Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "НОРМА" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "4 Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России" (далее - Заказчик), аукционной комиссии ФКУ "4 Центр заказчика-застройщика внутренних войск МВД России" (далее - Аукционная комиссия) при проведении Заказчиком, ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на выполнение подрядных работ по объекту: "Строительство комплекса зданий военного городка (второй очереди) войсковой части 3111, 3472. Балашиха-15, Московской область. Складская зона войсковой части 3111 (Склады частей боевого обеспечения)" (номер извещения 0348100053816000012) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями:
1) Аукционной комиссии, принявшей решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе по результатам рассмотрения первых частей заявок, поданных на участие в Аукционе;
2) Аукционной комиссии, принявшей решение о признании вторых частей заявок ООО "ПромДорСтрой", ООО "Профтехстрой" соответствующими требованиям документации об Аукционе;
3) Заказчика, не давшего разъяснения по существу запроса о разъяснении положений документации об Аукционе.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 20.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 505 174 922 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 14.10.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 21.10.2016;
5) дата проведения Аукциона - 24.10.2016;
6) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущено 2 участника закупки;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника Аукциона;
9) победителем Аукциона признано ООО "ПромДорСтрой" с предложением о цене контракта - 500 123 172,78 руб.
В целях полного и всестороннего рассмотрения жалобы, заседание Комиссии перенесено с 02.11.2016 на 03.11.2016.
1. Согласно подпункту "б" пункта 1 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе и пункту 12.4 раздела 12 документации об Аукционе первая часть заявки на участие в Аукционе при заключении контракта на поставку товара должна содержать конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным документацией об Аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно пункту 2 части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в Аукционе от 21.10.2016 N 26 Заявителю отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с тем, что Заявителем в первой части заявки на участие в Аукционе по нескольким показателям закупаемых товаров, в том числе по показателю "Кирпич керамический", "Шкаф пожарный" указано значение, не соответствующее требованиям документации об Аукционе.
Заказчиком в Приложении N 1 к техническому заданию документации об Аукционе установлены требования к функциональным, техническим, качественным характеристикам материалов используемых при выполнении работ, в том числе установлено требование: пункт 91 "Кирпич керамический ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" марка по прочности М - 100 и 150"; пункт 106 "Шкаф пожарный" в состав комплекта должно входить: ключи для замка > 3".
В соответствии с "Инструкция по предоставлению сведений в первой части заявки на участие в электронном аукционе о конкретных показателях используемых участником закупки товаров (материалов)" документации об Аукционе "Символ ">" - означает что, участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения; В случае, если значения или диапазоны значений параметра указаны с использованием символа "запятая", союза "и", - участнику закупки необходимо предоставить все значения показателя или все диапазоны значений, указанных через данные символ, союз".
Изучив первую часть заявки Заявителя на участие в Аукционе, Комиссия установила, что в заявке по пункт 91 "Кирпич керамический ГОСТ 530-2012 Кирпич и камень керамические. Общие технические условия" предложена марка по прочности М 150, по пункту 106 "Шкаф пожарный" предложен комплект ключей для замка в количестве 3, что не соответствует требованиям Приложения N 1 документации об Аукционе.
Комиссия приходит к выводу, что Аукционная комиссия приняла решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Дополнительные требования к участникам закупок в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99).
Согласно Постановлению N 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2), в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн руб., устанавливаются дополнительные требования к участникам закупки, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих "*" работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
В соответствии с протоколом подведения итогов Аукциона от 27.10.2016 N 27 вторые части заявок ООО "ПромДорСтрой", ООО "Профтехстрой" признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе.
Из довода жалобы Заявителя следует, что Аукционная комиссия приняла решение о признании второй части заявки ООО "ПромДорСтрой" соответствующей требованиям документации об Аукционе в нарушение положений Закона о контрактной системе в связи с тем, что вторая часть заявки ООО "ПромДорСтрой" не содержит подтверждение опыта работ согласно Постановлению N 99.
В документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона, а именно: "наличие опыта исполнения контракта (договора) на выполнение соответствующих указанным в документации об электронном аукционе работ за последние три года до даты подачи заявки на участие в данном электронном аукционе: копия (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или копии акта о приемке выполненных работ".
