На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 14.01.2015 N 8/15 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "ПО "Спектр" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов" (далее - Заказчик), при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) на право заключения государственного контракта на поставку и монтаж шкафа вытяжного ARD LabPro или эквивалента по объекту: "Реконструкция и техническое перевооружение (в целях внедрения технологии N 1.1.2.2)" (номер извещения 0573100000915000164) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, неправомерно признавшего Заявителя, уклонившимся от заключения государственного контракта, а также не установившего в проекте государственного контракта документации об Аукционе срок оплаты товара, не установившего надлежащим образом размер штрафных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 27.11.2015;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 600 000 руб.;
3) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
5) дата проведения Аукциона - 11.12.2015;
6) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
7) победителем Аукциона признано ООО "ПО "Спектр" с предложением о цене контракта 1 103 100,58 руб.;
8) 12.01.2016 Заказчиком составлен протокол об отказе от заключения государственного контракта на поставку и монтаж шкафа вытяжного ARD LabPro или "эквивалент".
1. В соответствии с частью 1 статьи 70 Закона о контрактной системе по результатам электронного аукциона контракт заключается с победителем такого аукциона, а в случаях, предусмотренных статьей 70 Закона о контрактной системе, с иным участником такого аукциона, заявка которого на участие в таком аукционе в соответствии со статьей 69 Закона о контрактной системе признана соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что 15.12.2015 Заказчиком на Официальном сайте опубликован протокол подведения итогов Аукциона от 15.12.2015 N 0573100000915000164/2, согласно которому Заявитель признан победителем Аукциона.
Частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 Закона о контрактной системе протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.
Во исполнение части 2 статьи 70 Закона о контрактной системе Заказчиком 21.12.2015 размещен проект контракта без подписи Заказчика.
При этом частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе установлено, что победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 статьи 70 Закона о контрактной системе, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона.
Заявителем 22.12.2015 размещен протокол разногласий.
В соответствии с частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения победителем электронного аукциона в единой информационной системе в соответствии с частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокола разногласий заказчик рассматривает протокол разногласий и без своей подписи размещает в единой информационной системе доработанный проект контракта либо повторно размещает в единой информационной системе проект контракта с указанием в отдельном документе причин отказа учесть полностью или частично содержащиеся в протоколе разногласий замечания победителя такого аукциона.
25.12.2015 Заказчиком повторно размещен проект контракта без подписи Заказчика и без учета протокола разногласий Заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 70 Закона о контрактной системе в течение трех рабочих дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе документов, предусмотренных частью 5 статьи 70 Закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона размещает в единой информационной системе проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанный усиленной электронной подписью указанного лица, или предусмотренный частью 4 статьи 70 Закона о контрактной системе протокол разногласий.
30.12.2015 Заявителем размещен на электронной площадке проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени победителя Аукциона без документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта.
Согласно части 5 статьи 96 Закона о контрактной системе в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
12.01.2016 Заказчиком на Официальном сайте опубликован протокол отказа от заключения контракта от 12.01.2016 N 0573100000915000164/3 в соответствии с которым Заявитель признан уклонившимся от заключения контракта, по следующему основанию: "ООО "ПО "Спектр" не представило и не разместило на электронной площадке обеспечение исполнения контракта".
Таким образом, Заказчик признал Заявителя уклонившимся от заключения государственного контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
2. Согласно доводу Заявителя в проекте государственного контракта документации об Аукционе Заказчиком не установлены сроки оплаты товара.
Частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Согласно пункту 2.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе "оплата по настоящему контракту производится Государственным заказчиком после подписания акта сдачи-приемки выполненных работ по выставленному Исполнителем счету. Авансовые платежи не предусмотрены. Государственный заказчик имеет право осуществить оплату по настоящему Контракту в конце того финансового года, который приходится на дату подписания акта сдачи-приемки выполненных работ".
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в проекте государственного контракта не установлен срок оплаты товара, не нашел своего подтверждения.
Из довода обращения Заявителя также следует, что "в проекте контракта прописаны большим списком штрафные санкции, налагаемые на Исполнителя".
В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.
При этом частями 5, 7, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе установлено, что заказчик обязан установить в контракте размер пени в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, размер пени, определенный в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту, а также размер штрафа в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по контракту.
Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1063 (далее - Правила).
Следовательно, учитывая, что Законом о контрактной системе не предусмотрено изменение заказчиком положений проекта контракта по истечении срока для внесения изменений в извещение, документацию о проведении закупок, размер неустойки (штрафа, пени) подлежит включению заказчиком непосредственно в проект контракта, прилагаемый к документации о закупке, а при проведении запроса котировок - к извещению о проведении запроса котировок.
Пунктом 6 Правил установлено, что пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства, предусмотренного контрактом, и устанавливается в размере не менее одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены контракта, уменьшенной на сумму, пропорциональную объему обязательств, предусмотренных контрактом и фактически исполненных поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и определяется по формуле, указанной в Правилах.
Пунктом 5.2 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено: "В случае просрочки исполнения обязательств по Контракту Исполнитель, обязан уплатить Государственному заказчику пеню в размере 0,1 % от стоимости Контракта, за каждый день задержки до фактического выполнения своих обязательств".
Согласно пункту 10.3 проекта государственного контракта документации об Аукционе "За ненадлежащее исполнение Исполнителем обязательств по настоящему Контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, Исполнитель уплачивает Государственному Заказчику штраф в размере ____% (____ процентов) цены Государственного контракта. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063", что соответствует Закону о контрактной системе.
Вместе с тем, в проекте контракта документации об Аукционе не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом.
Таким образом, Заказчиком в проекте контракта документации об Аукционе не установлен соответствующий требованиям Правил размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком обязательства, предусмотренного контрактом.
Вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 7 статьи 34 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. При этом Законом о контрактной системе не предусмотрена возможность установления Заказчиком иного срока действия банковской гарантии.
Согласно подпункту 16.4 пункта 16 "Требования к обеспечению исполнения контракта" документации об Аукционе "срок действия безотзывной банковской гарантии должен устанавливаться с учетом установленного общего срока выполнения работ по контракту и оканчиваться не ранее через 6 (шесть) месяцев после завершения гарантийного срока по контракту".
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик в документации об Аукционе установил срок действия банковской гарантии, не соответствующий части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе содержит, в том числе требования к участникам аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о том, что участники закупки не должны являться офшорными компаниями.
Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование к участникам закупки: "участник закупки не является офшорной компанией", что не соответствует требованиям пункта 10 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, и нарушает часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершения которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 96, часть 3 статьи 64, части 7 статьи 34 Закона о контрактной системе.
2. Предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать в связи с тем, что Заказчиком объявлен новый электронный аукцион с номером извещения 0573100000915000174.
3. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 18 февраля 2016 г. N ПГОЗ-022/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2016