Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу Тихенького О.Л. (далее - Заявитель) на действия Управления Судебного департамента в Московской области (далее - Заказчик) при проведении ГУП "Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан" (далее - Оператор электронной площадки), аукционной комиссией Управления судебного департамента в Московской области (далее - Аукционная комиссия), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение комплексного капитального ремонта здания Озерского городского суда Московской области (номер извещения 0348100021716000179) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, поскольку положения инструкции по заполнению первых частей заявок устанавливают требование к описанию участниками закупки химического и компонентного состава веществ материалов, из которых состоят товары (материалы) используемых при выполнении работ, а также результаты испытания таких товаров.
2. В документации об Аукционе установлено требование о соответствии товаров (материалов), используемых при выполнении работ ГОСТ, который утратил силу.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В целях всестороннего изучения обстоятельств дела, Комиссией перенесено рассмотрение жалобы с 23.11.2016 на 24.11.2016.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.10.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 45 849 872,56 рубля;
4) на участие в Аукционе подана 1 заявка от участника закупки;
5) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 25.11.2016.
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Аукцион признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе не установлены надлежащие требования к составу заявки на участие в Аукционе, поскольку положения инструкции по заполнению первых частей заявок устанавливают требование к описанию участниками закупки химического и компонентного состава веществ материалов, из которых состоят товары (материалы), используемые при выполнении работ, а также результатов испытания таких товаров.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В ряде пунктов Приложения N 1 к документации об Аукционе Заказчиком установлены требования к товарам, используемым при выполнении работ, при этом участнику закупки необходимо предоставить сведения о химическом и компонентном составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров, так например:
"п. Грунтовка:
- Условная вязкость при 20,0°C по вискозиметру ВЗ-4 должна быть 45;
- Массовая доля нелетучих веществ от 54 до 60 %;
- Пределы перегонки: 90 % (по объему) от начала кипения перегоняется при температуре 120 - 180 С;
- Летучесть по ксилолу должна быть 2,0;
п. Песок для строительных работ, рядовой:
- Полный остаток на сите N 063 не более 65 % по массе;
- Содержание пылевидных и глинистых частиц не более 10 % по массе;
- Содержание глины в комках не должно быть более 0,35 % по массе;
- Содержание аморфных разновидностей диоксида кремния 50 ммоль/л;
- Содержание серы, сульфидов и сульфатов в пересчете на SO3 должно быть 1 % по массе;
- Содержание пирита в пересчете на SO3 должно быть <5 % по массе;
- Содержание слюды 2 % по массе;
- Содержание галлоидных соединений должно быть 0,15 % по массе;
Содержание угля 1 % по массе".
Комиссия приходит к выводу, что инструкция, содержащаяся в документации об Аукционе, устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели химического и компонентного состава, а также результатов испытания таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ для представления подробных сведений химического и компонентного состава, а также результате испытаний таких товаров.
Кроме того, Комиссией установлено, что в Приложении N 1 к Техническому заданию "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре" документации об Аукционе применяемые материалы должны соответствовать ГОСТ 7016-82, ГОСТ 10277-90, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 13449-82, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 15150-69, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 21485-94, ГОСТ 23366-78, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 31173-2003, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 6629-88, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 6810-2002, ГОСТ 7251-77, ГОСТ 7396.1-89, ГОСТ 862.1-85, ГОСТ Р 51322.1-2011, ГОСТ Р 51324.12012.
На основании вышеизложенного Комиссией установлено, что Приложение N 1 к Техническому заданию документации об Аукционе, не позволяет сопоставить какими именно требованиями технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, участникам закупки следует руководствоваться при указании в своих заявках соответствующих значений показателей товара.
