Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев жалобу ООО "Линус" (далее - Заявитель) на действия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, конкурсной комиссией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - Конкурсная комиссия) открытого конкурса на право заключения государственного контракта на оказание услуг по сопровождению информационно-аналитической системы "Безопасность полетов" (ИАС БП) (номер извещения 0173100005017000019) (далее - Конкурс), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" критерия "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" неправомерно установлен порядок оценки наличия опыта выполненных контрактов с одновременным использованием программного обеспечения с открытым исходным кодом "КУРС" и программного обеспечения с открытым исходным кодом "Django".
2. Заказчиком установлены требования в Техническом задании Конкурсной документации, не позволяющие определить объем и стоимость оказываемых услуг.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Конкурса Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 24.07.2017;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Конкурс;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 6 249 408,90 рублей;
4) дата окончания подачи заявок на участие в Конкурсе - 14.08.2017.
1. Согласно пункту 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с частью 5 статьи 53 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку заявок на участие в конкурсе, которые не были отклонены, для выявления победителя конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации.
Согласно части 7 статьи 53 Закона о контрактной системе на основании результатов оценки заявок на участие в конкурсе конкурсная комиссия присваивает каждой заявке на участие в конкурсе порядковый номер в порядке уменьшения степени выгодности, содержащихся в них условий исполнения контракта.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 11 Правил установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с частью 2 статьи 53 Закона о контрактной системе Конкурсная комиссия проверяет заявку на участие в конкурсе в том числе, на соответствие требованиям Закона о контрактной системе, извещению об осуществлении закупки и конкурсной документации.
Согласно Приложению к Правилам при закупки работ по созданию, развитию, обеспечению функционирования и обслуживанию государственных (муниципальных) информационных систем, официальных сайтов государственных (муниципальных) органов, учреждений Заказчик вправе установить минимальную значимость стоимостных критериев оценки - 30 % и максимальную значимость нестоимостных критериев оценки - 70 %.
В Конкурсной документации, в том числе, установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
Цена контракта - 30%;
Квалификация "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" - 70% (далее - Критерий N1).
В рамках Критерия N1 установлен, в том числе, показатель: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" (далее - Показатель N1).
"При оценке по данному показателю анализируется количество успешно исполненных контрактов за период с 1 января 2014 года по выполнению работ сопоставимого характера с ценой контракта (договора) не менее 25% от начальной (максимальной) цены контракта настоящего конкурса, условия которого предусматривают одновременное наличие следующих требований к используемым технологиям:
- ПО должно работать в трехзвенной архитектуре с использованием в качестве тонкого клиента следующих веб-браузеров: Internet Explorer 9 и выше, Mozilla Firefox, Google Chrome;
- в качестве базового программного обеспечения должно использоваться одновременно программное обеспечение с открытым исходным кодом КУРС (http://sourceforge.net/projects/course-showcase/?source=directory) и программное обеспечение с открытым исходным кодом Django (http://www.djangoproject.com).
Подтверждением успешного исполнения контрактов служат копии исполненных контрактов (договоров) с одновременным предоставлением технических заданий и копий актов приемки выполненных работ, оказанных услуг по таким контрактам.
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется по формуле:
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается;
Кmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки.
При этом, в случае отсутствия в заявке на участие в открытом конкурсе предложения об опыте участника конкурса по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема за период с 1 января 2014 г., подтвержденного копиями указанных выше документов, Единая комиссия вправе проставить такому участнику нулевой балл по данному показателю".
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что порядок оценки по Показателю N 1 не противоречит положениям Закона о контрактной системе и Правилам, при этом программное обеспечение СДКН УНА разработано на основе свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом для создания WEB-приложений: фреймворк Django (http://www.djangoproject.com), КУРС (http://sourceforge.net/projects/course-showcase/?source=directory).
Также программное обеспечение "КУРС" является программным обеспечением с открытым исходным кодом, доступным для скачивания в сети интернет.
На заседании Комиссии, представитель Заявителя не представил надлежащих доказательств, подтверждающих, что Заказчик неправомерно установил по Показателю N 1 Критерия N 1 условие о наличии опыта успешно выполненных контрактов с использованием в качестве базового программного обеспечения одновременно программного обеспечения с открытым исходным кодом "КУРС" и программного обеспечения с открытым исходным кодом "Django".