Изучив вторую часть заявки ООО "ПромДорСтрой", на участие в Аукционе, Комиссия установила, что вторая часть заявки ООО "ПромДорСтрой" содержит документы, подтверждающие опыт работ согласно требованиям Постановления N 99.
Кроме того, из довода жалобы Заявителя следует, что Аукционная комиссия приняла решение о признании второй части заявки ООО "Профтехстрой" соответствующей требованиям документации об Аукционе в нарушение положений Закона о контрактной системе в связи с тем, что вторая часть заявки ООО "Профтехстрой" не содержит свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
В документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона, а именно: "наличие копии Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием разрешенных видов работ, оказываемых в составе деятельности по предмету контракта с допусками по видам работ".
Изучив вторую часть заявки ООО "Профтехстрой", на участие в Аукционе, Комиссия установила, что вторая часть заявки ООО "Профтехстрой" содержит свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства в соответствии с требованиями документации об Аукционе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. В соответствии с частью 3 статьи 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.
Согласно части 4 статьи 65 Закона о контрактной системе в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 статьи 65 Закона о контрактной системе запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что запрос Заявителя о даче разъяснений положений документации об Аукционе в личный кабинет Заказчика, на сайте Оператора электронной площадки, не поступал. При этом на заседании Комиссии представитель Заявителя сообщил, что указанный запрос о даче разъяснений положений документации об Аукционе направлен на адрес электронной почты Заказчика.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте разъяснения документации об Аукционе, не противоречат требованиям Закона о контрактной системе в связи с тем, что запрос Заявителя о даче разъяснений положений документации об Аукционе направляется Заказчику через Оператора электронной площадки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В соответствии с частью 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Заказчиком в пункте 3.6 проекта государственного контракта документации об Аукционе установлено, что "После подписания настоящего Контракта Заказчик в течение 10 (десяти) банковских дней производит авансовый платеж в размере до 30% суммы Контракта, но не более доведенных лимитов бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации".
Следовательно, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлено условие о порядке и сроках оплаты работы, а именно не указан точный (конкретный) размер аванса.
Таким образом, Заказчиком не установлен размер выплаты аванса. Следовательно, Заказчиком в проекте государственного контракта документации об Аукционе не установлены условия о порядке и сроках оплаты работы, что нарушает часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении электронного аукциона.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Закона о контрактной системе установлено, что в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ.
При этом в соответствии с частью 3.1 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
В документации об Аукционе Заказчиком установлено требование к участникам Аукциона, а именно: "наличие копии Свидетельства, выданного саморегулируемой организацией, о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, с указанием разрешенных видов работ, оказываемых в составе деятельности по предмету контракта с допусками по видам работ: пункты 1, 1.1, 1.2, 2, 2.1, 2.2, 3, 3.1, 3.5, 3.7, 6, 6.1, 6.2, 6.3, 7, 7.1, 7.2, 9, 9.1, 9.2, 10, 10.1, 12, 12.3, 12.5, 12.9, 12.10, 12.11, 12.12, 13, 13.1, 13.2, 14, 14.1, 15, 15.1, 15.2, 15.4, 15.5, 15.6, 16, 16.1, 16.2, 16.3, 16.4, 17, 17.1, 17.2, 17.3, 17.4, 18, 18.1, 18.3, 18.4, 18.5, 20, 20.1, 20.13, 23, 23.1, 23.5, 23.6, 23.32, 24, 24.1, 24.7, 24.14, 24.29, 24.30, 25, 25.1, 25.2, 25.4, 33".
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в документации об Аукционе установлены виды работ по строительству, свидетельством о допуске к которым должен обладать участник закупки, что ограничивает количество участников закупки. При этом Заказчиком в документации об Аукционе не установлен конкретный вид работ по организации строительства, соответствующий предмету закупки, свидетельством о допуске к которому должен обладать участник закупки, что не позволяет представить в составе заявки надлежащее свидетельство, соответствующее требованиям Заказчика.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе требования в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работ, нарушают пункт 6 части 5 статьи 63, часть 1 статьи 64 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты Аукциона в связи с тем, что вторые части заявок участников Аукциона содержат свидетельства о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства по пункту 33 "Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком) и Аукционная комиссия по данному основанию не отклоняла заявки на участие в Аукционе".
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "НОРМА" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения части 13 статьи 34, пункта 6 части 5 статьи 63, части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать сведения о выявленных нарушениях Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 3 ноября 2016 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.11.2016