На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 22.06.2016 N 804/16 "О создании комиссии по контролю в сфере государственного оборонного заказа" Комиссия ФАС России по контролю в сфере государственного оборонного заказа (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "ДСЦБИ "МАСКОМ" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях единой комиссии Отдела капитального строительства управления Восточного регионального командования внутренних войск МВД России (далее - Единая комиссия) при проведении Отделом капитального строительства управления Восточного регионального командования внутренних войск МВД России (далее - Заказчик) открытого конкурса на выполнение проектно-изыскательских работ по объекту: "Реконструкция и расширение федерального казенного учреждения здравоохранения "7 военный госпиталь внутренних войск Министерства внутренних дел Российской федерации", г. Хабаровск". По титульному списку капитального строительства на 2016 год. Реконструкция и расширение федерального казенного учреждения здравоохранения "7 военный госпиталь внутренних войск Министерства внутренних дел Российской федерации", г. Хабаровск (номер извещения 0322100007316000005) (далее - Конкурс), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Единой комиссии при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Единой комиссии, признавшей заявку Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации.
В соответствии с извещением о проведении Конкурса, Конкурсной документации, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Конкурса размещено в единой информационной системе в сфере закупок на сайте www.zakupki.gov.ru - 30.09.2016;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 61 012 798 руб.;
3) дата окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе - 28.10.2016;
4) дата вскрытия конвертов с заявками участников - 28.10.2016;
5) дата рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе - 03.11.2016.
6) на участие в Конкурсе подано 2 заявки от участников закупки;
7) на основании части 6 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурс признан несостоявшимся в связи с тем, что по результатам рассмотрения заявок на участие в Конкурсе Конкурсная комиссия отклонила все заявки.
1. Согласно части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе от 03.11.2016 N ПРО1 заявка Заявителя признана не соответствующей требованиям конкурсной документации в связи с тем, что в заявке Заявителя отсутствует "свидетельство о допуске, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий (геодезических, геологических, экологических)".
В пункте 19 Конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявка должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или копии таких документов, в том числе:
- свидетельство о допуске, выданного саморегулируемой организацией в области инженерных изысканий (геодезических, геологических, экологических), согласно предмету конкурса и Техническому заданию конкурсной документации, в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства".
Изучив заявку Заявителя Комиссия установила, что в составе заявки Заявителя отсутствует выданное на имя Заявителя свидетельство о допуске к определенным видам работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства: виды работ по инженерным изысканиям.
Таким образом, решение Единой комиссии о признании заявки Заявителя не соответствующей требованиям Конкурсной документации не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
2. Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Пунктом 1 части 2 статьи 51 Закона о контрактной системе установлено, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, или копии таких документов, а также декларация о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
В пункте 19 Конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявка должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или копии таких документов, в том числе: лицензия по допуску предприятий к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну".
Заказчик в разъяснениях от 26.10.2016 положений Конкурсной документации, размещенном на Официальном сайте, сообщает, что "пунктом 8 задания на проектирование, предусмотрено проектирование режимных помещений секретариата, шифроргана и мобилизационных помещений", в связи с этим Заказчиком установлено требование к содержанию заявки на участие в Конкурсе о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлено требование к содержанию заявки на участие в Конкурсе о наличии лицензии на осуществление работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В пункте 19 Конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявка должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или копии таких документов, в том числе: свидетельство о допуске к работам по энергетическому обследованию".
Согласно извещению о проведении Конкурса и Конкурсной документации предметом закупки является выполнение проектно-изыскательских работ. При этом работы по энергетическому обследованию Конкурсной документацией не предусмотрены.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком установлены требования к содержанию заявки участников Конкурса, не соответствующие положениям Закона о контрактной системе.
В пункте 19 Конкурсной документации Заказчиком установлено, что заявка должна содержать "документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, или копии таких документов, в том числе: лицензии на право выполнения работ, являющихся предметом конкурса в полном объеме, в соответствии с технической документацией".
При этом Заказчиком в Конкурсной документации не определена лицензия, которую необходимо представить в составе заявки на участие в Конкурсе.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
3. В соответствии с частью 3 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна быть доступна для ознакомления в единой информационной системе без взимания платы.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Закона о контрактной системе в целях информационного обеспечения контрактной системы в сфере закупок создается и ведется единая информационная система.
В соответствии с частью 4 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, является общедоступной и предоставляется безвозмездно. Сведения, составляющие государственную тайну, в единой информационной системе не размещаются.
В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о контрактной системе информация, содержащаяся в единой информационной системе, размещается на официальном сайте.
При этом согласно пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.
Постановлением от 23.12.2015 N 1414 "О порядке функционирования единой информационной системы в сфере закупок" утверждены Правила функционирования единой информационной системы в сфере закупок (далее - Правила).
Согласно подпунктам "а", "л", "м" пункта 14 Правил технологические (технические и программные) средства официального сайта должны обеспечивать круглосуточную непрерывную, за исключением перерывов на регламентные и технологические работы, доступность информации и документов, размещенных на официальном сайте, для получения, ознакомления и использования пользователями официального сайта, а также для автоматической обработки иными информационными системами в соответствии с требованиями по обеспечению устойчивости функционирования информационных систем общего пользования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 424 "Об особенностях подключения федеральных государственных информационных систем к информационно-телекоммуникационным сетям"; возможность поиска пользователями официального сайта текстовой информации и документов, размещенных на официальном сайте, по их реквизитам, наименованию, по фрагментам текста, за исключением возможности поиска текстовой информации в документах, сформированных в виде электронного образа документа, а также возможность получения запрашиваемых информации и документов; возможность поиска и получения информации и документов, размещенных на официальном сайте, средствами автоматизированного сбора данных в сети "Интернет", в том числе поисковыми системами.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от 16.11.2009 N 470 "О Требованиях к технологическим, программным и лингвистическим средствам обеспечения пользования официальными сайтами федеральных органов исполнительной власти", информация в виде текста размещается на официальном сайте в формате, обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста средствами веб-обозревателя ("гипертекстовый формат").
На заседании Комиссии установлено, что Конкурсная документация, размещенная Заказчиком на Официальном сайте, содержит ограничения для ознакомления, поскольку размещено в формате, не обеспечивающем возможность поиска и копирования фрагментов текста.
Следовательно, размещенная Заказчиком, на Официальном сайте Конкурсная документация, содержит ограничения для ознакомления, поскольку размещена в формате, не обеспечивающем возможность копирования фрагментов текста, что не соответствует части 4 статьи 4 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика не соответствуют части 4 статьи 4, пункту 4 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и нарушают часть 3 статьи 50 Закона о контрактной системе. Указанное нарушение содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушения пункта 4 части 1, части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что по выявленным нарушениям выдано предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок от 30.11.2016 N ПГОЗ-391/16, по данному решению предписание не выдавать.
3. В связи с тем, что сведения по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 30.11.2016 N ПГОЗ-391/16 должностному лицу Управления контроля государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях, материалы по настоящему решению для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 30 ноября 2016 г. N ПГОЗ-393/16
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 05.12.2016