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
Вместе с тем, Комиссии не представляется возможным определить, какие успешно выполненные работы по контрактам, подлежащие оценке, являются работами сопоставимого характера.
Кроме того, в Конкурсной документации, в том числе, установлены следующие критерии оценки заявок на участие в Конкурсе:
В рамках Критерия N 1 установлен, в том числе, показатель: "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (далее - Показатель N 2).
"Подтверждением наличия в штате участника открытого конкурса штатных сотрудников (в том числе ключевых специалистов, руководителей), предполагаемых к привлечению выполнения работ, оказания услуг по предмету открытого конкурса служат документы, подтверждающие наличие трудовых отношений между специалистом и участником конкурса, а также копии дипломов о высшем образовании, свидетельства и др. документы о повышении квалификации, подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Данный показатель рассчитывается следующим образом:
"Предельно необходимое максимальное значение для показателя "Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" (Кпред) равно 10 штатных сотрудников (в том числе ключевых специалистов, руководителей).
Количество баллов, присуждаемых по данному показателю, определяется:
1) в случае если Kmax Kпред ,- по формуле:
2) в случае если Kmax Kпред ,- по формуле:
при этом НЦБmax = ,
где:
КЗ - коэффициент значимости показателя;
Ki - предложение участника открытого конкурса, которое оценивается;
Кmax - максимальное предложение из всех предложений участников открытого конкурса по данному показателю;
НЦБmax - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам открытого конкурса, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение.
При отсутствии в заявке на участие в открытом конкурсе предложения по квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, Единая комиссия вправе проставить такому участнику нулевой балл по данному показателю".
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу о неправомерности положений порядка оценки заявок по Показателю N 2 в связи с тем, что предоставление вышеуказанных сведений исключает возможность привлекать специалистов на основании заключаемых с ними договоров гражданско-правового характера на оказание услуг.
Кроме того, в рамках Критерия N 1 по Показателю N 2 установлено:
"Подтверждением наличия в штате участника открытого конкурса штатных сотрудников (в том числе ключевых специалистов, руководителей), предполагаемых к привлечению выполнения работ, оказания услуг по предмету открытого конкурса служат документы, подтверждающие наличие трудовых отношений между специалистом и участником конкурса, а также копии дипломов о высшем образовании, свидетельства и др. документы о повышении квалификации, подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг".
Вместе с тем, Конкурсной документацией не установлено, какие сведения о квалификации трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов) подлежат оценке, а именно в какой сфере должно быть соответствующее образование у сотрудников, предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг.
Таким образом, действия Заказчика, неправомерно установившего в Конкурсной документации вышеуказанный порядок оценки по Показателям N 1, N 2, нарушают пункт 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
2. По мнению Заявителя, Заказчик в Техническом задании Конкурсной документации установил требования, не позволяющие определить конкретный объем и стоимость оказываемых услуг.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В пункте 3.1 "Перечень товаров, работ, услуг. Требования к качеству" технического задания Конкурсной документации установлены, в том числе, следующие перечень услуг:
- внесение необходимых изменений в состав данных и форматы сервисов информационного обмена информационных систем Ространснадзора в соответствии с требованиями организационно-распорядительных документов;
- обновление программного обеспечения, поддерживающего функционирование программного кода информационно-аналитической системы "Безопасность полетов", в связи с переходом на современные стабильные версии;
- в случае изменений в ИАС БП по требованию нормативно-распорядительных документов выполняются изменения документации, инструктивных материалов пользователя в программе.
На заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что потребность в оказании данных услуг зависит от изменений законодательства Российской Федерации, а также требований организационно-распорядительных документов. Кроме того, объем таких услуг невозможно выразить в конкретных показателях.
На заседании Комиссии, представитель Заявителя не представил надлежащих доказательств того, что Заказчик в Техническом задании Конкурсной документации установил требования, не позволяющие определить конкретный объем и стоимость оказываемых услуг.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Линус" необоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 9 части 1 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, Конкурсной комиссии предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы от 14.08.2017 по делу N К-1040/17 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 14 августа 2017 г. N К-1040-17
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 17.08.2017