На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2016 N 804/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Макс" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Федерального государственного казенного образовательного учреждения высшего образования "Орловский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В.В. Лукьянова" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки)электронного аукциона на поставку продуктов питания (номер извещения 0354100009816000244) (далее - Аукцион), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика:
1) установившего в документации об Аукционе требования к закупаемым товарам "перец сладкий в томатной заливке" и "фасоль в томатном соусе" о соответствии ТУ 916100241688161-05 и
ТУ 916124701597945-14соответственно;
2) установившего в документации об Аукционе требование о необходимости предоставления в ходе исполнения контракта ветеринарногосвидетельства, подтверждающего соответствие закупаемых товаров требованиям СанПин 2.3.2.-1078-01;
3) не установившего в документации об Аукционе требование к закупаемым товарам о сроке годности;
4) установившего в пункте 3.5 проекта контракта документации об Аукционе требование о поставке товара автотранспортом, имеющего санитарный паспорт;
5) установившего в пункте 3.1проекта контрактадокументации об Аукционетребование о поставке товара партиями согласно заявкам Заказчика, а также в пункте 3.3 проекта контрактадокументации об Аукционеусловие о согласовании Заказчиком с головным исполнителем поставки данных партий товаров не менее, чем за 1 день до доставки;
6) установившего в пункте 3.16.1 проекта контрактадокументации об Аукционе требование к головному исполнителю о необходимости укомплектовать каждую партию поставляемого товара оригиналамисертификатов соответствия, выданными уполномоченными организациями;
7) установившего в пункте 2.4.9 проекта контрактадокументации об Аукционе требование к головному исполнителю о необходимости обеспечить разгрузку товара на склад Заказчика.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении АукционаЗаказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) - 20.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 499 995 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 28.09.2016;
4) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе - 30.09.2016;
5) на участие в Аукционе подано 4 заявки от участников закупки;
6) к участию в Аукционе допущено 4 участника закупки;
7) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 4 участника закупки;
8) победителем Аукциона признано ООО "ИРБИС" с минимальным предложением о цене контракта - 284 331,05 руб.;
9) на основании части 15 статьи 70 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся в связи с тем, что победитель Аукциона признан уклонившимся от заключения контракта, а участник Аукциона, предложение о цене контракта которого содержит лучшие условия по цене контракта, следующие после условий, предложенных победителем Аукциона, отказался от заключения контракта.
1. Согласно жалобе Заявителя Заказчик в документации об Аукционе установил требования к закупаемым товарам "перец сладкий в томатной заливке" и "фасоль в томатном соусе" о соответствии ТУ 916100241688161-05 и ТУ 916124701597945-14. При этом указанные технические условия не размещены на Официальном сайте, а также отсутствуют в свободном доступе, что не позволяет сформировать надлежащим образом заявку на участие в Аукционе и ограничивает количество участников Аукциона.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Разделом 3 документации об Аукционе установлено требованиео соответствии закупаемого товара "перец сладкий в томатной заливке"
ТУ 916100241688161-05и о соответствии закупаемого товара "фасоль в томатном соусе" ТУ 916124701597945-14.
На заседании Комиссии установлено, что указанные в документации об Аукционе технические условия не размещены на Официальном сайте, а также отсутствуют в свободномобщем доступе.
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе не указаны показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров "перец сладкий в томатной заливке", "фасоль в томатном соусе"установленным Заказчиком требованиям к указанным товарам.
Действия Заказчика, не установившего должным образом описание объекта закупки, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Согласно жалобе Заявителя Заказчик в документации об Аукционе установил требованиео необходимости предоставления в ходе исполнения контракта ветеринарного свидетельства, подтверждающего соответствие закупаемых товаров требованиям СанПин 2.3.2.-1078-01. При этом в соответствии с законодательством Российской Федерации оформление ветеринарного свидетельства на данные товары не требуется.
Разделом 3 документации об Аукционе установлено, что все пищевые продукты и продовольственное сырье должны соответствовать требованиям СанПин 2.3.2.-1078-01, гигиеническим требованиям безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов, что подтверждается сертификатом безопасности соответствия, качественным удостоверением, ветеринарным свидетельством.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в случае, если в продукции, предлагаемой к поставке, не содержится продуктов животного происхождения, то ветеринарное свидетельство не требуется.
Комиссией установлено, что предметом закупки являются продукты питания неживотного происхождения.
