Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2016 г. N П-226/16 РЕШЕНИЕ
по делу N П-226/16 о результатах внеплановой проверки
соблюдения законодательства Российской Федерации
о контрактной системе в сфере закупок
14.11.2016 |
Москва |
На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение содержащее информацию о признаках нарушения Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о размещении заказов) действиях Департамента по недропользованию по Сибирскому федеральному округу (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по объекту "Продолжение работ по обоснованию перспективных объектов для ускоренного воспроизводства углеводородного сырья в Восточной Сибири и Республике Саха (Якутия) на основе комплексирования геолого-геофизических исследований и бурения параметрических скважин" (номер извещения 090917/007509/9) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о размещении заказов в действиях Заказчика при проведении Конкурса.
Из обращения следует, что Заказчиком в нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов изменен порядок оплаты по государственному контракту от 03.11.2009 N 4Ф-09.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документацией, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение об осуществлении закупки размещено на Официальном сайте для размещении информации о размещении заказов zakupkiold.gov.ru - 17.09.2009
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 451 000 000 рублей.
3) на участие в Конкурсе подана 1 заявка от участника заказа;
4) на участие в Конкурсе допущена 1 заявка от участника заказа;
5) Заказчиком 03.11.2009 заключен контракт N 4Ф-09 с ФГУП СНИИГГиМС.
1. Согласно пункту 2 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе: оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.
Согласно положениям статьи 99 Закона о контрактной системе и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют органы контроля в пределах их полномочий в том числе: органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями части 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 статьи 99 Закона о контрактной системе) в отношении в том числе:
- применения заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта;
- своевременности, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком в нарушение законодательства Российской Федерации о размещении заказов изменен порядок оплаты по государственному контракту от 03.11.2009 N 4Ф-09, не подлежит рассмотрению, в связи с отсутствием полномочий у ФАС России.
Вместе с тем, Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Новосибирской области проведена внеплановая выездная проверка данного довода в рамках своей компетенции, результаты проверки отражены в акте внеплановой выездной проверки от 30.06.2015 N 124.
2. Согласно пункту 12 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов конкурсная документация должна содержать, в том числе: формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации в соответствии с частью 1 статьи 24 Закона о размещении заказов.
Пункт 12.1 "Формы, порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам размещения заказа разъяснений положений конкурсной документации" Конкурсной документации устанавливает, что "любой участник размещения заказа вправе после даты начала подачи заявок, указанной в настоящей конкурсной документации, направить в письменной форме, в том числе в форме электронного документа, заказчику запрос о разъяснении положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней со дня поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе, указанной в настоящей конкурсной документации".
Таким образом, не указание в Конкурсной документации конкретной даты начала и окончания срока предоставления участникам Конкурса разъяснений положений Конкурсной документации нарушает пункт 12 части 4 статьи 22 Закона о размещении заказов.
3. В соответствии с частью 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, порядок оценки заявок на участие в конкурсе установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 г. N 722 "Об утверждении правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд" (далее - Постановление N 722), в котором предусмотрены виды критериев из указанных в части 4 статьи 28 Закона о размещении заказов, содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
Согласно информации, размещенной на Официальном сайте для размещении информации о размещении заказов zakupkiold.gov.ru, извещение опубликовано 17.09.2009.
Часть 14 "Критерии оценки заявок на участие в конкурсе, порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе" устанавливает, что: "Для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет такие заявки по цене контракта и иным критериям. Конкурсной документацией иными критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта определяются:
- качество работ и квалификация участника конкурса;
- сроки (периоды) выполнения работ.
Совокупная значимость критериев оценки заявок на участие в конкурсе, указанных в пункте 14.1 настоящей конкурсной документации, составляет сто процентов, в том числе:
- цена контракта - восемьдесят процентов,
- качество работ и квалификация участников конкурса - пятнадцать процентов,
- сроки (периоды) выполнения работ - пять процентов.
Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, указанным в подпункте 14.1.1. Конкурсной документации, оценивает деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения геологоразведочных и связанных с ними работ, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса.
