Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "Муравей (далее - Заявитель) на действия ГБУ города Москвы по эксплуатации и ремонту инженерных сооружений "ГОРМОСТ" (далее - Заказчик), Департамента города Москвы по конкурентной политике (далее - Уполномоченный орган) при проведении Заказчиком, Уполномоченным органом запроса предложений на право заключения государственного контракта на право заключения контракта на выполнение строительно-монтажных работ по капитальному ремонту Б. Москворецкого моста (номер извещения 0173200001417000639) (далее - Запрос предложений), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика, Уполномоченного органа при проведении Запроса предложений.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно сокращены сроки размещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) извещения об осуществлении Запроса предложений.
2. В проекте контракта документации о Запросе предложений Заказчиком, Уполномоченным органом неправомерно установлено положение об одностороннем расторжении контракта в случае отказа подрядчика согласовать новые условия при уменьшении лимитов финансирования.
3. Графиком проведения работ документации о Запросе предложений Заказчиком, Уполномоченным органом не учтен срок обязательного получения разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия.
4. Порядок оценки заявок документации о Запросе предложений содержит противоречия.
5. Установленное в техническом задании документации о Запросе предложений требование об указании конкретных характеристик поставляемых товаров вводит в заблуждение участников закупки.
Представители Заказчика, Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Запроса предложений Заказчик, Уполномоченный орган действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 31.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Запрос предложений;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 3 034 397 599,20 рублей;
4) на участие в Запрос предложений подано 2 заявки от участников закупки;
5) к участию в Запросе предложений допущено 2 участника закупки;
6) дата рассмотрения и оценки заявок участников - 07.08.2017;
7) победителем Запрос предложений признано ООО "ПЕЛИСКЕР" с предложением о цене контракта 3 034 397 599,20 рублей.
1. Согласно пункту 3 части 13 статьи 21 Закона о контрактной системе план-график подлежит изменению заказчиком в случае внесения изменения в план закупок, в том числе в случае изменения даты начала закупки и (или) способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя), отмена заказчиком закупки, предусмотренной планом-графиком;
В соответствии с частью 14 статьи 21 Закона о контрактной системе внесение в соответствии с частью 13 статьи 21 Закона о контрактной системе изменений в план-график по каждому объекту закупки может осуществляться не позднее чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом.
На заседании Комиссии представители Заказчика, Уполномоченного органа пояснили, что при размещении в ЕИС изменений в план-график допущены технические ошибки при интеграции систем ЕАИСТ и ЕИС.
Согласно сведениям ЕИС, изменения в план-график в отношении проводимой закупки внесены 27.07.2017.
Вместе с тем, 31.07.2017 Заказчиком, Уполномоченным органом опубликовано извещение о проведении Запроса предложений.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, разместивших в ЕИС извещение об осуществлении Запроса предложений ранее, чем в десятидневный срок с момента внесения изменений в план-график в отношении Запроса предложений, нарушают часть 14 статьи 21 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.5 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, так как на участие в Запросе предложений подано 2 заявки, признанные соответствующие требованиям документации Запроса предложений.
2. Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных статьей 34 Закона о контрактной системе и статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Подпунктом 6 части 1 статьи 95 Закона о контактной системе установлено, что изменение существенных условий контракта возможно в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до государственного или муниципального заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом государственный или муниципальный заказчик в ходе исполнения контракта обеспечивает согласование новых условий контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги, предусмотренных контрактом.
В пункте 2.5.6. проекта государственного контракта документации о Запросе предложений установлено, что в случаях, предусмотренных пунктом 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, при уменьшении ранее доведенных до Заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств, Заказчик в ходе исполнения Контракта обеспечивает согласование новых условий Контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения Контракта и (или) объема услуги, предусмотренных Контрактом, с учетом требований частью 2 - 4 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, согласно пункту 8.6 проекта государственного контракта документации о Запросе предложений, в случае, если Исполнитель отказывается от согласования новых условий Контракта при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 2.5.6. статьи Контракта, Заказчик вправе расторгнуть Контракт в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги), иных договоров.
Согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации казенное учреждение - государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу о том, что указанные положения документации о Запросе предложений не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
3. Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
Документацией Запроса предложений, срок выполнения работ составляет 14 месяцев с момента заключения контракта.
На заседании Комиссии, представители Заказчика пояснили, что срок выполнения работ установлен в соответствии с потребностью Заказчика, работы, подлежащие выполнению в первый месяц согласно приложению 2 запроса предложений "Календарный план" к проекту контракта не требуют получения разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия и не ограничивает количество участников закупки.
Вместе с тем, Заявителем на заседание Комиссии не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что Заказчиком, Уполномоченным органом не учтен срок обязательного получения разрешения на проведение работ на объекте культурного наследия. Таким образом, указанный довод своего подтверждения не нашел.
4. Согласно пункту 7 части 6 статьи 83 Закона о контрактной системе документация о проведении запроса предложений должна содержать критерии оценки заявок на участие в запросе предложений, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе, порядок рассмотрения и оценки таких заявок.
В соответствии с частью 11 статьи 83 Закона о контрактной системе все заявки участников запроса предложений оцениваются на основании критериев, указанных в документации о проведении запроса предложений. В соответствии с частью 16 статьи 83 Закона о контрактной системе выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.
Порядком оценки Запроса предложений установлены следующие критерии оценки заявок: цена контракта (значимость критерия - 40 %), квалификация участников закупки (значимость критерия - 60 %) (далее - Критерий N 2).