Указанные действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки на участие в Аукционе, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно доводу Заявителя, в документации об Аукционе установлено требование, о соответствии товаров (материалов) используемых при выполнении работ ГОСТ Р 51322.1-2011, который утратил силу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Пунктом 7.2 проекта контракта документации об Аукционе установлено следующее требование:
"Поставляемый товар необходимый для выполнения работ по предмету Контракта должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе, который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства). Применяемые материалы должны соответствовать требованиям к материалам указанным в Техническом задании (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Форме 2 "Сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре" (Приложение N1). Применяемые материалы должны соответствовать ГОСТ 7016-82, ГОСТ 10277-90, ГОСТ 10503-71, ГОСТ 13449-82, ГОСТ 14254-96, ГОСТ 15150-69, ГОСТ 15167-93, ГОСТ 21485-94, ГОСТ 23366-78, ГОСТ 28196-89, ГОСТ 30493-96, ГОСТ 31173-2003, ГОСТ 31996-2012, ГОСТ 6629-88, ГОСТ 6787-2001, ГОСТ 6810-2002, ГОСТ 7251-77, ГОСТ 7396.1-89, ГОСТ 862.1-85, ГОСТ Р 51322.1-2011, ГОСТ Р 51324.12012".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что пункт 3.4.4 документации об Аукционе содержит следующее указание:
"Если документация об электронном аукционе и во всех приложениях к ней содержится указания, ссылки на недействующие, утратившие силу нормативные документы, ГОСТ, СНиП и т.д., следует применять действующие документы, в том числе введенные взамен утративших силу".
Вместе с тем, Заявитель на заседание Комиссии не явился и не представил доказательств подтверждающих обратное.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно части 4 статьи 63 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 статьи 63 Закона о контрактной системе информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 статьи 31 Закона о контрактной системе указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
Согласно пункту 2 Приложения N 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление N 99) при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных (требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
- работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки) за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе.
При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
Согласно извещению о проведении Аукциона и документации об Аукционе объектом закупки является выполнение комплексного капитального ремонта здания Озерского городского суда Московской области
(Код по ОКПД2 43.99.90.190. Начальная (максимальная) цена контракта
45 849 872,56 рубля.
В пункте 22.1 Информационной карты документации об Аукционе, установлены следующие дополнительные требования к участникам закупки: "Наличие опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации: требуется: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка".
На основании вышеизложенного, Комиссией установлено, что документация об Аукционе не содержит группу работ строительных, наличие контрактов на выполнение которых требуется для подтверждения участниками закупки соответствия требованиям пункта 2 приложения N 1 к Постановлению N 99.
Указанные действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение не повлияло на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку в подпункте 2.8 пункта 26 документации об Аукционе установлено, что участнику закупки необходимо представить во второй части заявки копию (копии) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров) и акта (актов) выполненных работ; копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копия акта о приемке выполненных работ. При этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в конкурсе, аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены статьей 69 Закона о контрактной системе. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 7 статьи 69 Закона о контрактной системе принятие решения о несоответствии заявки на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, по основаниям, не предусмотренным частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 23.11.2016 N 0348100021716000179-1 заявка участника закупки с номером "1" (ООО "В.А.П.") признана соответствующей требованиям документации об Аукционе.
Изучив вторую часть заявки участника закупки с номером "1"
(ООО "В.А.П.") на участие в Аукционе, представленную представителем Заказчика, Комиссия установила, что заявка не содержит документы, подтверждающие соответствие участника Аукциона дополнительным требованиям, установленным Постановлением N 99, а именно: копии актов выполненных работ, копии акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию, поскольку в качестве подтверждения соответствия участника дополнительным требованиям, установленным в документации об Аукционе, заявка ООО "В.А.П." содержит 5 контрактов, 4 из которых на выполнение работ по оснащению техническими системами и средствами защиты здания, а также 1 контракт на выполнение текущего ремонта, при этом цена контракта на выполнение текущего ремонта составляет 8 789 712 рублей что составляет менее 20 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, на право заключить который проводится закупка, что не соответствует требованиям пункта 22.1 и подпункта 2.8 пункта 26 Информационной карты документации об Аукционе.
Таким образом, действия Аукционной комиссии, принявшей решение о соответствии заявки единственного участника закупки с номером "1" (ООО "В.А.П.") требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 6 статьи 69 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Тихенького О.Л. обоснованной в части установления в документации об Аукционе ненадлежащих требований к составу заявки на участие в Аукционе.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 24.11.2016 по делу N К-1880/16 в части нарушения Аукционной комиссией части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 24 ноября 2016 г. N К-1880-16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.11.2016