Каждый член конкурсной комиссии присваивает каждой заявке на участие в конкурсе баллы в целочисленных значениях (в диапазоне от единицы до пяти) по каждому из предусмотренных пунктом 14.1 настоящей конкурсной документации критерию оценки заявок на участие в конкурсе. При этом большее значение балла по каждому критерию присваивается такой заявке, в которой содержатся лучшие относительно других заявок условия исполнения государственного контракта, в том числе меньшая цена контракта, лучшие предложения по качеству и срокам (периодам) выполнения работ, или участник размещения заказов, подавший такую заявку, документально подтвердил наличие большего опыта выполнения геологоразведочных и связанных с ними работ, наличие больших производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и представил документы, подтверждающие большую квалификацию своих или привлекаемых для исполнения контракта работников относительно других участников размещения заказа.
Оценка каждой заявки на участие в конкурсе каждым членом конкурсной комиссии определяется путем вычисления средневзвешенного значения по баллам, присвоенным этим членом конкурсной комиссии этой заявке на участие в конкурсе по каждому критерию с учетом значимости такого критерия.
Пример. Член конкурсной комиссии П. присвоил заявке Фирмы А следующие баллы: по критерию цены контракта - 4, по критерию качества работ и квалификации участника конкурса - 5, по критерию сроки (периоды) выполнения работ - 3. Оценка заявки Фирмы А членом конкурсной комиссии П. будет равняться (4*80+5*15+3*5)/100= 4,10.
Суммарная оценка каждой заявки на участие в конкурсе определяется путем сложения значений оценки такой заявки всех членов конкурсной комиссии.
Пример. В составе конкурсной комиссии: П., Д., Ш., К., Р, Ф. и В. - всего 7 человек. Оценка заявки Фирмы А членами конкурсной комиссии, вычисленная по вышеприведенному примеру для каждого члена конкурсной комиссии, имеет такие значения: П. - 4,10, Д. - 4,00, Ш. - 4,05, К. - 4,15, Р. - 4,00, Ф. - 4,15, В. - 4,00. Суммарная оценка заявки Фирмы А. будет равняться 4,10+4,00+4,05+4,15+4,00+4,15+4,00 =28,45.
Суммарная оценка заявки на участие в конкурсе является мерой степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта.
На основании результатов оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, конкурсной комиссией каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения значения суммарной оценки присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе с наибольшим значением суммарной оценки присваивается первый номер. В случае если несколько заявок на участие в конкурсе получили равное наибольшее значение суммарной оценки, меньший порядковый номер присваивается заявке на участие в конкурсе, которая поступила ранее других заявок на участие в конкурсе, получивших наибольшее значение суммарной оценки.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе, не соответствуют части 7 статьи 28 Закона о размещении заказов, нарушают часть 2 статьи 28 Закона о размещении заказов.
4. В соответствии с частью 3 статьи 18 Закона о размещении заказов в течение трех рабочих дней со дня заключения контракта заказчики направляют указанные в пунктах 1-7 части 2 статьи 18 Закона о размещении заказов сведения в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В случае, если в соответствии с Законом о размещении заказов были внесены изменения в условия контракта, заказчики в течение трех рабочих дней со дня внесения таких изменений направляют в указанный орган сведения, которые предусмотрены частью 2 статьи 18 Закона о размещении заказов и в отношении которых были внесены изменения в условия контракта. Сведения, указанные в пунктах 9 и 10 части 2 настоящей статьи, направляются заказчиками в указанный орган в течение трех рабочих дней со дня соответственно исполнения или расторжения контракта.
Согласно письменным пояснениям Заказчика, к государственному контракту от 03.11.2009 N 4Ф-09 заключены дополнительные соглашения от 18.12.2009 N 1, от 08.02.2010 N 2, 03.11.2010 N 3, 10.12.2010 N 4, 21.01.2011 N 5.
Вместе с тем, на заседании Комиссии установлено, что Заказчиком не размещены на Официальном сайте для размещении информации о размещении заказов zakupkiold.gov.ru сведения о заключении дополнительных соглашений от 18.12.2009 N 1, от 08.02.2010 N 2, 03.11.2010 N 3, 10.12.2010 N 4, 21.01.2011 N 5 к государственному контракту от 03.11.2009 N 4Ф-09.
Таким образом, действия Заказчика, не разместившего на Официальном сайте для размещении информации о размещении заказов zakupkiold.gov.ru сведения о дополнительных соглашений к государственному контракту от 03.11.2009 N 4Ф-09 нарушают часть 3 статьи 18 Закона о размещении заказов.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности по Конкурсу.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 21.07.2016 N 1016/16, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 18, пункта 12 части 4 статьи 22, части 2 статьи 28 Закона о размещении заказов.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 ноября 2016 г. N П-226/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 21.11.2016