Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ООО "СоюздорНИИ" (далее - Заявитель) на действия ФКУ "Управление автомобильной магистрали Москва-Бобруйск Федерального дорожного агентства" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Заказчика (далее - Аукционная комиссия), АО "ЭТС" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения: - Капитальный ремонт автомобильной дороги М-3 "Украина" Москва-Калуга-Брянск-граница с Украиной, подъезд к г.Калуга км 3+177 - км 14+960 в Калужской области, 1 этап - км 3+177 - км 6+990 (право, тросовое осевое ограждение), км 8+083 - км 14+460 (право, тросовое осевое ограждение); - Капитальный ремонт автомобильной дороги М-3 "Украина" Москва-Калуга-Брянск-граница с Украиной, подъезд к г.Калуга км 3+177 - км 14+960 в Калужской области, 2 этап - км 3+177 - км 6+990 (лево), км 8+083 - км 14+460 (лево), км 14+460 - км 14+960 (номер извещения 0337100016517000088) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. При определении начальной (максимальной) цены контракта при распределении объемов по годам не применен прогнозный индекс - дефлятор перевода в цены 2018 г. к стоимости работ по разработке рабочей документации.
2. Проектная документация размещена не в полном объеме, а именно отсутствуют сметы "Устройство барьерного и тросового ограждения", Обустройство дороги и установка дорожных знаков" в доступном для общего пользования формате АРПС.
3. Объемы работ и материалов, установленных в документации об Аукционе ("Ведомость объемов и стоимости работ") не соответствуют проектной документации.
4. В документации об Аукционе установлены условия выполнения работ в соответствии с ГОСТ, утратившим силу.
5. Заказчиком неправомерно внесены изменения в документацию об Аукционе путем размещения смет в разделе разъяснений положений документации об Аукционе, при этом не продлив срок подачи заявок.
Заказчик не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее-ЕИС) - 21.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 1 038 123 703 рубля;
3) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
4) дата и время окончания подачи заявок на участие в Аукционе 07.08.2017;
5) дата проведения Аукциона - 11.08.2017;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) к участию в Аукционе допущен 1 участник закупки;
8) в соответствии с частью 8 статьи 67 Аукцион признан несостоявшимся.
1. По мнению Заявителя, при определении начальной (максимальной) цены контракта при распределении объемов по годам не применен прогнозный индекс - дефлятор перевода в цены 2018 г. к стоимости работ по разработке рабочей документации.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении соблюдения требований к обоснованию закупок, предусмотренных статьей 18 Закона о контрактной системе, и обоснованности закупок; обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график.
В соответствии с частью 9 статьи 99 Закона о контрактной системе контроль в сфере закупок в соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе осуществляется в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, в отношении закупок для обеспечения федеральных нужд;
2) органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации;
3) органом муниципального финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) местной администрации, в отношении закупок для обеспечения муниципальных нужд.
В связи с тем, что контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта осуществляется органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, довод Заявителя о формировании Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта, установленной в документации об Аукционе, с нарушением требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Комиссией не рассматривается.
2. Согласно доводу Заявителя проектная документация размещена не в полном объеме, а именно отсутствуют сметы "Устройство барьерного и тросового ограждения", Обустройство дороги и установка дорожных знаков" в доступном для общего пользования формате АРПС.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Как следует из жалобы Заявителя, Заказчиком размещены сметы "Устройство барьерного и тросового ограждения", Обустройство дороги и установка дорожных знаков" в формате "EstML", который используется только сметной программой "РИК" и не является общедоступным.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектная документация размещена в ЕИС в полном объеме. Вместе с тем, представители Заказчика сообщили, что разъясняя положения документации об Аукционе, Заказчиком повторно размещены вышеуказанные сметы, в том числе в формате АРПС.
