставляемому товару, выполнению работ, оказанию услуг) ущемляются права и законные интересы участников закупки.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Описание объекта закупки содержится в приложении 2 "Описание объекта закупки. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ" аукционной документации.
Согласно пункту 3 указанного приложения в рамках данной закупки, предусмотрено выполнение следующих работ:
1. Инженерные изыскания (геологические и геодезические);
2. Получение технических условий на технологическое присоединение к сетям инженерно - технического обеспечения;
3. Разработка проектно - сметной документации стадии - проект и стадии - рабочий проект (привязка типового проекта шифр 4291 - 00 - 00 в формате PDF);
4. Прохождение государственной экспертизы РС (Я) с положительной экспертной оценкой проектной документации;
5. Прохождение государственной экспертизы РС (Я) с положительной экспертной оценкой сметной документации;
6. Разработка проекта производства работ (ППР);
7. Получение разрешения на строительство;
8. Заключение договоров на технологическое присоединение к сетям инженерно - технического обеспечения, оплата электроэнергии, водоснабжения, отвод сточных вод, вывоз мусора до ввода объекта в эксплуатацию;
9. Поставка материалов и оборудования к месту строительства объекта (в соответствии с графиком производства);
10. Осуществление строительства объекта (в соответствии с графиком производства);
11. Осуществление строительного контроля и безопасности труда на объекте;
12. Осуществление сохранности материальных ценностей, правил складирования строительных материалов;
13. Оформление технической и исполнительной документации;
14. Сдача приборов учета тепловой энергии, электрической энергии, ХГВС на коммерческий учет в ресурсоснабжающую организацию;
15. Оформление технического паспорта и плана объекта и входящих в него помещений, и других необходимых документов;
16. Сдача - приёмка объекта комиссии;
17. Ввод жилого дома в эксплуатацию.
Из положений аукционной документации также следует, что заказчик ссылается на применение исполнителем типового проекта "шифр 4291 - 00 - 00", следовательно, готовый проект жилого дома у заказчика имеется. Заказчику необходимо выполнить привязку проекта к местным условиям строительства.
Таким образом, предметом закупки являются работы по строительству объекта - жилого дома для работников бюджетной сферы в с.Арылах, а также выполнение проектно-изыскательских работ.
В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации (ГрК РФ) лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии, в том числе, с проектной документацией.
При этом согласно части 2 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 5 статьи 48 Кодекса лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, может являться застройщик либо индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, заключившие договор подряда на подготовку проектной документации. Лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, несет ответственность за качество проектной документации и ее соответствие требованиям технических регламентов. Застройщик вправе выполнить подготовку проектной документации самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, либо с привлечением иных лиц по договору подряда на подготовку проектной документации.
В соответствии с частью 1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Согласно части 1 статьи 47 ГрК РФ инженерные изыскания выполняются для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства. Подготовка проектной документации, а также строительство, реконструкция объектов капитального строительства в соответствии с такой проектной документацией не допускаются без выполнения соответствующих инженерных изысканий.
При этом в силу статьи 55.3 ГрК РФ саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство, а также саморегулируемые организации, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания, являются самостоятельными видами саморегулируемых организаций.
Кроме того, указанные виды услуг и работ отнесены к различным группам и видам деятельности так согласно извещению N 0116300000217000323 о проведении закупки заказчиком установлен код по ОКПД2 - 71.12.16.000 "Услуги по инженерно-техническому проектированию производственных процессов и производств", строительству объектов капитального строительства - жилых зданий отнесены по ОКПД2 к коду 41.20.30.000 "Работы по возведению жилых зданий".
Работы по инженерным изысканиям и строительству различны по своей специфике, методам исполнения и конечному результату. Юридическое лицо, занимающееся строительной деятельностью, не обязано иметь, приобретать и содержать имущество, штат работников для осуществления работ по выполнению инженерных изысканий. То есть наличие у юридического лица возможности (необходимых ресурсов) осуществлять один из видов деятельности, не позволяет ему с использованием этих же возможностей осуществлять другой вид деятельности, в связи с чем, данные виды работ не являются безусловно связанными между собой.
Следовательно, заказчиком/уполномоченным органом в предмет закупки рассматриваемого по делу аукциона (в один лот) были включены вида деятельности не являющиеся технологически и функционально связанными, что влечет/может привести к ограничению конкуренции при проведении указанного аукциона ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов, участвующих в закупке.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 04.08.2017 N0116300000217000323-1 заявок на участие в данном электронном аукционе на момент окончания срока подачи заявок не поступило.
На основании изложенного, у Комиссии антимонопольного органа имеются объективные основания считать, что своими действиями заказчик ограничивает неценовую конкуренцию, выразившуюся в объединении проектно-изыскательских и строительных работ в один лот, что является нарушением части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия),
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Перспектива" на действия заказчика Администрации МО "Чуонинский наслег", уполномоченного органа Администрация МО "Мирнинский район" при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству жилого дома для работников бюджетной сферы в с. Арылах в.т.ч. ПИР (извещение N 0116300000217000323) обоснованной.
2. Признать заказчика Администрацию МО "Чуонинский наслег"/уполномоченный орган Администрацию МО "Мирнинский район" часть 2 статьи 8, часть 4 статьи 31, пункт 1 части 1 статьи 33, часть 2 статьи 33, часть 27 статьи 34, пункт 6 части 5 статьи 63, пункт 1 части 1 статьи 64, части 3, 4 статьи 64, часть 2 статьи 110.2 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Поскольку заказчиком внесены изменения в план-график осуществления закупок Администрации МО "Чуонинский наслег" на 2017 год для проведения закупки, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня вынесения
Заместитель председателя комиссии Я.Д. Осипова
Члены комиссии: М.Н. Монхначевская
Н.Н. Яцкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Саха (Якутия) от 8 августа 2017 г. N 06-776/17т
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.08.2017