На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев обращение ООО "Правовой центр независимой экспертизы, оценки и строительства "Контроль Диез" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях аукционной комиссии ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" (далее - Аукционная комиссия), при проведении Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее - Заказчик), ФКУ "Управление служебных зданий федеральных органов исполнительной власти в области транспорта" (далее - Уполномоченный орган), Аукционной комиссией, ОАО "ЕЭТП" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения контракта на текущий ремонт помещений (номер извещения 0373100007117000015) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Аукционной комиссии при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, принявшей необоснованное решение об отказе Заявителю в допуске к участию в Аукционе.
Представитель Уполномоченного органа не согласился с доводом Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Аукционная комиссия действовала в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе.
В результате рассмотрения обращения и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 29.06.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 5 251 000 рубль;
3) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
4) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
5) дата проведения Аукциона - 20.07.2017;
6) в соответствии с частью 8 статьи 67 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся;
7) Государственный контракт заключен 28.07.2017 между Заказчиком и ООО "ГКЛ".
1. В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае:
1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации;
2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
В соответствии с частью 5 статьи 67 Закона о контрактной системе отказ в допуске к участию в электронном аукционе по основаниям, не предусмотренным частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе, не допускается.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 3 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар должна содержать согласие, предусмотренное пунктом 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в Аукционе от 17.07.2017 N 0373100007117000015-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Аукционе в связи с несоответствием информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям "Сведения о качестве технических характеристик товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара, размере, упаковке, отгрузке товара и иные сведения о товаре, предоставление которых предусмотрено документацией об открытом аукционе в электронной форме" (далее - Форма 2) документации об Аукционе, в том числе,
- пункт 26 Формы 2 документации об Аукционе "Ламинированные напольные покрытия (паркет ламинированный)" требуемый параметр: "Максимальное различие по высоте между соседними элементами Hmax до 0,15 мм". Участник Аукциона в заявке с номером 2 в пункте 26 описания "Ламинированные напольные покрытия (паркет ламинированный)" указывает: "максимальное различие между по высоте между соседними элементами Hmax 0,15 мм". Согласно инструкции "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами: "от" и "до", "от" или "до", то участнику закупки необходимо предоставить конкретный(-ые) показатель (-и) из данного диапазона не включая крайние значения".
- пункт 38 Формы 2 документации об Аукционе "Болты высокопрочные" требуемые параметры: "Климатическое исполнение: ХЛ;У", "Относительное сужение болтов: 35%", "Относительное удлинение болтов от 8%", "Класс прочности болтов: 8.8,9.8;10.9,12.9". Участник Аукциона в заявке с номером 2 в пункте 38 описания "Болты высокопрочные" указывает: "Климатическое исполнение: ХЛ", "Относительное сужение болтов: 35%", "Относительное удлинение болтов: 8%", "Класс прочности болтов: 8.8, 9.8". Согласно инструкции требуется Болты высокопрочные соответствие ГОСТ Р 52643-2006 Болты и гайки высокопрочные и шайбы для металлических конструкций. Общие технические условия. Участник предлагает болты с климатическим исполнением ХЛ, однако согласно Таблице А.1 - Механические характеристики болтов ГОСТ Р 52643-2006 для болтов исполнения ХЛ относительное сужение не менее 40%. Также участник предлагает болты класса прочности 8.8, 9.8, однако согласно Таблице А.1 - Механические характеристики болтов ГОСТ Р 52643-2006 относительное удлинение болтов класса прочности 8.8 не менее 12%, класса прочности 9.8 не менее 10%.
- пункт 55 Формы 2 документации об Аукционе "Сетка тканева" требуемые параметры: "Номер сетки должен быть 05", "Номинальный диаметр проволоки не более 0,30 мм", "Живое сечение сетки не менее 39%". Участник Аукциона в заявке с номером 2 в пункте 55 описания "Сетка тканева" указывает: "Номер сетки 05", "Номинальный диаметр проволоки 0,20 мм", "Живое сечение сетки 39%". Согласно инструкции требуется Сетка тканая соответствие ГОСТ 3826-82 Сетки проволочные тканые с квадратными ячейками. Технические условия. Участник предлагает номер сетки 05 с номинальным диаметром проволоки 0.20 мм, однако согласно Справочной таблице живого сечения, массы, плотности и числа проволок на 1 дм сетки Приложение 1 ГОСТ 3826-82 живое сечение сетки с указанными характеристиками 51.0 %.
- пункт 72 Формы 2 документации об Аукционе "Трубки из поливинилхлоридного пластиката" требуемые параметры: "Электрическая прочность в условиях повышенной температуры в условиях ГОСТ 6433.1-71 6(15-35) 45-75%48 (105) не менее 10 кВ/мм; не менее 10 кВ/мм и не определено". Участник Аукциона в заявке с номером 2 в пункте 72 описания "Трубки из поливинилхлоридного пластиката" указывает: "Электрическая прочность в условиях повышенной температуры в условиях ГОСТ 6433.1-71 6(15-35) 45-75%48 (105) не менее 10 кВ/мм; не менее 10 кВ/мм и не определяют". Согласно инструкции "В случае если требуемое значение параметра товара сопровождается словами "не менее" - участник закупки предоставляет в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему".