Вместе с тем, представителями Заявителя не представлено доказательств, подтверждающих, что Заказчиком не размещена проектная документация в полном объеме.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Объемы работ и материалов, установленных в документации об Аукционе ("Ведомость объемов и стоимости работ") не соответствуют проектной документации, например, в отношении объемов устройства асфальтобетонного покрытия по типу 2, а именно: "Покилометровая ведомость дорожной одежды" "12-2014-ПИР-1.1-ТКР-В-13;В-14" Тома 3.2. Автомобильная дорога проектной документации содержит информацию в отношении общей площади асфальтобетонного покрытия 24 942, 71 м2, при этом "Ведомостью объемов и стоимости работ" приложения N 3/3/1-3/2 документации об Аукционе предусмотрено усиление существующей дорожной одежды общей площадью асфальтобетонного покрытия 23 392, 30 м2.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектной документацией предусмотрен капитальный ремонт автодороги в четыре этапа. Предметом закупки в рамках Аукциона в соответствии с утвержденным бюджетным заданием на 2017 год является выполнение работ по первому и второму этапам, в связи с чем Приложение N 3 к документации об Аукционе "Ведомость объемов и стоимости работ" определяет объемы работ, которые необходимо выполнить в рамках настоящей закупки (по первому и второму этапам).
При этом представители Заказчика пояснили, что уточнение объемов работ по конструктивным элементам объекта закупки предусматривается на этапе разработки рабочей документации, данный вид затрат включен в ведомость объемов и стоимости работ по предмету контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика дополнительно сообщили, что указанные требования установлены в соответствии с потребностью Заказчика и не подлежат указанию в составе заявки.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. В документации об Аукционе установлены условия выполнения работ в соответствии с ГОСТ, утратившим силу.
В приложениях N 2/1 и N 2/2 к документации об Аукционе установлено, в том числе следующее: "Для проведения испытаний геосинтетических материалов пробы отбираются по ГОСТ Р 50275-92 в присутствии всех заинтересованных сторон, в том числе возможно присутствие представителей испытательной лаборатории. Каждая отобранная проба представляет только одну партию продукции".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что ГОСТ Р 50275-92 действовал до 01.01.2016, при этом проектно-сметная документация получила положительное заключение 18.12.2015. Таким образом, на момент утверждения проектно-сметной документации ГОСТ Р 50275-92 не был отменен.
Вместе с тем, представители Заказчика сообщили, что взамен ГОСТ Р 50275-92, утратившего силу 01.01.2016, введен в действие ГОСТ ISO 9862-2014.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего надлежащим образом в документации об Аукционе описание объекта закупки, а именно установившего требование о соответствии товаров ГОСТ, утратившему силу, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно внесены изменения в документацию об Аукционе путем размещения смет в разделе разъяснений положений документации об Аукционе, при этом не продлив срок подачи заявок.
В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что проектная документация размещена в ЕИС в полном объеме. Вместе с тем, представители Заказчика сообщили, что разъясняя положения документации об Аукционе, Заказчиком повторно размещены вышеуказанные сметы, в том числе в формате АРПС. При этом представители Заказчика сообщили, что изменения в документацию об Аукционе не вносились.
Вместе с тем, представителями Заказчика не представлено доказательств, что Заказчиком внесены изменения в документацию об Аукционе путем размещения смет в разделе разъяснений положений документации об Аукционе, в связи с чем довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
6. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Согласно части 4 статьи 67 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае: 1) непредоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, или предоставления недостоверной информации; 2) несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, требованиям документации о таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в ряде пунктов Приложения N 1 к Техническому заданию NN 2/1-2/2 "Требования к техническим характеристикам материалов (товаров), применяемых при выполнении работ по капитальному ремонту действующей сети автомобильных дорог общего пользования федерального значения работ" документации об Аукционе установлены требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели технологических процессов изготовления указанных товаров, результатов испытаний, такие, например, как (в настоящем решении содержатся примеры, указание которых не является исчерпывающим): по позиции "Смеси щебеночно-песчаные": "зерновой состав смеси должен соответствовать: номер смеси; наибольший размер зерен Д, мм; полный остаток, % по массе, на сите с размерами отверстий,мм", по позиции "Геосетка полиэфирная для армирования асфальтобетонных слоев дорожной одежды": "прочность при растяжении в продольном направлении, кН/м, не менее; Относительное удлинение при максимальной нагрузке в продольном направлении, %, не более; прочность растяжения в поперечном направлении, Кн/м, не менее; Относительное удлинение при максимальной нагрузке в поперечном направлении, %, не более; обеспечение гибкости материала на испытательном стержне радиусом 20 мм при температуре минус 10 °С", по позиции "Пиломатериалы хвойных пород": "Параметр шероховатости поверхности пиломатериалов Rmmax: не более 1250 мкм. Покоробленность, продольная по пласти и кромке, крыловатость: стрела прогиба в долях длины пиломатериала не более 0,4 %" и другие.
