Резолютивная часть оглашена
02.12.2016 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе: _,
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 15.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", жалобу ООО "Компания АльфаМедикалГрупп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аппарата для экстракорпоральной мембранной оксигенации для государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина" (извещение N 0142200001316012417 начальная (максимальная) цена контракта - 13 479 055,52 рублей),
в присутствии представителей: _,
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба ООО "Компания АльфаМедикалГрупп" на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку аппарата для экстракорпоральной мембранной оксигенации для государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина" (извещение N 0142200001316012417 начальная (максимальная) цена контракта - 13 479 055,52 рублей).
Согласно доводам Заявителя:
1. В пункте 3.1 Контракта а так же в пунктах 1.10 и 2.3 Технического задания предусмотрено, что качество поставляемого товара должно подтверждаться сертификатом, однако предоставить сертификат на аппарат для экстракорпоральной мембранной оксигенации невозможно.
2. Заявитель указывает, что аукционная документация содержит характеристики товара, которые соответствуют исключительно одному аппарату вспомогательного кровообращения - Cardiohelp I (Maguet Cardiopulmonari, Германия), тем самым исключила возможность участия ООО "компания АльфаМедикалГрупп) в данной закупке.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать Заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем внесения изменений в аукционную документацию.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа просят в удовлетворении жалобы отказать, указывая на отсутствие нарушений в аукционной документации, предоставили письменные возражения на жалобу.
Выслушав доводы сторон, изучив материалы жалобы, документацию об аукционе и, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России пришла к следующему выводу.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Пунктом 3.1. Контракта установлено, что качество поставляемого Товара должно соответствовать требованиям документов стандартизации и технического регулирования (ГОСТ, ТУ и других), установленных для данного типа (вида) Товара, подтверждаться сертификатом и иными документами на русском языке. Требования к качеству и комплектности Товара указываются в Техническом задании.
Пунктом 1.10 Технического задания установлено, что одновременно с передачей товара передать полномочному представителю Заказчика необходимые документы: товарную накладную, счет, счет-фактуру, акт приема-передачи, сертификат, регистрационное удостоверение, свидетельство о регистрации товара, комплект эксплуатационной документации на русском языке, а также документы в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" и т.д.
Пунктом 2.3 Технического задания установлено, что поставщик гарантирует:
- соблюдение надлежащих условий хранения товара до его передачи Заказчику;
- соблюдение требований нормативных документов в отношении товаров, ввоз которых осуществляется на территорию РФ;
- надлежащее выполнение производственного контроля за качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота поставляемых по договору товаров;
- наличие обязательных сертификатов РФ на импортные товары.
Согласно пояснениям Заказчика требование об обязательном наличии сертификата согласно документации не требуется, так как Техническое задание содержит вариацию документов для одновременной передачи с товаром необходимых документов.
В Постановлении Правительства РФ от 01.12.2009 N 982 (ред. от 26.09.2016) "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" установлен перечень продукции, подтверждать соответствие которой необходимо либо в форме сертификатов, либо в форме принятия декларации.
Постановлением Правительства РФ от 13.11.2010 N 906 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2009 г. N 982"
Подпунктом 14 пункта 1 были внесены изменения в раздел 9444 "Приборы и аппараты для лечения, наркозные. Устройства для замещения функций органов и систем организма" был исключен из перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации.
Таким образом, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" аппарат для экстракорпоральной мембранной оксигенации относится к продукции, подтверждение соответствия которого осуществляется в форме принятия декларации о соответствии.
Таким образом, предоставить сертификат на поставку аппарата для экстракорпоральной мембранной оксигенации для государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарская областная клиническая больница им. В.Д.Середавина" не предоставляется возможным.
Таким образом, довод заявителя Комиссией Самарского УФАС России признается обоснованным.
На основании изложенного в действиях Заказчика усматриваются признаки административного правонарушения по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Заказчик в ходе рассмотрения жалобы пояснил, что данный аппарат будет использоваться в специализированном транспорте при транспортировке тяжелых пациентов, и размещение по отдельности каждого из компонентов (9 компонентов), как у аппарата Deltastream III (Medos Medizinthechnik AG, Германия) не является целесообразным и будет противоречить понятию эргономичности, и, в первую очередь, безопасности самого пациента и ведения процедуры ЭКМО.
Относительно Разъемов USB-портов, разъемов кабеля питания Заказчик пояснил, что USB-порты должны быть расположены перед глазами специалиста, т.е. фронтально, так как при транспортировке может вестись запись перфузии для передачи информации в медицинский Центр, куда везут пациента. Разъемы кабеля питания, постоянного и переменного тока при перевозке в целях безопасности и контроля должны быть расположены перед глазами специалиста, т.е. фронтально.
В соответствии с контекстом технических требований необходима защитная рама с устройством блокировки, ее конструктивное решение не имеет значения, если она выполняет указанную защитную функцию.
Так же заказчик пояснил, что включение в аукционную документацию перечисленных в жалобе характеристик никак не ограничивает конкуренцию, поскольку не препятствует любым юридическим лицам предложить к поставке соответствующее ТЗ оборудование. Данные требования определены только требованиям к безопасности, опыта работы, статистикой эксплуатации.
Согласно Закону о контрактной системе заказчику при размещении заказа дано право устанавливать требования к качеству, техническим характеристикам товара, требованиям к их безопасности, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, к размерам, упаковке, отгрузке товара и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого товара потребностям заказчика. В соответствии с целями закона о контрактной системе торги предназначены не только для максимального охвата продукции всех возможных производителей, но и для удовлетворения потребностей лечебных учреждений в нем. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Заказчик вправе включить в документацию о закупке такие требования, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций. Заказчик устанавливает требования к техническим характеристикам (потребительским свойствам) товара с учетом, в том числе его потребностей, специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств. Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика.
При формировании начальной (максимальной) цены контракта Заказчиком было получено три коммерческих предложения.
Вопреки части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе, заявитель не представил доказательств того, что требуемые характеристики соответствуют исключительно одной модели среди имеющихся на рынке аналогов, а так же доказательств невозможности поставить заказчику требуемое оборудование с учетом того, что заявитель не является производителем.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 29.11.2016 N0142200001316012417-1 было подано 2 заявки.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 05.12.2016 N0142200001316012417-3 имело место снижение НМЦ.
На основании изложенного, Комиссия Самарского УФАС России решила признать довод ООО "Компания АльфаМедикалГрупп" необоснованным.
Руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "Компания АльфаМедикалГрупп" частично обоснованной.
2.Признать в действиях Заказчика нарушение пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
3.Выдать предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
4.Передать материалы жалобы должностному лицу Самарского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства по части 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
Председатель комиссии:_
Члены комиссии:_
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 2 декабря 2016 г. N 1319-12646-16/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 07.12.2016