Вместе с тем, изучив документацию об Аукционе, инструкцию по заполнению заявки на участие в Аукционе, Техническое задание документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе содержит перечень ГОСТ, которым должны соответствовать используемые материалы, например: "Смеси сухие монтажно-кладочные тип 1 соответствие ТУ производителей, Раствор строительный тип 1 соответствие ГОСТ 28013 -98 Растворы строительные. Общие технические условия, ГОСТ 30108-94 Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов, Шпатлевка водно- дисперсионная соответствие ГОСТ Р 52020 2003 Материалы лакокрасочные водно-дисперсионные. Общие технические условия, Грунтовка соответствие ГОСТ 25129-82. Грунтовка ГФ-021. Технические условия, ГОСТ 12.1.005-88 ССБТ. Общие санитарно-гигиенически требования к воздуху рабочей зоны, Шпатлевка соответствие ГОСТ 10277 -90 Шпатлевки, Винты самонарезающиеся тип 1 соответствие ГОСТ 10618-80. Винты самонарезающие для металла и пластмассы. Общие технические условия, Винты самонарезающиеся тип 2 соответствие ГОСТ 11650-80. Винты самонарезающие с полукруглой головкой и заостренным концом для металла и пластмассы. Конструкция и размеры, Винты самонарезающиеся тип 3 соответтвие ГОСТ Р ИСО 10509 -2013, _".
При этом, инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе документации об Аукционе не содержит требований, позволяющих определить, какой именно ГОСТ соответствует товару, используемому при выполнении работ, поскольку ГОСТ не сопоставлен с конкретным товаром, указанным в таблице Формы 2.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявки на участие в Аукционе.
Кроме того, на заседании Комиссии установлено, что в Форме 2 документации об Аукционе установлены следующие показатели товара, подлежащего указанию в заявке участника Аукциона, например:
- пункт 3 Формы 2 документации об Аукционе "Грунтовка" требуемые параметры: "Расход грунтовки на однослойное покрытие 50_120 г/м2", "Адгезия пленки до 1* балла";
- пункт 4 Формы 2 документации об Аукционе "Шпатлевка" требуемые параметры: "Эластичность при изгибе 100 мм", "Степень перетира не >90; не нормируется мкм", "Массовая доля нелетучих веществ не менее 60%", "Пенетрация при температуре (25,0+0,5) °С в диапазоне 250*_350*; не нормируется 10-1 мм";
- пункт 11 Формы 2 документации об Аукционе "Раствор строительный тип 3" требуемый параметр: "Норма подвижности по погружению конуса в интервале 0-15 см", "Растворная смесь содержит [золы-уноса] не более 20% массы цемента", "Удельная эффективная активность естественных радионуклидов Аэфф не более 740 Бк/кг";
- пункт 26 Формы 2 документации об Аукционе "Ламинированные напольные покрытия (паркет ламинированный)" требуемый параметр: "Максимальное различие по высоте между соседними элементами Hmax до 0,15 мм";
- пункт 38 Формы 2 документации об Аукционе "Болты высокопрочные" требуемые параметры: "Климатическое исполнение: ХЛ;У", "Относительное сужение болтов: 35%", "Относительное удлинение болтов от 8%", "Класс прочности болтов: 8.8,9.8;10.9,12.9";
- пункт 55 Формы 2 документации об Аукционе "Сетка тканева" требуемые параметры: "Номер сетки должен быть 05", "Номинальный диаметр проволоки не более 0,30 мм", "Живое сечение сетки не менее 39%";
- пункт 72 Формы 2 документации об Аукционе "Трубки из поливинилхлоридного пластиката" требуемые параметры: "Электрическая прочность в условиях повышенной температуры в условиях ГОСТ 6433.1-71 6(15-35) 45-75%48 (105) не менее 10 кВ/мм; не менее 10 кВ/мм и не определено" и другое.
Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели результатов испытаний. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших ненадлежащие требования к содержанию состава заявок на участие в Аукционе, ненадлежащую инструкцию по заполнению заявок, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного часть 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии, принявшей решение о признании заявки Заявителя несоответствующей требованиям документации об Аукционе, нарушают часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона о контрактной системе идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных Законом о контрактной системе.
Изучив проект государственного контракта, Комиссия приходит к выводу, что проект государственного контракта документации об Аукционе не содержит идентификационный код закупки.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика, Уполномоченного органа, не установивших в проекте государственного контракта идентификационный код закупки, нарушают часть 1 статьи 23 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3. В соответствии с пунктом 13 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.
Вместе с тем, Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте государственного контракта не установлено положение об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа нарушают часть 13 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России
от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение части 1 статьи 23, части 13 статьи 34, пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5
статьи 67 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что заключен контракт, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
4. Передать материалы от 09.08.2017 по делу N ВП-419/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 августа 2017 г. N ВП-419-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2017