Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Новосеть" (далее - Заявитель) на действия Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган), ГБУ города Москвы "Единый информационно-расчетный центр города Москвы" (далее - Заказчик) при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, единой комиссией Заказчика (далее - Единая комиссия) запроса предложений на право заключения государственного контракта на выполнение комплекса работ по модернизации системы коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды путём установки новых узлов учёта коммунальных ресурсов (по отоплению, отопительной вентиляции и горячему водоснабжению) и ввода их в эксплуатацию (номер извещения 0173200001417000641) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Уполномоченного органа, Заказчика при проведении Уполномоченным органом, Заказчиком, Единой комиссией Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Уполномоченного органа, Заказчика:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно объединено в один объект закупки выполнение работ на несвязанных между собой объектах.
2. Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Запроса предложений надлежащим образом не установлен срок, в течение которого поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставлять заказчику информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Уполномоченный орган, Заказчик действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 31.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 459 399 623,60 рубля;
4) на участие в Запросе предложений подана 1 заявка от участника закупки;
5) Запрос предложений признан несостоявшимся по основанию, предусмотренному частью 18 статьи 83 закона о контрактной системе;
1. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В соответствии с извещением о проведении Запроса предложений, документацией о Запросе предложений объектом закупки является выполнение комплекса работ по модернизации системы коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды путём установки новых узлов учёта коммунальных ресурсов (по отоплению, отопительной вентиляции и горячему водоснабжению) и ввода их в эксплуатацию.
Техническим заданием Запроса предложений установлено:
"Выполнение указанного комплекса работ проводится иждивением Подрядчика (из его материалов, его силами и средствами) на 2580 (двух тысячах пятьсот восьмидесяти) объектах работ.
Количество объектов работ с разбивкой по административным округам:
Округ Количество Объектов работ
ВАО 328
ЗАО 558
ЗелАО 106
САО 932
СВАО 134
СЗАО 28
ЦАО 5
ЮАО 166
ЮВАО 36
ЮЗАО 287
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что объектом закупки является модернизация единой системы коммерческого учёта тепловой энергии, теплоносителя и горячей воды, измерительные узлы которой расположены по указанным в техническом задании документации о Запросе предложений адресам домов, расположенных в пределах города Москва. Основанием проведения закупки является факт физического износа тепловых узлов, установленных в настоящий момент в указанных домах, вместе с тем, срок эксплуатации части узлов подошел к концу либо закачивается, таким образом, окончание срока эксплуатации узлов измерения тепловой энергии на каждом объекте различен и выполнение работ по замене узлов проводятся не единовременно, а в зависимости от окончания срока эксплуатации узлов и физического износа. Работы выполняются по заявкам Заказчика в размере, не превышающем указанный в техническом задании Запроса предложений объем.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, указанный довод не нашел своего подтверждения.
2. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию", установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Пунктом 5.4.7 проекта контракта документации о Запросе предложений, установлено следующее: "Подрядчик в срок не более 5 (пяти) рабочих дней со дня заключения договора с субподрядчиком обязан предоставить Заказчику информацию о всех субподрядчиках, заключивших Контракт или Контракты с Подрядчиком, цена которого или общая цена которых составляет более десяти процентов Цены контракта (в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает размер, установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2013 г. N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность подрядчика" предоставлять заказчику дополнительную информацию) в порядке, предусмотренном Постановление Правительства РФ от 23.12.2016 N 1466 "Об утверждении типовых условий контрактов, предусматривающих привлечение к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций".
На основании изложенного Комиссия приходит к выводу, что установление Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта Запроса предложений вышеуказанного срока предоставления информации о всех субподрядчиках, заключивших контракт или контракты с подрядчиком, является нарушением части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила оценки заявок).
Согласно пункту 3 Правил оценки заявок "оценка" - процесс выявления по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Для оценки заявок (предложений) по нестоимостным критериям оценки (показателям) заказчик вправе устанавливать предельно необходимое минимальное или максимальное количественное значение качественных, функциональных, экологических и квалификационных характеристик, которые подлежат оценке в рамках указанных критериев. В этом случае при оценке заявок (предложений) по таким критериям (показателям) участникам закупки, сделавшим предложение, соответствующее такому значению, или лучшее предложение, присваивается 100 баллов.
