Резолютивная часть решения оглашена 08 августа 2017 года
Решение в полном объеме изготовлено 11 августа 2017 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:Членов комиссии:
в присутствии представителей:
Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" -
ООО "ИВА "Энергия" -
рассмотрев жалобу ООО "ИВА "Энергия" на действия Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту модульных газовых котельных (номер извещения N 0153100011617000176),
УСТАНОВИЛА:
01 августа 2017 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ООО "ИВА "Энергия" (далее - Заявитель) на действия Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту модульных газовых котельных (номер извещения N 0153100011617000176)(далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),Заказчику, оператору электронной площадкивыставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя на заседании комиссии пояснил, чтодокументация об аукционе составлена с нарушением положений ст.33 Закона о контрактной системе по следующим основаниям: в приложении к государственному контракту N3 отсутствует конкретизация вида проводимых работ, что не позволяет определить цену единицы выполняемых работ, напримерпо позиции 8 -замена затвора указана стоимость ремонтных работ 2045,37 руб., по позиции 13 указана замена поворотногокрана, что является аналогичным видом работ, что и в позиции 8, однако цена за ремонт указана иная - 2010,70 руб., по позиции 20 замена преобразователя давления указана стоимость работ 1005,32 руб., по позиции 21 замена датчика давления указана стоимость работы 702, 31 руб., при этом виды работ являются равнозначными, аналогично по позициям 29, 36 и позициям 44,46,54. Также, по мнению Заявителя, отсутствует информация о том на каком именно оборудовании необходимо выполнение данных ремонтных работ, в связи с чем, Заявителю невозможно сформировать свою цену. В приложении N2 к проекту контракта отсутствуют показатели эквивалентности, что не позволяет определить номенклатуру и цену поставляемого оборудования. В приложении N 2 к государственному контракту в позиции 9 "Бак мембранный расширительный" при описании показателей эквивалентности указаны не существующие в природе показатели (максимальная температура не менее 700С), также по позициям 10-15 "Клапан запорный" указана не существующая температура (максимальная рабочая температура не менее 950С).
Представитель Заявителя отказался от третьего довода жалобы.
Также, представитель Заявителя указал, что в представленной аукционной документации отсутствую сроки поставки запасных частей, с момента возникновения требования по их поставке.
Как указал представитель Заявителя, согласно проекта гос. контракта, п 4.1, "В случае производства ремонтных работ в отопительный период рабочая бригада Исполнителя должна установить причину аварийной остановки котельной и восстановить работоспособность котельной в течение 4 часов с момента прибытия на объект." Согласно текста проекта гос. контракта не понятно,кто будет определять причину аварии до выезда аварийной бригады на объект, а также кто будет предоставлять подрядчику запчасти, требующие замены в течении4часов в случае аварии в котельной в отопительный период. Без конкретизации обязанностей по обеспечению аварийной бригады запчастями невозможно понять механизм исполнения данного гос. Контракта, чтопротиворечит ст. 33 Закона о контрактной системе. Также,согласно пункта 2.4.5. проекта гос. контракта "Оплата за запасные части". В исключительных случаях, когда для исполнения обязательств Исполнителя, предусмотренных предметом настоящего Контракта, по письменному согласованиюс Заказчиком (уполномоченным представителем Заказчика) выполняются работы (оказываются услуги) или осуществляется замена оборудования, запасных частей (комплектующих) модульных газовых котельных, которые не перечислены и не имеют аналога (эквивалента) в приложениях N2-5 к настоящему Контракту, стоимость таких работ (услуг), оборудования, запасных частей (комплектующих) до указания ее в соответствующих актах выполненных работ подлежит обязательному согласованию с Заказчиком и не должна превышать среднюю рыночную стоимость данных работ (услуг), оборудования, запасных частей (комплектующих), СНИЖЕННУЮ НА КОЭФФИЦИЕНТ УСТУПКИ. Представитель Заявителя полагает, что согласно текста данного пункта Подрядчик должен выполнить неопределенные работы по неопределенной цене, и непонятно кто и в какой срок будет определять среднюю рыночную стоимость таких работ и запчастей, что не позволяет участнику аукциона сделать вывод о возможности исполнения им данного контракта.
Кроме того, как пояснил представитель Заявителя, в аукционной документации отсутствует требование к Подрядчику (или Субподрядчику) о наличии лицензии МЧС, поскольку в подпункте 16 таблицы "Оборудование котельной УКМ - 2 ВГЖ" указано, что техническому обслуживанию подлежит система автоматической пожарной и охранной сигнализации.