Согласно инструкции по заполнению заявки документации об Аукционе требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе ветеринарного свидетельства не установлено.Кроме того, в документации об Аукционе не установлено требование о предоставлении ветеринарного свидетельства при исполнении контракта.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанное требование не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно жалобе Заявителя Заказчиком в разделе 3 документации об Аукционе установлено, что "товар, на который установлен срок годности, отгружается Поставщиком с учетом времени, обеспечивающим его реализацию". При этом Заказчиком не установлен срок годности закупаемых товаров.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что в документации об Аукционе Заказчиком не установлено требование к сроку годности закупаемого товара.Вместе с тем в разделе 3 документации об Аукционе установлено требование к году урожая закупаемых товаров, а именно - 2016 год.
Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации об Аукционе не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 3.5 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе указано, что поставка товара осуществляется автотранспортом, имеющего санитарный паспорт.
Пунктом 4 статьи 19 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ
"О качестве и безопасности пищевых продуктов" установлено, что для перевозок пищевых продуктов должны использоваться специально предназначенные или специально оборудованные для таких целей транспортные средства.
При этом согласно подпункту "б" пункта 10статьи 36 Федерального закона от 19.07.2011 N 248-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании"требование о наличии санитарного паспорта у такого транспортного средстваисключено.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование о наличии санитарного паспорта уавтотранспорта, на котором будут перевозиться пищевые продукты, не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке требования к наличию у участника закупки производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 3.5 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе указано, что поставка товара осуществляется автотранспортом головного исполнителя, что нарушает часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, установившего требование в проекте контракта документации об Аукционе о том, что поставка товара осуществляется автотранспортом головного исполнителя, не соответствуют части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
5. Согласно жалобе Заявителя требования пунктов 3.1, 3,3 проекта контрактадокументации об Аукционене позволяют надлежащим образом выполнить условия контракта, в связи с отсутствием в документации об Аукционе информации о количестве партий поставки товара, а также о сроках поставки данных партий. Вместе с темминимальный срок согласования заявки с головным исполнителем осуществляется в срок не менее чем за 1 (один) день до завоза, что не учитывает возможноеудаленное местонахождение головного исполнителя от места доставки.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.
Пунктом 3.1 раздела 3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что поставка товара осуществляется партиями согласно заявкам Заказчика.
Пунктом 3.3 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что согласование заявки с головным исполнителем осуществляется в срок не менее чем за 1 (один) день до завоза.
При этом в проекте контракта документации об Аукционе не установлены объемы партий, а также сроки их доставки, что может привести к невозможности исполнения условий контракта.
Нарушения в пунктах 1, 4 настоящего решения содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6. Пунктом 3.16.1 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что головной исполнитель обязан укомплектовать каждую партию товара сертификатами соответствия, выданными уполномоченными организациями.
Пунктом 3.8 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что "потребительские свойства и качественные характеристики товара при его передаче Государственному заказчику должны быть подтверждены: надлежаще заверенной копией сертификата соответствия, удостоверением о качестве продукции".
Таким образом, Заказчиком в документации об Аукционе не установлено требование об укомплектации каждой партии товараоригиналамисертификатов соответствия, выданными уполномоченными организациями.
Согласно изложенному, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
7. Согласно жалобе Заявителя разгрузка товара на склад Заказчика не может быть предусмотрена в контракте в связи с тем, что вцену контрактаразгрузка товара не включена.
Согласно пункту 5.1 проекта контракта документации об Аукционе цена контракта включает в себя все расходы на оплату товара, его доставку, уплату налогов, сборов, и других обязательных платежей головного исполнителя.
В соответствии с пунктом 2.4.9 проекта контракта документации об Аукционе головной исполнитель обязан обеспечить доставку и разгрузку товара на склад Заказчика.
Пунктом 3.5 проекта контракта документации об Аукционе установлено, что поставка товара осуществляется на условиях доставки товара на склад Заказчика за счет головного исполнителя.
Согласно изложенному, требование пункта 2.4.9 проекта контракта документации об Аукционе не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Комиссия приходит к выводу о том, что нарушениев пунктах 1, 4 настоящего решения не повлияло на осуществление закупки в связи с тем, что что Аукцион признан несостоявшимся.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчик отказался от повторного проведения Аукциона. При этом денежные средства, выделенные на соответствующую закупку, перераспределены на закупку для обеспечения иных нужд.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что указанное нарушение не повлияло на результаты Аукциона, предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
3. Передать сведения о выявленном нарушении Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 2 декабря 2016 г. N ПГОЗ-388/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2016