Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "ДЭФО-МСК" (далее - Заявитель) на действия единой комиссии Верховного суда Российской Федерации (далее - Единая комиссия) при проведении Верховным судом Российской Федерации (далее - Заказчик), Единой комиссией открытого конкурса на право заключения государственного контракта на поставку мебели для доукомплектования кабинетов судей, рабочих мест сотрудников и других помещений Верховного Суда Российской Федерации (номер извещения 0173100011116000146) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Единой комиссии при проведении Заказчиком, Единой комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Единой комиссии:
1) неправомерно присвоена низкая оценка заявке Заявителя по критерию "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и показателю "Наличие сертификатов соответствия на поставляемые товары, а также на материалы используемые при изготовлении товаров подлежащих поставки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
2) неправомерно присвоена высокая оценка заявке победителя Конкурса, поскольку образцы материалов, представляемых для целей оценки по критерию "Качественные, функциональные характеристики объекта закупки" отсутствовали в составе заявки победителя.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Единая комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 15.09.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 9 728 203,32 рубля;
4) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки, которые признаны соответствующими требованиям Конкурсной документации;
5) победителем Конкурса признано ООО "ПГК" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 9 628 203 рубля;
6) 21.11.2016 с победителем Конкурса заключен государственный контракт N5К-16 от 21.11.2016 N 17710054483160001610002.
1. В соответствии с частью 6 статьи 106 Закона о контрактной системе рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе, в запросе предложений, окончательных предложений в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Следовательно, рассмотрение жалобы не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе по критерию "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" и показателю "Наличие сертификатов соответствия на поставляемые товары, а также на материалы используемые при изготовлении товаров подлежащих поставки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки".
Таким образом, довод жалобы Заявителя о том, что Единая комиссия, необоснованно присвоила низкую оценку заявке Заявителя по указанным критериям порядка оценки, установленного Конкурсной документацией, не подлежит рассмотрению Комиссией.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что сведения, представленные Заявителем в составе своей заявки на участие в Конкурсе не соответствуют условиям оценки по указанным критериям, что не оспаривалось представителями Заявителя.
2. В соответствии с частью 6 статьи 52 Закона о контрактной системе информация о месте, дате и времени вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника открытого конкурса, конверт с заявкой которого вскрывается или доступ к поданной в форме электронного документа заявке которого открывается, наличие информации и документов, предусмотренных конкурсной документацией, условия исполнения контракта, указанные в заявке на участие в открытом конкурсе и являющиеся критерием оценки заявок на участие в открытом конкурсе, объявляются при вскрытии данных конвертов и открытии указанного доступа и вносятся соответственно в протокол.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в составе заявки на участие в Конкурсе соответствующие сведения по показателю "Наличие сертификатов соответствия на поставляемые товары, а также на материалы используемые при изготовлении товаров подлежащих поставки" критерия "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" Победителем Конкурса представлены, что также указано в протоколе вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 28.10.2016 N ПВК 1, в связи с чем Единой комиссией принято решение о соответствии указанной заявки требованиям Конкурсной документации и осуществлении оценки сведений, представленных в составе указанной заявки.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем Комиссия приходит к выводу о том, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 10 статьи 53 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки таких заявок, в котором должна содержаться, в том числе, следующая информация: порядок оценки заявок на участие в конкурсе; присвоенные заявкам на участие в конкурсе значения по каждому из предусмотренных критериев оценки заявок на участие в конкурсе; принятое на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе решение о присвоении таким заявкам порядковых номеров; наименования (для юридических лиц), фамилии, имена, отчества (при наличии) (для физических лиц), почтовые адреса участников конкурса, заявкам на участие в конкурсе которых присвоены первый и второй номера.
В соответствии с частью 12 статьи 53 Закона о контрактной системе к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие прилагается предусмотренное пунктом 2 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе предложение участника открытого конкурса в отношении объекта закупки, а в случае закупки товара также предлагаемая цена единицы товара, наименование страны происхождения товара с размещением в единой информационной системе не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.
Согласно представленному представителями Заказчика протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 08.11.2016 N ПРО 1 (далее - Протокол рассмотрения заявок), Единой комиссией не приложены к указанному протоколу предложения участников открытого конкурса в отношении объекта закупки.
