Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Полигон"
(далее - Заявитель) на действия ФГКУ "Росгранстрой" (далее - Заказчик) при проведении ЗАО "Сбербанк-АСТ" (далее - Оператор электронной площадки), Заказчиком электронного аукциона на право заключения контракта на выполнение работ по дооснащению международного многостороннего воздушного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации международного аэропорта Домодедово терминал 2 в рамках подготовки к Чемпионату мира по футболу в Российской Федерации в 2018 году
(номер извещения 0373100063317000055) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на Заказчика при проведении Оператор электронной площадки, Заказчиком Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика, Уполномоченного органа:
1. В извещении и документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены запреты, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд
(далее - Постановление N 1236) и постановлением Правительства от 14.01.2017
N 9 "Об установлении запрета на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 9)
2. Положения технического задания документации об Аукционе, а именно "Поставка ПС ФСБ", вводят в заблуждение участников закупки, в связи с тем, что являются неисполнимымм в рамках исполнения государственного контракта.
3. Документация об Аукционе не содержит требования о том, что участник закупки не является офшорной компанией.
4. Документацией об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе.
5. В документации об Аукционе отсутствуют параметры эквивалентности.
Представители Заказчика не согласились с доводами Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 20.07.2017;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 450 044 030 рублей;
3) дата и время окончания подачи заявок - 07.08.2017.
4) на участие в Аукционе подано 3 заявки от участников закупки;
5) к участию в Аукционе допущено 3 участника закупки;
6) во время проведения Аукциона предложение о цене контракта подавало 2 участника закупки;
7) победителем Аукциона признан участник с порядковым номером заявки N 3 с минимальным предложением о цене контракта 353 284 563,55 рублей.
1. По мнению Заявителя, в извещении и документации об Аукционе ненадлежащим образом установлены запреты, предусмотренные Постановлением N 1236 и Постановлением N 9.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей Правительством Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Постановления N 1236 устанавливается запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в реестре отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с пунктом 2 Постановления N 9, установлен запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, предусмотренных приложением к настоящему постановлению, для целей осуществления закупок товаров для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда производство таких товаров на территории Российской Федерации отсутствует.
В соответствии с пунктом 15 раздела II документации об Аукционе, установлены запреты в соответствии с Постановлением N 1236, а также запреты в соответствии с Постановлением N 9.
В извещении о проведении Аукциона установлены запреты на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Закона о контрактной системе.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что запреты, предусмотренные Постановлением N 1236 установлены в связи с тем, что требованиями технического задания предусмотрена поставка программного обеспечения, а запреты, предусмотренные Постановлением N 9, в связи с тем, что закупка осуществляется для нужд безопасности государства.
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
При этом Заявителем на заседании комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода, в связи с чем, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя, положения технического задания документации об Аукционе, а именно "Поставка ПС ФСБ", вводят в заблуждение участников закупки, в связи с тем, что являются неисполнимым в рамках исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 1 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что согласно пункту 10 технического задания документации об Аукционе по ряду позиций установлены требования - "Поставка ПС ФСБ".
При этом представители Заказчика пояснили, что данное требование не подразумевает поставку участником закупки оборудования, а необходимость такого требования обусловлена проведением участником закупки
пуско-наладочных и монтажных работ на оборудовании, поставляемом пограничной службой Федеральной службы безопасности Российской Федерации.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. По мнению Заявителя, документация об Аукционе не содержит требования о том, что участник закупки не является офшорной компанией
Согласно части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлены единые требования к участникам закупки, в том числе пунктом 10 статьи 31 Закона о контрактной системе, установлено, что участником закупки не является офшорной компанией.
В соответствии с пунктом 9 раздела 4 документации об Аукционе, установлено требование, что участник закупки не является офшорной компанией.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
4. Согласно доводу Заявителя, документацией об Аукционе ненадлежащим образом установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе.
Согласно части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлен исчерпывающий перечень документов и информации, которые должны содержаться в составе второй части заявки на участие в аукционе.
В соответствии с частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 статьи 66 Закона о контрактной системе документов и информации, не допускается.
Положениями части I раздела I документации об Аукционе, установлены требования к составу второй части заявки на участие в Аукционе, в том числе:
1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения, почтовый адрес (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника аукциона (для иностранного лица) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона;
2) копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией. При этом не требуется предоставление указанных документов, если в соответствии с законодательством РФ они передаются вместе с товаром;
3) решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копия данного решения в случае, если требование о необходимости наличия данного решения для совершения крупной сделки установлено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) учредительными документами юридического лица и для участника такого аукциона заключаемый контракт или предоставление обеспечения заявки на участие в таком аукционе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.
4) документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным подпунктом 1 пункта 2 раздела 4 части I и пунктом 4 раздела 4 Части I документации об Аукционе или копии этих документов (если такие документы установлены, информация о них содержится в информационной карте аукциона), а также декларация о соответствии участника аукциона требованиям, установленным подпунктами 2-8 пункта 2 раздела 4 части I документации об Аукционе.
При этом разделом IV документации об Аукционе в соответствии со статьей 31 Закона о контрактной системе установлены требования, которым должен соответствовать участник Аукциона.
Изучив положения документации об Аукционе, Комиссия приходит к выводу, что требования к составу второй части заявки, установленные документацией об Аукционе не противоречат требованиям, предусмотренным Законом о контрактной системе.
6. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе отсутствуют параметры эквивалентности.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: 1) описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе, установлены, в том числе, следующие требования к поставляемым товарам: "Принтер HP LaserJet 1102", "Удлинитель Axis". При этом в документации об Аукционе не установлены параметры эквивалентности, а также параметры, позволяющие определить соответствие закупаемого товара потребностям Заказчика.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия Заказчика нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), поскольку по данному основанию ни была отклонена ни одна заявка на участие в Аукционе.
Учитывая, что указанное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении указанного нарушения Закона о контрактной
системе не выдавать.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Полигон" обоснованной в части неустановления в документации об Аукционе параметров эквивалентности товаров.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание не выдавать.
4. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы дела от 11.08.2017 N К-1036/17 для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 11 августа 2017 г. N 430
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2017