На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в соответствии с приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев обращение ООО "Стройпроект-Холдинг" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФГБУ науки физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук (далее - Уполномоченный орган), при проведении Уполномоченным органом, Федеральным агентством научных организаций (далее - Заказчик) открытого конкурса на право заключения контракта на выполнение работ по корректировке проектной документации по объекту реконструкция корпуса N 10 ФИАН для создания лаборатории высокотемпературной сверхпроводимости и оснащения лаборатории научным оборудованием, г. Москва, с получением положительного заключения гос. экспертизы (номер извещения 0373100006217000011) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17.
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом, Конкурсной комиссией Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заявка Заявителя на участие в Конкурсе неправомерно признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
2. Заказчик, Уполномоченный орган не проинформировали Заявителя об отказе в принятии банковской гарантии.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Конкурса Заказчик, Уполномоченный орган, Конкурсная комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 03.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 16 812 510 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 25.07.2017.
5) на участие в Конкурсе подано 3 заявки от участников закупки.
1. Согласно обращению, Заявка Заявителя на участие в Конкурсе неправомерно признана несоответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.
В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 01.08.2017 N ПРО1 (далее - Протокол) участнику закупки с порядковым номером заявки "1" (Заявителю) отказано в допуске к участию в Конкурсе, по следующему основанию: "Отсутствует действительное обеспечение заявки (Предоставление недостоверных сведений / непредставление обеспечения заявки): в заявке участника в качестве обеспечения заявки приложена банковская гарантия, в банковской гарантии в качестве бенефициара указано: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук (ИНН 7736037394), однако в реестре банковских гарантий указан бенефициар: Федеральное агентство научных организаций (ИНН 7736666554).
В соответствии с частью 6 статьи 45 Закона о контрактной системе основанием для отказа в принятии банковской гарантии заказчиком является: 1) отсутствие информации о банковской гарантии в предусмотренных статьей 45 Закона о контрактной системе реестрах банковских гарантий; 2) несоответствие банковской гарантии условиям, указанным в частях 2 и 3 статьи 45 Закона о контрактной системе; 3) несоответствие банковской гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документации о закупке, проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Согласно части 8 статьи 45 Закона о контрактной системе банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в закупке, если такой способ обеспечения заявок применим в соответствии с настоящим Федеральным законом, или в качестве обеспечения исполнения контракта, информация о ней и документы, предусмотренные частью 9 Закона о контрактной системе, должны быть включены в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС, за исключением банковских гарантий, указанных в части 8.1 статьи 45 Закона о контрактной системе.
В пункте 23 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Реквизиты счета для перечисления денежных средств в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе, реквизиты для оформления банковской гарантии в качестве обеспечения заявок на участие в конкурсе: Получатель: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАН)119991, г. Москва, Ленинский проспект, д. 53 ИНН: 7736037394 КПП: 773601001 ОКПО: 02698766 УФК по г. Москве р/с: 405 018 108 452 520 000 79 ГУ Банка России по ЦФО УФК по г. Москве (ФИАН л/с 20736Ц82510) БИК: 044 525 000.
Комиссия, изучив заявку Заявителя, представленную представителями Заказчика установила, что в составе заявки представлена банковская гарантия от 12.07.2017 N 536250, согласно которой получатель денежных средств (Бенефициар) указан: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАН).
Также, Комиссия установила, что согласно реестру банковских гарантий, содержащихся в ЕИС (далее - Реестр), 12.07.2017 размещена банковская гарантия, в которой Бенефициаром является Федеральное агентство научных организаций (ФАНО России), при этом, в прикрепленном файле с Банковской гарантией Бенефициаром выступает Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАН).
При этом, согласно Реестру, 27.07.2017 Заявителем в ЕИС повторно размещена Банковская гарантия, согласно которой Бенефициаром выступает Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Физический институт им. П.Н. Лебедева Российской академии наук (ФИАН), а также прикреплен файл, содержащий банковскую гарантию с указанным Бенефициаром.
Кроме того, дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 25.07.2017, дата рассмотрения и оценки заявок - 01.08.2017, таким образом, на момент рассмотрения заявки и принятия решения Конкурсной комиссией, сведения, которые содержатся в заявке, а также сведения, содержащиеся в Реестре, соответствуют действительности и подтверждаются документами, содержащимися в ЕИС, а также Банковской гарантией, приложенной Заявителем в заявке на участие в Конкурсе.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Конкурсной комиссии, неправомерно принявшей решение об отстранении Заявителя от участия в Конкурсе, нарушают часть 3 статьи 53 Закона о контрактной системе и содержат признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Согласно обращению, Заказчик, Уполномоченный орган не проинформировали Заявителя об отказе в принятии банковской гарантии.
На заседании Комиссии указанный довод Заявителем отозван в устаной форме.
3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Федеральным законом от 28.12.2016 N 489 "О внесении изменений в статью 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" внесены изменения в пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, предусматривающие, в том числе отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа, или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления, предусмотренные статьями 289, 290, 291, 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята).
В пункте 14 Информационной карты Конкурсной документации установлено следующее: "Отсутствие у участника закупки - физического лица либо у руководителя, членов коллегиального исполнительного органа или главного бухгалтера юридического лица - участника закупки судимости за преступления в сфере экономики (за исключением лиц, у которых такая судимость погашена или снята), а также неприменение в отношении указанных физических лиц наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, которые связаны с поставкой товара, выполнением работы, оказанием услуги, являющихся объектом осуществляемой закупки, и административного наказания в виде дисквалификации".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 7 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП.
Вместе с тем, указанное нарушение не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по указанному основанию заявки участников закупки не отклонялись.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15, статьи 99, Закона о контрактной системе, приказом ФАС России от 10.05.2017 N 618/17, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения пункта 1 части 7 статьи 31. Признать в действиях Конкурсной комиссии нарушение части 3 статьи 53 Закона о контрактной системе.
2. Выдать Заказчику, Уполномоченному органу, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
3. Передать материалы от 09.08.2017 по делу N N ВП - 421/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 9 августа 2017 г. N ВП-421-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 14.08.2017