В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений. В соответствии с частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.
Согласно пункту 2 Правил оценки заявок установлено, что Правила оценки заявок применяются в отношении всех закупок, за исключением закупок, осуществляемых путем проведения аукциона, запроса котировок, у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), а также путем проведения запроса предложений, если заказчиком установлены иные критерии оценки заявок, не предусмотренные частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе.
Документацией о Запросе предложений установлено: "Оценка заявок производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 г. N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В документации о запросе предложений установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Запросе предложений: цена контракта (значимость критерия - 60 %), квалификация участников закупки (значимость критерия - 40 %) (далее - Критерий N 2).
В отношении Критерия N 2 предусмотрены следующие показатели, раскрывающие содержание критерия оценки и учитывающие особенности оценки по критерию:
1) Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг. (значимость показателя - 10%).
2) Наличие производственного персонала для выполнения работ. (значимость показателя - 20%).
3) Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема (значимость показателя - 70%).
Сумма величин значимости показателей оценки по Критерию N 2 равна 100%.
Для оценки заявок по показателю: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 1) Заказчиком, Уполномоченным органом установлен следующий порядок оценки:
При оценке заявок по указанному показателю лучшим условием исполнения контракта признается предложение участника закупки, набравшего наибольшее количество баллов по данному показателю. Информация подтверждается информационной справкой о количестве штатных сотрудников, участвующих в выполнении работ, связанных с предметом контракта, имеющих высшее образование, соответствующее профилю выполняемых основных и сопутствующих работ, а также копиями дипломов о высшем профессиональном образовании специалистов, работающих на штатной основе. Оценка по показателю производится только при наличии копий дипломов, которые представлены в составе заявки участника. Оценке подлежит не более одного документа сотрудника по следующим квалификациям:
- менеджмент/менеджер;
- инженер;
- экономист;
- сметчик;
- техника и технологии.
Порядок оценки заявок по показателю:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi) определяется по формуле:
НЦБi= КЗ х 100 х (Кi/Кmax);
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по Показателю N 1 в связи с тем, что предоставление вышеуказанных сведений исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
Для оценки заявок по показателю: "Наличие производственного персонала для выполнения работ" (далее - Показатель N 2) Заказчиком, Уполномоченным органом установлен следующий порядок оценки:
При оценке заявок по указанному показателю лучшим условием исполнения контракта признается предложение участника закупки по количеству бригад для проведения работ, набравшего наибольшее количество баллов по данному показателю.
Под бригадой понимается рабочий коллектив, состоящий из:
- слесаря-сантехника;
- сварщика;
- техника КИП
Бригада должна быть оснащена соответствующими инструментами и автотранспортным средством в количестве один автомобиль на бригаду.
Информация подтверждается информационной справкой о количестве штатных бригад, планируемых для выполнения работ, в составе: сварщик, слесарь-сантехник, техник КИП. Информационная справка должна содержать ФИО, специальность, с приложением копий трудовых книжек, либо гражданско-правовых договоров, а также справку о наличии автотранспортных средств в собственности или в долгосрочной аренде, с представлением копий документов, подтверждающих право собственности или долгосрочной аренды.
Порядок оценки заявок по показателю:
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки (показателю) (НЦБi) определяется по формуле:
НЦБi= КЗ х 100 х (Кi/Кmax);
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Кi - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
Вместе с тем, порядок оценки не содержит положений, указывающих на то, какие инструменты являются соответствующими для начисления баллов и оснащенность которыми является предметом оценки в рамках Показателя N 2, а также какими документами подтверждается наличие у участника закупки инструментов, подлежащих оценке.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом установлен ненадлежащий порядок оценки заявок по Показателю N 1 и Показателю N 2, что нарушает пункт 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. Согласно пункту 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
На заседании Комиссии Комиссией установлено, что извещение о Запросе предложений не содержит исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками Запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают пункт 4 части 2 статьи 83 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Новосеть" обоснованной в части установления неправомерного срока предоставления информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 24 статьи 34, пункта 2 части 4 статьи 83, пункта 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу предписание об устранении выявленных нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 09.08.2017 по делу N К-1020/17 должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 августа 2017 г. N К-1020-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2017