Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 ноября 2016 г. N К-1899-16
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "РБК Сервис" (далее - Заявитель) на действия Арбитражного суда Московского округа (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-автоматизированная система торгов" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения государственного контракта на оказание услуги по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания Арбитражного суда Московского округа с прилегающей территорией. (номер извещения 0173100004216000028) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. В документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - лицензия МЧС России).
2. В пункте 15.32 технического задания документации об Аукционе неправомерно установлено требование о необходимости поставки воды из конкретного места.
3. В пункте 12 технического задания документации об Аукционе по некоторым позициям не установлены технические характеристики товара, необходимого при оказании услуг.
4. В пункте 12 технического задания документации об Аукционе неправомерно установлено требование, согласно которому исполнитель при оказании услуг должен использовать "Лампы накаливания".
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru - 17.11.2016;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 14 100 500 рублей;
4) дата окончания подачи заявок - 12.12.2016.
1. Согласно части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в документации об Аукционе неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии МЧС России, поскольку объектом закупки являются услуги по комплексному эксплуатационно-техническому обслуживанию здания. Кроме того, Заявитель указывает, что согласно техническому заданию документации об Аукционе инженерные системы для обслуживания которых необходима лицензия МЧС России составляют только часть систем, подлежащих обслуживанию.
В пункте 10 "Требования к участникам закупки" документации об Аукционе в редакции от 17.11.2016 в том числе установлено: "Наличие лицензии на производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений"
Согласно законодательству Российской Федерации о лицензировании ряд работ или услуг могут выполняться исключительно лицами, обладающими соответствующей лицензией. В случае если в один объект закупки включены работы, для выполнения которых требуется наличие соответствующей лицензии, а также работы, для выполнения которых такая лицензия не требуется, то установление требования о предоставлении участником закупки в составе заявки на участие в Аукционе копии такой лицензии является нарушением части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
Кроме того, положениями документации об Аукционе установлено, что участник Аукциона вправе привлечь к исполнению контракта соисполнителей (субподрядчиков).
Таким образом, действия Заказчика, установившего в документации об Аукционе в редакции от 17.11.2016 излишнее требование о предоставлении в составе заявки на участие в Аукционе лицензии МЧС России нарушают часть 6 статьи 31 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 25.11.2016 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, согласно которым требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки лицензии МЧС России не установлено.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика, подрядчика, исполнителя, поскольку 25.11.2016 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе.
2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 15.32 технического задания документации об Аукционе неправомерно установлено требование к поставке воды из конкретного места происхождения товара, а именно поставка артезианской, экологически чистой, природной питьевой негазированной воды первой категории скважины N 2 ГВК 46246479. Также на заседании Комиссии представитель Заявителя пояснил, что скважина N 2 ГВК 46246479 расположена в Мытищинском районе Москвоской области к ЮЗ от части пос. Прироговский, ул. Фабричная, д. 1 и 0,4 км СЗ д. Коргашин, в 1,5 км СЗ ж.д. пл. Победа, плоская флювиогляциальная (зандровая) равнина, в 0,2 км С левого берега р. Кльзьма, что является конкретным наименованием места происхождения товара.
В пункте 15.32 технического задания документации об Аукционе в редакции от 17.11.2016 установлено: "Поставка артезианской, экологически чистой, природной питьевой негазированной воды первой категории скважины N 2 ГВК 46246479".
Таким образом, действия Заказчика, установившего в пункте 15.32 документации об Аукционе в редакции от 17.11.2016 конкретное места происхождения товара не соответствуют пункту 1 части 1 статьи 33 и нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 25.11.2016 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, согласно которым в пункте 15.32 технического задания документации об Аукционе не установлено наименование скважины.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика, подрядчика, исполнителя, поскольку 25.11.2016 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 12 "Наименование, объемы/количество товаров (расходных материалов), используемых при оказании услуг" технического задания документации об Аукционе по позициям "Фреон (Хладон)", "Фреон (Хладон), (Тетрафторэтан)", "Фреон (Хлордифторметан)", "Масло компрессорное", "Этиленгликоль", "Смазка-силикон liqui moly (или эквивалент)", "Смазка универсальная wd-40 (или эквивалент)", "Ветошь обтирочная", "Салфетка техническая", "Праймер", "Лампы люминесцентные", "Лампы галогенные" Заказчиком неправомерно не установлены технические характеристики товаров.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что Заказчику необходим товар с любыми техническими характеристиками или эквивалент, если в отношении такого, в пункте 12 технического задания документации об Аукционе установлен товарный знак.
Вместе с тем, Заявитель не представил доказательства, подтверждающие обоснованность своего довода, в связи с чем указанный довод не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, в пункте 12 "Наименование, объемы/количество товаров (расходных материалов), используемых при оказании услуг" технического задания документации об Аукционе установлено, что исполнителю необходимо при оказании услуг использовать "Лампа накаливания", вместе с тем, согласно пункту 8 статьи 10 Федерального Закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ "ОБ энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" с 01.01.2011 не допускается закупка электрических ламп накаливания для обеспечения государственных или муниципальных нужд, которые могут быть использованы в цепях переменного тока в целях освещения.
В пункте 12 "Наименование, объемы/количество товаров (расходных материалов), используемых при оказании услуг" технического задания документации об Аукционе в редакции от 17.11.2016 установлено: "Лампа накаливания - 500 шт.".
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что 25.11.2016 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе, согласно которым в пункте 12 "Наименование, объемы/количество товаров (расходных материалов), используемых при оказании услуг" технического задания документации об Аукционе исключены "Лампа накаливания - 500 шт."
Таким образом, действия Заказчика, установившего в пункте 12 "Наименование, объемы/количество товаров (расходных материалов), используемых при оказании услуг" технического задания документации об Аукционе в редакции от 17.11.2016 "Лампы накаливания" нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что указанное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на определение поставщика, подрядчика, исполнителя, поскольку 25.11.2016 Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе.
5. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В разделе 1.4 документации об Аукционе установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
В форме 2 (приложение N 1 к техническому заданию) документации об Аукционе в том числе установлено(пример):
По позиции "Натр едкий, технический" - Массовая доля карбоната натрия не более 0,8.
По позиции "Шпатлевка масляно-Клеевая" - Время высыхания при +20 С и влажности 65% менее 24".
По позиции "Трубы электротехнические гофрированные" - Диэлектрическая прочность в течение 15 мин. (50 гц) не менее 2000.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчик устанавливает неправомерное требование к составу заявок в части требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе, помимо конкретных показателей товаров, используемых при оказании услуг, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретных показателей технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, компонентного состава товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при оказании услуг, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, технологических процессов, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к составу заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "РБК Сервис" обоснованной в части установления Заказчиком неправомерного требования к участникам закупки в документации об Аукционе в редакции от 17.11.2016 о наличии лицензии МЧС России, к поставке воды из конкретного места происхождения товара, о поставке ламп накаливания.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контактной системе.
3. В связи с тем, что нарушения пункта 1 части 1 статьи 64, части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе не повлияли на определение поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Предписание об устранении нарушения пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе не выдавать, в связи с тем, что предписание выдано от 17.11.2016 по делу N К- 1832/16.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 ноября 2016 г. N К-1899/16 (ключевые темы: документация об аукционе - техническое задание - лампы накаливания - лицензия - требования к участникам закупки)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.12.2016