Представители Заказчика жалобу Заявителя просили признать необоснованной, указали, что аукционная документация соответствует требованиям Закона о контрактной системе, пояснили следующее: в техническом задании приведены конкретные модели модульных газовых котельных, подлежащих обслуживанию и ремонту (УКМ - 1 ВГЖ, УКМ - 2 ВГЖ, РАЦИОНАЛ-2000), таким образом, технические параметры обслуживаемого оборудования могут быть установлены заинтересованными лицами. Приложения N 3, 4, 5, к государственному контракту составлены заказчиком по результатам изучения (анализа) рынка на основании коммерческих предложений организаций, способных оказать услуги, предусмотренные документацией об аукционе, соответственно, стоимость работ (услуг), предусмотренных указанными приложениями, не имеет прямой зависимости от технических параметров обслуживаемого оборудования.
Представители Заказчика пояснили, что в отношении указания показателей эквивалентности запасных частей по позициям 8-16 в приложении N 2 к государственному контракту, в части указания значений максимальных рабочих температур оборудования допущена техническая опечатка.Так, значение "°С" при копировании и изменении формата редактирования приняло вид "ОС", таким образом, все значения температур в результате такой опечатки температур стали иметь вид: 700С вместо 70 °С, 950С вместо 95 °С и так далее. Данная опечатка видна в позициях 30, 31, 34, где значения "ОС" указаны через пробел (400 ОС, 50 ОС, 60 ОС).
По существу довода об отсутствии в аукционной документации сроков поставки запасных частей, представители Заказчика пояснили, что поставка запасных частей не является предметом заключаемого контракта. Вместе с тем, сроки выполнения ремонтных работ с использованием запасных частей, указанных в приложении N 2 к государственному контракту четко установлены п. 4.1 проекта государственного контракта.
Представители Заказчика пояснили, что в соответствии с формулировкой абз. 2 п. 4.3., абз. 4 п. 2.4.5. проекта государственного контракта работы (в рамках предмета контракта), которые не перечислены в приложениях, не могут выполняться по инициативе или по требованию заказчика, а значит, указанные пункты не возлагают дополнительных обязательств на исполнителя
Также, представители Заказчика указали, что в техническом задании приведен полный перечень оборудования котельных, включая систему автоматической пожарной и охранной сигнализации. Вместе с тем, в приложениях N 4, 5 к государственному контракту, которыми предусмотрен перечень мероприятий, проводимых при техническом обслуживании (ТО-1, ТО-2), мероприятия по обслуживанию системы автоматической пожарной и охранной сигнализации котельных в рамках заключаемого контракта не предусмотрены, в связи с чем, требование о наличии лицензии МЧС к участникам не устанавливалось.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, заслушав доводы сторон, пришла к следующим выводам:
17.07.2017 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту модульных газовых котельных.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 800 000 рублей.
Документация об аукционе утверждена Заказчиком.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта определяется и обосновывается заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:
1) метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
2) нормативный метод;
3) тарифный метод;
4) проектно-сметный метод;
5) затратный метод.
Согласно аукционной документации, Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта применен метод (анализа) рынка на основании коммерческих предложений организаций.
В соответствии с частью 8 статьи 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль в отношении обоснования начальной (максимальной) цены контракта.
В связи с изложенным, Комиссия Оренбургского УФАС России довод Заявителя, касающийся неправомерности определения различной цены за ремонтные работы идентичного между собой оборудования, оставляет без рассмотрения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов "или эквивалент", за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, использование, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а такжетребования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Исходя из совокупности вышеуказанных норм, Заказчик формирует требования к материалам, исходя из своих потребностей, соблюдая ограничения, установленные положениями Закона о контрактной системе.
Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив аукционную документацию (приложение N2), с учетом пояснений представителей Заказчика, установила, что Заказчиком по позициям 9-15 запасных частей допущена техническая опечатка, а именно указаны некорректные показатели эквивалентности, что нарушает п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
Комиссия Оренбургского УФАС России, изучив проект контракта, установила, что последний содержит информацию относительно сроков выполнения работ (оказания услуг), в частности: 4.1. Аварийно-диспетчерское обслуживание осуществляется постоянно с момента заключения контракта до 31.21.2017 г.
Срок проведения ТО-2: в течение 45 дней с момента заключения контракта (конкретные даты оказания услуг по техническому обслуживанию модульных газовых котельныхна каждом из объектов Заказчика устанавливаются Исполнителем в Календарном плане, который составляется на основании п. 3.4.2. настоящего Контракта).
Срок проведения ТО-1: до 30 ноября 2017 г. (конкретные даты оказания услуг по техническому обслуживанию модульных газовых котельныхна каждом из объектов Заказчика устанавливаются Исполнителем в Календарном плане, который составляется на основании п. 3.4.2. настоящего Контракта).