В отношении Критерия N 2 предусмотрен следующий показатель, раскрывающий содержание критерия оценки и учитывающий особенности оценки по критерию:
1) Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера.
Для оценки заявок по показателю: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера" (далее - Показатель N 1) установлен следующий порядок: "Сведения об опыте участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера - сведения о суммарной стоимости (в рублях) исполненных контрактов (договоров) по 44-ФЗ и 223-ФЗ.
Оценке подлежат контракты (договоры) с датой заключения начиная с 2013 года, исполненные без штрафных санкций, в том числе в части нарушения сроков, качества услуг и иных условий контрактов (договоров) по вине участника закупки. Подтверждается копиями контрактов (договоров) со всеми приложениями и актами выполненных работ. Подтверждающие опыт выполнения работ документы должны однозначно отражать стоимость (сумму) выполненных работ и период их выполнения.
Дополнительно к подтверждающим документам сведения могут быть представлены в виде таблицы.
Под работами сопоставимого характера понимаются строительно- монтажные работы на объектах инженерной и транспортной инфраструктуры, строительно- монтажные работы по благоустройству территорий.
Сведения об исполнении контрактов (договоров) аффилированными лицами участника закупки, учитываться при оценке заявок не будут. Порядок оценки заявок по критериям:
Оценка в 0 баллов по показателю присваивается участнику, не имеющему опыта выполнения работ сопоставимого характера (в том числе за требуемый период) либо в составе заявки которого отсутствуют сведения об опыте выполнения работ, подтвержденном приложенными документами (копиями контрактов (договоров) и актами сдачи-приемки выполнения работ).
Максимальным признается предложение участника закупки, в заявке которого представлены сведения об успешно (без нарушений условий контрактов (договоров) по вине участника) выполненных работах сопоставимого характера с наибольшей суммарной стоимостью, подтвержденные приложенными документами (копиями контрактов (договоров), актами сдачи-приемки выполненных работ и иными документами), подтверждающими выполнение работ сопоставимого характера за указанный период.
Количество баллов, присуждаемых по показателю ( ), определяется по формуле:
,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя.
- предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
- максимальное предложение из предложений по показателю оценки, сделанных участниками закупки.
Рейтинг заявки по критерию оценки "Квалификация участников закупки" равен сумме оценок в баллах, полученных участником по результатам оценки по показателю данного критерия оценки, с учетом коэффициента значимости критерия оценки".
Как следует из пояснений представителей Заказчика, Уполномоченного органа, подтверждением опыта для оценки по Показателю N 1 будут являться все контракты по успешному выполнению работ сопоставимого характера, с датой заключения начиная с 2013 года.
Вместе с тем, согласно части 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Закон о контрактной системе применяется к отношениям, связанным с осуществлением закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, извещения об осуществлении которых размещены в ЕИС либо приглашения принять участие в которых направлены после дня вступления в силу Закона о контактной системе. К отношениям, возникшим до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, он применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после дня его вступления в силу, если иное не предусмотрено статьей 112 Закона о контрактной системе. Государственные и муниципальные контракты, гражданско-правовые договоры бюджетных учреждений на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, заключенные до дня вступления в силу Закона о контрактной системе, сохраняют свою силу.
Из вышесказанного следует, что нормы Закона о контрактной системе распространяются на контракты, заключенные в 2013 году и исполненные после его принятия. Таким образом, указанные контракты также могут быть представлены как подтверждение опыта для оценки по показателю N 1.
Вместе с тем, на заседание Комиссии заявителем не представлено доказательств, подтверждающих, что порядок оценки, установленный заказчиком, Уполномоченным органом содержит противоречия, что вводит в заблуждение участников закупки.
5. Согласно пункту 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе извещение о проведении запроса предложений должно содержать следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам запроса предложений, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса предложений в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 14 технического задания Запроса предложений "Требования к качественным характеристикам работ и услуг, требования к функциональным характеристикам товаров, в том числе подлежащих использованию при выполнении работ, оказании услуг" установлено, в том числе следующее: "Характеристики используемых материалов должны быть отражены участником торгов в сведениях о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара".
Вместе с тем, согласно пояснениям представителей Заказчика, Уполномоченного органа, в составе заявки на участие в Запросе предложений нет необходимости представлять сведения о качестве, технических характеристиках товара, его безопасности, функциональных характеристиках (потребительских свойствах) товара. Наличие указанного требования в документации Запроса предложений является технической ошибкой.
Таким образом, действия Заказчика, Уполномоченного органа, установивших излишнее требование к составу заявки на участие в Запросе предложений, нарушают пункт 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе нарушают часть 14 статьи 21 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что выявленное нарушение не повлияло на результаты закупки, так как на участие в Запросе предложений подано 2 заявки, признанные соответствующие требованиям документации Запроса предложений.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Муравей" обоснованной в части несоблюдения сроков публикации извещения о проведении закупки относительно внесения изменения в план график и в части установления излишнего требования к составу заявки на участие в Запросе предложений.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушения части 14 статьи 21, пункта 2 части 4 статьи 83 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленные нарушения Закона о контрактной системе не повлияли на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. В связи с тем, что материалы дела по выявленным нарушениям переданы на основании решения от 10.08.2017 по делу N К - 1024/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России, материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях не передавать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 10 августа 2017 г. N К-1025-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 15.08.2017