Таким образом, действия Единой комиссии при составлении Протокола рассмотрения заявок нарушают часть 12 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частями 2.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В Конкурсной документации установлены критерии "Цена Государственного контракта (цена единицы работ)", "Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки" (далее - Критерий N 1), "Квалификация Участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - Критерий N 2), с соответствующими значениями значимости 70%, 15%, 15%, а также коэффициентами значимостей 0,7; 0,15; 0,15.
Критерий N 1 содержит следующие показатели:
Показатель "Наличие конструкторских документаций на товары подлежащие поставке" со следующим порядком оценки заявок:
Не имеются и не представлены конструкторские документации в составе заявки- 0 баллов;
Имеются и представлены конструкторские документации в составе заявки в количестве до 3 штук - 5 баллов;
Имеются и представлены конструкторские документации в составе заявки в количестве от 4 и более штук - 10 баллов.
Показатель "Наличие сертификатов соответствия на поставляемые товары, а также на материалы используемые при изготовлении товаров подлежащих поставки" со следующим порядком оценки заявок:
Не имеются и не представлены в составе Заявки сертификаты соответствия на поставляемые товары, а также на материалы используемые при изготовлении товаров подлежащих поставки - 0 баллов;
Имеются и представлены в составе Заявки сертификаты соответствия на поставляемые товары, а также на материалы используемые при изготовлении товаров подлежащих поставки в количестве до 10 штук - 5 баллов;
Имеются и представлены в составе Заявки сертификаты соответствия на поставляемые товары, а также на материалы используемые при изготовлении товаров подлежащих поставки в количестве 10 штук и более - 10 баллов.
Показатель "Качество материалов используемых при изготовлении товаров", в рамках которого оценка осуществляется членами комиссии, если участником закупки в составе заявки представлены образцы указанных материалов, расцветок и оттенков определенных техническим заданием конкурсной документации (при этом оценивается не количество представленных образцов, а их качественные характеристики). При отсутствии в составе заявки образцов материалов Заявка оценивается Комиссией в 0 (ноль) баллов.
представленные в составе Заявки образцы закрамкованного ЛДСП - от 0 до 20 баллов;
представленные в составе Заявки образцы кожи - от 0 до 40 баллов;
представленные в составе Заявки образцы накладок на диван - от 0 до 20 баллов.
Критерий N 2 содержит, в том числе следующие показатели:
"Опыт Участника закупки по успешным поставкам товаров сопоставимого характера и объема", в рамках которого оценка заявок будет происходить на основании представленной участником закупки информации об успешно исполненных контрактах по поставке мебели государственным и муниципальным заказчикам, а также бюджетным учреждениям за период 2012- 2016 гг. в соответствии со следующей шкалой:
от 10000000 до 41000000 5 баллов;
от 41000000,01 до 42000000 10 баллов;
от 42000000,01 до 43000000 20 баллов;
от 43000000,01 до 44000000 30 баллов;
от 44000000,01 до 45000000 40 баллов;
от 45000000,01 до 46000000 50 баллов;
от 46000000,01 до 47000000 60 баллов;
от 47000000,01 до 48000000 70 баллов;
от 48000000,01 до 49000000 80 баллов;
от 49000000,01 до 50000000 90 баллов;
от 50000000,01 и выше 100 баллов.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что в Конкурсной документации установлен ненадлежащий порядок оценки заявок в связи со следующим:
- По показателю "Качество материалов, используемых при изготовлении товаров" оценке подлежат образцы закрамкованного ЛДСП, кожи, накладок на диван.
- По показателю "Опыт Участника закупки по успешным поставкам товаров сопоставимого характера и объема" отсутствует пропорциональная зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями, поскольку контрактам с различными объемами поставок присваивается одинаковое количество баллов.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в Конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ДЭФО-МСК" необоснованной.
2. На основании части 6 статьи 106 Закона о контрактной системе не рассматривать довод жалобы ООО "ДЭФО-МСК" в отношении результатов оценки заявок на участие в Конкурсе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
4. Признать в действиях Единой комиссии нарушение части 12 статьи 53 Закона о контрактной системе.
5. В связи с тем, что в результате проведения Конкурса заключен государственный контракт, предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
6. Передать материалы от 23.11.2016 по делу N К - 1866/16 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушения.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 23 ноября 2016 г. N К-1866-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2016