Ремонт котельных осуществляется в течение срока действия контракта по заявкам заказчика, при выявлении неисправностей, при возникновении аварийных ситуаций. В случае проведения ремонта по заявке Заказчика прибытие работников, специалистов для ремонта и устранения причин неисправностей оборудования модульных газовых котельных осуществляется в течение 10 рабочих дней с момента уведомления Исполнителя об обнаружении неисправности.
Работы по текущему ремонту оборудования модульных газовых котельных на объектах Заказчика должны быть завершены в течение 5 дней с момента прибытия представителей Исполнителя на объект Заказчика.
В случае производства ремонтных работ в отопительный период рабочая бригада Исполнителя должна установить причину аварийной остановки котельной и восстановить работоспособность котельной в течении 4 часов с момента прибытия на объект.
В случае возникновения аварии модульных газовых котельных на объектах Заказчика прибытие работников, специалистов Исполнителя для устранения аварии и осуществления ремонтно-восстановительных работ оборудования модульных газовых котельных должно осуществляться:
- на объект Заказчика вс. Илек в течение 3 часов с момента оповещения Исполнителя (письменно или по телефону);
- на объект Заказчика вс. Ташла в течение 4 часов с момента оповещения Исполнителя (письменно или по телефону);
- на объект Заказчика в п. Первомайский в течение 5 часов с момента оповещения Исполнителя (письменно или по телефону).
Устранение аварий модульных газовых котельных и осуществление ремонта оборудования модульных газовых котельных осуществляется Исполнителем в срок, не превышающий допустимую продолжительность перерыва подачи коммунальных услуг, установленную в соответствии с "Требованиями к качеству коммунальных услуг", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
В связи с изложенным, довод Заявителя об отсутствии в проекте контракта информации о сроках поставки запасных частей, является несостоятельным.
В силу ч.1 ст.34 Закона о контрактной системе, контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
В соответствии с частью 1 статьи 95 Закона о контрактной системе изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, также ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе устанавливает исчерпывающий перечень случаев изменения существенных условий контракта, в случае если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом.
Согласно проекту контракта, Заказчиком установлено следующее: в исключительных случаях, когда для исполнения обязательств Исполнителя, предусмотренных Контрактом, требуется выполнить работы (оказать услуги) или осуществить замену оборудования, запасных частей (комплектующих) модульных газовых котельных, которые не перечислены и не имеют аналога (эквивалента) в приложениях N 2 - 5 к настоящему Контракту по письменному согласованию с Заказчиком допускается выполнение (оказание) таких работ (услуг), установка оборудования, запасных частей (комплектующих), при этом стоимость таких работ (услуг), оборудования, запасных частей (комплектующих) должна устанавливаться с учетом п. 2.4.5. настоящего Контракта. Оборудование, запасные части (комплектующие), которые являются аналогом (эквивалентом) перечисленным в приложении N 2 к настоящему Контракту допускается использовать при выполнении работ (оказании услуг) только по письменномусогласованиюСторонпри соблюдении условий, установленных частью 7 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ, допускающих использование оборудования, запасных частей (комплектующих) качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками оборудования, запасных частей (комплектующих), указанных в приложении N 2 к настоящему Контракту. Стоимость такого оборудования, запасных частей (комплектующих) с "улучшенными характеристиками" не должна превышать стоимости соответствующего оборудования запасной части (комплектующей), указанной в приложении N 2, по отношению к которой данное оборудование, запасные части (комплектующие) считаются с "улучшенными характеристиками".
Комиссия Оренбургского УФАС России полагает, что данные положения контракта нарушают ч.1 ст.34, ч.1 ст.95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Комиссией Оренбургского УФАС России, в ходе рассмотрения настоящей жалобы установлено, что мероприятия по обслуживанию системы автоматической пожарной и охранной сигнализации котельных не входят в перечень услуг указанного контракта, в связи с чем, требование о наличии лицензии МЧС установлению не подлежит и жалоба Заявителя в данной части является необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п.2 ч.22 ст. 99, ч. 3 ст. 99, ч. 5 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1.Признать жалобуООО "ИВА "Энергия" на действия Федерального государственного казенного учреждения "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, техническому обслуживанию и ремонту модульных газовых котельных (номер извещения N 0153100011617000176), частично обоснованной.
2.ПризнатьФедеральное государственное казенное учреждение "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" нарушившим положения ч.1 ст.34, ч.1 ст.95,п.1 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать Федеральному государственному казенному учреждению "Пограничное управление Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Оренбургской области" предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Члены комиссии |
|
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 8 августа 2017 г. N 998
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.08.2017