Комиссия приходит к выводу, что документация об Аукционе устанавливает требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Аукционе помимо конкретных показателей товаров, используемых при выполнении работ, сведения о результатах испытаний таких товаров, непредусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе, а также конкретные показатели веществ, материалов, применяемых при изготовлении указанных товаров.
Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в документации об Аукционе надлежащие требования к содержанию заявки, нарушают пункт 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Комиссией установлено, что неустановление Заказчиком надлежащих требований к содержанию заявки повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 08.08.2017 N 0337100016517000088-1-1 участнику закупки с порядковым номером заявки "2" отказано в участии в Аукционе в связи с предоставлением недостоверной информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Закона о контрактной системе, по таким показателям материалов как, например, "покоробленность поперечная:стрела прогиба в долях ширины пиломатериала", "покоробленность, продольная по пласти и кромке, крыловатость: стрела прогиба в долях длины пиломатериала", "покоробленность, продольная по пласти и кромке, крыловатость:стрела прогиба в долях длины пиломатериала".
Учитывая, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар, предлагаемый к использованию при выполнении работ, для представления подробных сведений о веществах, результатах испытаний, материалах, применяемых при изготовлении такого товара, Аукционной комиссией неправомерно принято решение об отказе участникам закупки с порядковым номером "2" в допуске к участию в Аукционе, что нарушает часть 5 статьи 67 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. В соответствии с частью 23 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги превышает размер, установленный Правительством Российской Федерации, в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 04.09.2013 N 775 "Об установлении размера начальной (максимальной) цены контракта при осуществлении закупки товара, работы, услуги, при превышении которой в контракте устанавливается обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять заказчику дополнительную информацию", установлены следующие размеры начальной (максимальной) цены контракта, при превышении которых в контракте должна быть указана обязанность поставщика (подрядчика, исполнителя) предоставлять информацию обо всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем 10 процентов цены контракта: 1 млрд. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения федеральных нужд; 100 млн. рублей - при осуществлении закупки для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд.
Согласно части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, указанная в части 23 статьи 34 Закона о контрактной системе информация предоставляется заказчику поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в течение десяти дней с момента заключения им договора с соисполнителем, субподрядчиком. При этом в контракте должна быть предусмотрена ответственность за непредоставление указанной информации путем взыскания с поставщика (подрядчика, исполнителя) пени в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пени ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от цены договора, заключенного поставщиком (подрядчиком, исполнителем) с соисполнителем, субподрядчиком в соответствии с настоящей частью. Пеня подлежит начислению за каждый день просрочки исполнения такого обязательства.
Изучив положения проекта контракта документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что в проекте контракта не установлена ответственность за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают часть 24 статьи 34 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
8. Кроме того, решением комиссии ФАС России по контролю сфере закупок от 08.08.2017 по делу N К-1011/17 в действиях Заказчика при проведении Аукциона, в том числе выявлены нарушения части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в установлении ненадлежащим образом ответственности сторон в проекте контракта документации об Аукционе; части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении дополнительных требований в соответствии с Постановлением Правительства от 04.02.2015 N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям", части 24 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившееся в неустановлении ответственности за непредставление информации о всех соисполнителях, субподрядчиках, заключивших договор или договоры с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), цена которого или общая цена которых составляет более чем десять процентов цены контракта.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "СоюздорНИИ" обоснованной в части установления ссылки на недействующий ГОСТ при описании объекта закупки.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения частей 1, 24 статьи 34, пунктов 1,2 части 1 статьи 64, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Аукционной комиссии нарушение части 5 статьи 67 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
5. Передать материалы от 11.08.2017 по делу N К-1035/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 августа 2017 г. N К-1035-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 16.08.2017